Исихазм

Автор Тема: Нисаргадатта о реализации, о личности и индивидуальности  (Прочитано 6014 раз)

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

небольшая подборка из учений мастера адвайты Нисаргадатта Махараджа:

Цитировать
В: Джняни (просветленный)  – это свидетель или Высшее?
М:  Высшее, конечно, но его можно также рассматривать как свидетеля вселенной.
В:  Но он остаётся личностью?
М:  Когда вы считаете себя личностью, вы везде видите личности. В действительности личности нет, есть только нити памяти и привычки. В момент реализации личность исчезает. Индивидуальность остаётся, но индивидуальность – это не личность, индивидуальность присуща самой реальности. Личность не существует сама по себе, она есть отражение свидетеля, «я есть», являющегося формой бытия, в уме.

***
М:  Повседневная жизнь – это жизнь действий. Нравится вам это или нет, но вы должны действовать. Всё, что вы делаете во имя себя, накапливается и становится взрывоопасным, и однажды оно вырывается и опустошает вас и ваш мир. Когда вы обманываете себя, что трудитесь во благо других, это только ухудшает дело, потому что действовать согласно собственным идеям о том, что хорошо для других, – неправильно. Человек, утверждающий, что знает, что хорошо для других, опасен.
В:  Тогда как нужно действовать?
М:  Не для себя, не для других, а во имя самого процесса. Вещь, достойная исполнения, является своей собственной целью и смыслом. Не делайте ни из чего средство для чего‑то ещё. Не связывайте. Бог создаёт одни вещи не для того, чтобы они прислуживали другим. Каждая вещь создана для самой себя. Поскольку она создана только для себя, она ничему не мешает. Вы используете вещи и людей для целей, чуждых им, опустошая свой мир и себя.

***
М:  Всё правильно. Если есть тело, его особенности влияют на личность. Без тела у нас есть чистая индивидуальность в чувстве «я есть».

***
М:  Разговоры – не моё хобби. Иногда я говорю, иногда нет. Говорю я или нет – это часть конкретной ситуации, которая не зависит от меня. Когда возникает ситуация, в которой я должен говорить, я слышу себя говорящим. В какой‑то другой ситуации я могу не слышать себя говорящим. Мне это всё равно. Говорю я или нет, свет и любовь того, что я есть, не затрагиваются, они не подвластны моему контролю. Они есть, и я знаю, что они есть. Есть радостное осознание, но нет того, кто радостен. Конечно, есть индивидуальность, но это индивидуальность колеи памяти, подобной индивидуальности последовательности картин на всегда присутствующем экране. Без света и экрана не может быть картин. Восприятие картины как игры света на экране освобождает от представления о реальности картины.

***
В:  Состояние индивидуальности остаётся?
М:  Состояние индивидуальности неотделимо от реальности и никогда не исчезает. Но эта индивидуальность не является ни мимолётной личностью (вьякти ), ни той индивидуальностью, которая связана кармой (авьякта ). Это то, что остаётся, когда всё самоотождествление отбрасывается как ложное. Чистое сознание, чувство бытия – это всё, что есть или может быть. Сознание чисто в начале и чисто в конце, в промежутке оно загрязняется воображением, стоящим у истоков творения. Во все времена сознание остаётся тем же самым. Знать его таким, какое оно есть, – это реализация и безвременный покой.

***
В:  В Реальности есть какие‑то сущности?
М:  Индивидуальность есть Реальность, Реальность есть индивидуальность. Реальность – это не какая‑то бесформенная масса, бессловесный хаос. Она могучая, осознающая, пронизанная блаженством, она может быть сравнима с вашей жизнью, как солнце со свечой.

