Цитата из третьей части работы:
«Несомненно, что в эстетическом типе религиозной жизни трудно искать любви. Думается, что и ненависть не находит себе места в нём. Есть только холодное высокомерное презрение к профанам и экстатическое любование красотой. Есть сухость, зачастую граничащая с формализмом, есть бережение себя и своего мира, такого гармоничного и устроенного, от вторжения всего, что может оскорбить и нарушить эту гармонию. И в этом неизбежном холоде эстетизма постепенно замораживаются даже огненные души».
Понимаю, что это условное разделение на типы религиозной жизни. Но этот – эстетический - также достаточно узнаваем. Мать Мария пишет о том, что такие люди избегают смотреть на неприглядные стороны внешней жизни. Хотела добавить к ее словам и мысль о том, что страх видеть внутреннего себя также некрасивым, уродливым, непривлекательным, отталкивает от того, что называют умным деланием. Ведь проще и эстетичнее читать цитаты из Святых Отцов или же посещать красивые богослужения, высказывать добропорядочные мысли и т.п., чем пробовать заглянуть в бездну своей души. Желание сберечь свой внутренне комфортный иллюзорный мир благопристойности и скрыть его хаотичность, приводит человека к самолюбованию и эстетизму, а также к осуждению тех, кто не вписывается в рамки личных представлений о добропорядочности.