***
В:  Я так понимаю, что каждый обязан реализоваться. Это долг или судьба?
М:  Реализуется тот факт, что вы не являетесь личностью. Поэтому это не может быть долгом личности, чья судьба – исчезнуть. Её судьба – это долг того, кто воображает себя личностью. Выясните, кто это, и воображаемая личность исчезнет. Освобождаются всегда от чего‑то. От чего вам освобождаться? Очевидно, вы должны освободиться от личности, которой считаете себя, поскольку именно ваши представления о себе держат вас связанными.
В:  Как изъять личность?
М:  Намерением. Поймите, что она должна уйти, и пожелайте, чтобы она ушла, – и она уйдёт, если вы будете настойчивы. Кто‑то, кто угодно, скажет вам, что вы являетесь чистым сознанием, а не телом‑умом. Примите это как возможность и исследуйте с искренней устремлённостью. Вы можете сами обнаружить, что не являетесь личностью, ограниченной в пространстве‑времени. Подумайте, как это всё меняет!
В:  Если я не являюсь личностью, тогда что я такое?
М:  Мокрая одежда выглядит, ощущается, пахнет по‑другому, пока она мокрая. Когда она высыхает, это опять нормальная одежда. Вода оставила её, и кто теперь может догадаться, что она была мокрая? Ваша истинная природа не похожа на то, чем вы кажетесь. Отбросьте идею того, что вы личность, вот и всё. Вам не нужно становиться тем, что вы есть. Есть индивидуальность того, чем вы являетесь, и есть личность, наложенная на это. Вы знаете только личность, а индивидуальность, которая не является личностью, вам не известна, потому что вы никогда не сомневались, никогда не задавали себе ключевого вопроса «Кто я?». Индивидуальность – это свидетель личности, и садхана  состоит в перемещении внимания от поверхностной и изменчивой личности к неизменному и всегда присутствующему свидетелю.

***
В:  Вы могли бы дать нам почувствовать вкус самореализации?
М:  Берите всё! Оно для тех, кто попросит. Но вы не просите. Даже когда вы просите, вы не берёте. Выясните, что мешает вам взять.
В:  Я знаю, что мешает. Моё эго.
М:  Вот и занимайтесь своим эго, а меня оставьте в покое. Пока вы заперты внутри своего ума, моё состояние вне пределов вашей досягаемости.
В:  Кажется, у меня больше нет вопросов.
М:  Если бы вы действительно воевали со своим эго, вы бы задали ещё много вопросов. У вас кончились вопросы, потому что вы не заинтересованы по‑настоящему. В настоящее время вами движет принцип удовольствия‑боли, то есть эго. Вы сотрудничаете с эго, а не боретесь с ним. Вы даже не осознаёте, насколько полно находитесь во власти личных соображений. Человек должен всегда бунтовать против самого себя, поскольку эго, как кривое зеркало, ограничивает и искажает. Это наихудший из всех тиранов, оно господствует над вами абсолютно.
В:  Если не будет «я», то кто будет свободен?
М:  Мир освободится от огромной неприятности. Уже неплохо.
В:  Неплохо для кого?
М:  Неплохо для всех. Оно как верёвка, натянутая посреди улицы и мешающая движению. Если её смотать, она останется как просто индивидуальность, которая может быть полезной. Плодом самоисследования является свобода от я‑эго.

***
В:  Как уделять внимание бессознательному?
М:  Держите «я есть» в фокусе осознания, помните, что вы есть , наблюдайте за собой непрерывно, и бессознательное вольётся в ваше сознание без специальных усилий с вашей стороны. Неправильные желания и страхи, ложные представления, социальные запреты блокируют бессознательное и препятствуют его свободному взаимодействию с сознательным. Когда эти двое могут свободно смешиваться друг с другом, они становятся одним, а один становится всем. Личность сливается со свидетелем, свидетель с осознанием, осознание с чистым бытием, но индивидуальность не теряется, теряются только её ограничения. Она преобразуется и становится истинным Я, садгуру , вечным другом и проводником. Вы не можете приблизиться к ней с помощью поклонения. Никакие внешние действия не могут достичь внутреннего «я», поклонения и молитвы остаются на поверхности; чтобы идти вглубь, нужна медитация, стремление выйти из состояний глубокого сна, сновидения и бодрствования. Вначале попытки нерегулярны, потом они происходят чаще, становятся регулярными, затем постоянными и интенсивными, пока все препятствия не будут преодолены.
В:  Препятствия к чему?
М:  К забыванию себя.

***
М:  Существование и несуществование относятся к чему‑то в пространстве и времени, здесь и сейчас, там и тогда, которые, в свою очередь, находятся в уме. Ум играет в разгадывание загадок, он всегда неуверен, охвачен тревогой и беспокоен. Вы противитесь обращению с вами как с инструментом какого‑то бога или Гуру и настаиваете, чтобы с вами обращались как с личностью, потому что не уверены в своём собственном существовании и не хотите отказаться от удобства и уверенности личности. Вы можете и не быть тем, чем себя считаете, но это даёт вам непрерывность, ваше будущее втекает в настоящее и становится прошлым без потрясений. Быть лишённым личностного существования страшно, но вы должны встретиться с этим лицом к лицу и найти свою индивидуальность в тотальности жизни.

***
В:  Пожалуйста, расскажите нам, продолжается ли сознание за пределами ума, или оно заканчивается с умом?
М:  Сознание приходит и уходит, осознание сияет неизменно.
В:  Кто осознаёт в осознании?
М:  Там, где есть личность, есть и сознание. «Я есть», ум, сознание означают одно и то же состояние. Если вы говорите «я осознаю», это будет только означать: «Я сознаю, что думаю об осознании». В осознании нет никакого «я есть».
В:  А свидетельствование?
М:  Свидетельствование существует в уме. Свидетель связан с наблюдаемым. В состоянии недвойственности все разделения исчезают.
В:  А вы? Вы продолжаете осознавать?
М:  Личность, концепция «я есть это тело, этот ум, эта цепочка воспоминаний, эта связка желаний и страхов» исчезает, но нечто, что вы могли бы назвать индивидуальностью, остаётся. Она позволяет мне становиться личностью, когда это требуется. Любовь создаёт свои собственные необходимости, даже пребывание личностью.
[/font][/size]

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Цитировать
В: Джняни (просветленный)  – это свидетель или Высшее?
М:  Высшее, конечно, но его можно также рассматривать как свидетеля вселенной.
В:  Но он остаётся личностью?
М:  Когда вы считаете себя личностью, вы везде видите личности. В действительности личности нет, есть только нити памяти и привычки. В момент реализации личность исчезает. Индивидуальность остаётся, но индивидуальность – это не личность, индивидуальность присуща самой реальности. Личность не существует сама по себе, она есть отражение свидетеля, «я есть», являющегося формой бытия, в уме.

На мой взгляд, это не очень совместимо с христианством. "Я есть" (Аз есмь) - так Бог о Себе свидетельствует. Это не форма бытия, это суть.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Цитировать
небольшая подборка из учений мастера адвайты Нисаргадатта Махараджа...

очень интересно... :-) а продолжение будет?  :-)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

На мой взгляд, это не очень совместимо с христианством. "Я есть" (Аз есмь) - так Бог о Себе свидетельствует. Это не форма бытия, это суть.
Вы ведь хотели понять адвайту, Елена.  Вот она, родимая  :-)
Адвайта – уже из названия недвойственна. И это – положение адвайты: кто пришел в своего "свидетеля", в простое "Я есть", стал един с "Аз Есмь", без всяких оговорок и двойственных ограничений. Это единение происходит в единой природе, присущей всем нам, как я понимаю из этого учения. Отсюда – (возможно) весьма парадоксальные для христиан выводы, которые приведу в цитатах ниже.
±
Истинное Я, в терминологии адвайтина. Я есть. Что это? Ум услужливо подсказывает – это сущность ума в сердце. Это – часть образа Божьего в нас. Но возможны ли переводы понятий – из традиции в традицию. А главное – нужны ли...  :wink:
« Последнее редактирование: 07 Май 2012, 02:34:15 от прозелит »

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Цитировать
О Любви
************
В:  Если я свободен, то почему я в теле?
М:  Вы не в теле, это тело в вас! Ум находится в вас. Тело и ум случились для вас. Они есть, потому что вы находите их интересными. Ваша природа обладает бесконечной способностью наслаждаться. Она полна пыла и влечения. Она распространяет своё сияние на всё, что попадает в фокус её осознания, ничто не исключается. Она не знает ни зла, ни уродства. Она надеется, верит, любит. Вы не знаете, сколько теряете, не зная своё истинное Я. Вы не являетесь ни телом, ни умом, ни топливом, ни огнём. Они появляются и исчезают в соответствии со своими законами.
Любите то, чем вы являетесь на самом деле, ваше истинное Я, и что бы вы ни делали, делайте это во имя собственного счастья. Найти его, узнать его, лелеять его – ваше основное стремление. С незапамятных времён вы любили себя, но не мудро. Используйте своё тело и ум мудро для служения своему Я, вот и всё. Будьте искренни со своим Я, любите его абсолютно. Не притворяйтесь, что любите других, как себя. Пока вы не осознаете, что они едины с вами, вы не сможете их любить. Не пытайтесь казаться тем, чем не являетесь, не отказывайтесь быть тем, что вы есть. Ваша любовь к другим является результатом знания себя, а не его причиной. Без самореализации никакая добродетель не будет подлинной. Когда вы узнаете без тени сомнения, что одна и та же жизнь течёт через всё, что есть, и что вы и есть эта жизнь, вы будете любить всех естественной и спонтанной любовью. Когда вы осознаете глубину и полноту своей любви к себе, вы узнаете, что каждое живое существо и вся вселенная омываются вашей любовью. Но когда вы видите что‑то как отличное от вас, вы не можете любить это, потому что боитесь этого. Разделение рождает страх, а страх углубляет разделение. Это порочный круг. Только самореализация может его разорвать. Будьте решительны в поиске её.
**********
В: Почему Бог сделал меня таким?

М: О каком Боге вы говорите? Что такое Бог? Разве он не тот самый свет, благодаря которому вы задаёте этот вопрос? «Я есть» само является Богом. Поиск и есть Бог. Благодаря поиску вы обнаруживаете, что не являетесь ни телом, ни умом, а любовь вашего Я существует для Я всего остального. Два есть одно. Сознание в вас и сознание во мне кажутся двумя, но на самом деле это одно. Ищите единства, это и есть любовь.

В:  Как найти эту любовь?

М:  Что вы сейчас любите? «Я есть». Отдайте этому своё сердце и ум, не думайте ни о чём другом. Когда это происходит естественно и без усилий, это и есть наивысшее состояние. В нём любовь сама является и любящим, и возлюбленным.
**********
M: <...>Пожалуйста, поймите, что я от вас ничего не хочу. Я говорю только в ваших интересах, потому что больше всего вы любите себя, вы хотите для себя защищённости и счастья. Не стыдитесь этого, не отрицайте этого. Любить себя – естественно и хорошо. Только вы должны знать, что  именно вы любите. Вы любите не тело, а Жизнь – восприятие, чувствование, думание, делание, любовь, стремление, созидание. Вы любите Жизнь, которая есть вы, которая есть всё. Осознайте это во всей полноте, вне любых разделений и ограничений, и все ваши желания растворятся в ней, потому что великое содержит малое. Так что найдите себя, потому что найдя это, вы найдёте всё.
Всем нравится быть. Но мало кто знает всю полноту этого. Вы узнаете это, сосредоточив свой ум на «я есть», «я знаю», «я люблю» с намерением проникнуть в самый глубокий смысл этих слов.
**************
В:  Мне трудно ухватить, что именно вы имеете в виду, говоря, что не являетесь ни объектом, ни субъектом. Вот сейчас, когда мы разговариваем, разве я не являюсь объектом вашего восприятия, а вы субъектом?

М:  Смотрите, мой большой палец касается указательного. Оба они касаются и являются тем, к чему прикасаются. Когда моё внимание фиксировано на большом пальце, он является чувствующим, а указательный – «Я». Сместите фокус внимания, и соотношение поменяется. Я обнаружил, что каким‑то образом, смещая фокус восприятия, я становлюсь той самой вещью, на которую смотрю, и испытываю тот тип сознания, который она имеет, я становлюсь внутренним свидетелем этой вещи. Я называю эту способность проникать в другие фокальные точки сознания любовью, вы можете назвать это как угодно. Любовь говорит: «Я есть всё». Мудрость говорит: «Я есть ничто». Между ними двумя течёт жизнь. Поскольку в любой точке пространства я могу быть как субъектом, так и объектом восприятия, я выражаю это, говоря, что я есть они оба, и ни один из них, и за пределами обоих.

В:  Вы делаете все эти необычные заявления о себе. Что заставляет вас говорить такие вещи? Что вы имеете в виду, говоря, что вы за пределами времени и пространства?

М:
  Вы задаёте вопрос, и ответ приходит. Я наблюдаю себя – я наблюдаю ответ и не вижу никакого противоречия. Для меня совершенно очевидно, что я говорю вам правду. Всё это очень просто. Только вы должны верить, что я имею в виду именно то, что говорю, что я абсолютно серьёзен. Как я вам уже сказал, мой Гуру показал мне мою истинную природу и истинную природу мира. Осознав, что я един с миром и в то же время вне его, я освободился от всех желаний и страхов. Я не рассудил, что должен быть свободен, я обнаружил себя свободным – неожиданно, без малейшего усилия. Эта свобода от желаний и страхов остаётся со мной с тех пор. Ещё одна вещь, которую я заметил, – это то, что мне не нужно прилагать усилий. Действие следует за мыслью без отсрочки и помех. Я также обнаружил, что мысли стали осуществляться сами, вещи встают на свои места гладко и правильно. Основное изменение произошло в уме – он стал неподвижным и тихим, реагирующим быстро, но не превращающим реакцию в привычку. Спонтанность стала стилем жизни, реальное стало естественным, естественное стало реальным. И во главе всего – бесконечная любовь, тёмная и спокойная, сияющая во всех направлениях, всеохватывающая, делающая всё интересным и красивым, значимым и подлинным.
******************
В: В моём поиске главного и отбрасывании несущественного есть ли место для творческой жизни? Например, я люблю рисовать. Поможет ли мне, если я буду отдавать своё свободное время рисованию?

М:  Что бы вы ни делали, наблюдайте свой ум. У вас наверняка бывают минуты полного внутреннего покоя и тишины, когда ваш ум абсолютно неподвижен. Если вы упустите их, вы упустите главное. Если заметите, тогда тишина ума растворит и впитает всё остальное.
Ваша трудность в том, что вы и хотите реальность, и боитесь её одновременно. Вы боитесь её, потому что не знаете. Привычные вещи известны, они кажутся вам безопасными. Неизвестное же неопределённо и потому опасно. Но знать реальность – значит пребывать с ней в гармонии. А в гармонии нет места страху.
Младенец знает своё тело, но не основанные на теле отличия. Он просто сознателен и счастлив. В конце концов, это и есть та цель, для которой он был рождён. Удовольствие быть  – простейшая форма любви к себе, которая позднее вырастает в любовь к Я. Будьте подобны младенцу, чтобы ничто не стояло между телом и Я. Постоянный шум физической жизни отсутствует. В глубокой тишине Я созерцает тело. Оно подобно листу белой бумаги, на котором ещё ничего не написано. Будьте подобны этому младенцу. Вместо того чтобы пытаться быть тем или этим, будьте счастливы быть . Вы будете полностью пробужденным наблюдателем поля сознания. Но между вами и этим полем не должно стоять никаких чувств и представлений.

В: Довольствоваться простым бытием кажется мне самой эгоистичной формой времяпровождения.

М:  Самая достойная форма эгоизма! Будьте эгоистом, отказавшись от всего, кроме Я. Когда вы любите Я и ничего больше, вы выходите за пределы эгоистичного и неэгоистичного. Все отличия теряют смысл. Любовь к одному и любовь ко всем сливаются в чистую и простую любовь, не адресованную никому, не обходящую никого. Оставайтесь в этой любви, погружайтесь в неё глубже и глубже, исследуйте себя и любите исследование, и вы решите не только свои проблемы, но и проблемы всего человечества. Вы будете знать, что делать. Не задавайте поверхностных вопросов, обратитесь к истокам, к самому корню вашего бытия.


Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Цитата: прозелит
Вы ведь хотели понять адвайту, Елена.  Вот она, родимая 

Цель у меня другая. Насчет самой адвайты  более-менее ясно. Задаюсь вопросом, насколько это совместимо с христианством.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Задаюсь вопросом, насколько это совместимо с христианством.
Совместимо... :-) с интегральным христианством... :-)


Юра, нельзя ли шрифт сделать немного покрупнее, а то глаза сломать можно... :-)

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Цитата: Gabriel
с интегральным христианством...

А что это такое - "интегральное христианство"?

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

прошу прощения за шрифт. Постил большие цитаты и решил, что крупный шрифт чересчур много места занимает...
Можно ведь нажать CTRL со значком "+" и посмотреть в увеличении, если правильно помню, какое клав.сокращение применяют на PC.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Елена, совместим опыт - пребывания в нашей общей неповрежденной истинной природе. И опыт не-бытия, тотальной совлеченности и развоплощенности.
Но выводы из этих опытов - совершенно разные.
После вникания))
стало понятно, что адвайта,например, учит как войти в нашу единую природу Сущего и быть в ней, в любви. Но эта природа по адвайте- изначально чиста, и никто ее не восстановил из падшего состояния. Достаточно отсечь личное омрачение и эта природа воссияет для тебя. Где тут Искупитель? Его нет, потому что нечего искуплять.
То есть, во Христе, но без надобности в крестном подвиге Христа. Это коан.
А затем адвайтин (то же и буддист в высших колесницах буддизма)- прямиком воссоединяется с Отцом. А где Христос? Адвайтин идет к непознаваемому Отцу через единую природу Я-ЕСТЬ. а буддист идет прямо к Отцу, в совлечении всего. Коан.
Далее. Бога-личности нет. Буддист все катафатические определения Бога видит, осознает. И те же апофатические определения. И применяет их...к Пустоте, к пустотности, к пространству. Адвайтин тож...
Коан...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Далее. Бога-личности нет.

?

Не поняла, разделяете ли вы сами эту точку зрения...

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Нет, не разделяю их воззрение касательно Бога-Отца. Но и сказать, что Он - личность, также не могу. Имо, Он - Сверхличность, вне привычных для человеческой личности фальшивых отождествлений и цепляний, исходящих от эго. Наверное, есть об этом у с.о., но мне это сейчас несущественно. Сказать Богу "ты" или "Вы" или еще что-то все равно не получится: ум встречается с Богом и затыкается в безмолвии. И в этот момент, который вне времени что может оценить этот заткнувшийся ум? Что Он - Личность? Возможно. Но Каллист называет Его в среднем роде. И это - тоже истинно. Ум кончает привычное дело - сличать и оценивать, затем ум просвещается светом и тогда приходит несомненное ведение Бога...дай Бог.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Сказать Богу "ты" или "Вы" или еще что-то все равно не получится: ум встречается с Богом и затыкается в безмолвии.

Вы же творите Иисусову молитву. В ней обращаетесь к Богу на "Ты".
Еще в Господней молитве вместе со Христом  обращаемся к Отцу - "Отче наш" (тоже на "Ты").