Тем внешним все бывает в притчах, вот и стоишь как внешний, пока не увидишь, что здесь – притча. И из этой притчи видишь лишь весьма малое число пластов-смыслов, да и то не всегда в их динамической взаимосвязи, да и те легко убить вербализацией, рац.подходом, поиском соотнесений и сопоставлений...
Зато потом медленно доходит, что всё Евангелие – очень постепенно раскрывающаяся живая притча. Есть в Нем и такой уровень.
И еще вывод: Евангелие неисчерпаемо, всяк набирает из него в ту форму, что ныне имеет, вот и все...
Нет, не все, к счастью.
Исполнене заповедей (делание вовне) + трезвение неразрывное с молитвой (делание внутри) + покаяние (изменение (настройка) естества путем очистки от страстей, которые суть сбои в работе естества) + проникновение в суть Слова, явленного в Евангелиях (в притчах) - это сложный, взаимосвязанный, непрерывный, циклический процесс Богопознания и изменения естества человека в состояние обоженности, заповеданной человеку Творцом. Продвижение на каждом из означенных участков этой работы над собой резко стимулирует активность и на других. Замедление на некоторых участках замедляет успехи и на других. Думаю важность познания Логосов Писания в умном делании у нас просто недооценивается. А мы должны по Евангелию научится просто по другому мыслить. Мыслить образами. Сплошной цепочкой инсайтов без логических вставок в мысль. Это и есть безмолвие ума, когда мысль идет не рассудочно, а образами от единого естества ума - целостного, а не ращепленного "Я". Христос показал этот Путь нам, доказал нам его реальность. Нужно всего лишь
"починить" естество от страстей и научиться мыслить иначе, чем теперь. Научиться мыслить притчами (научившись и поступать и мыслить по ним), то есть мыслить целостными кусками образов - чтобы враг не пробрался в сердце через рассудок и научившись целостному естественному от сердца поведению вовне.
Поэтому надо активно вникать в смысл притч. Стараться изо всех сил. Огромная польза от этого идет и в деле исполнения заповедей уже по естеству (а не по напоминанию рассудка) и в деле эффективности трезвения (различения тончайших скрытых страстных помыслов и корней страстей) и в деле покаяния (открываются не исцеленные глубины греха и страстей), также и молитва становится сама собой порой чистой и без всяких усилий ... откудо-то само концентрируется внимание. Евангелие действительно неисчерпаемо, но свое понимание его притч (а в нем сплошные притчи, вложенные одна в другую и завязанные в таинственный узор между собой ...) надо периодически (как Господь призовет) обновлять целиком. Только читать по 1-2 главе это очень мало. Надо читать существенно большими кусками, а вот концентрироваться всего на нескольких притчах и пытаться уловить их связь. Она точно есть. Но главное, притчи эти должны врасти в наше естество как парадигмы нашего мышления и поведения.
4:9 И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!
4:10 Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче.
4:11 И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах;
4:12 так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.
4:13 И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?
Разве это только обращение к двенадцати?
Нет!!!
Это обращение не к двенадцати, а к нам здесь и сейчас.
Так кто мы с вами "внешние" или те кому дано знать притчи?
Не зависит ли это и от нашего волевого выбора и усердия? Не и в этом ли тоже суть этих притч?
Я думаю ответ положителен.
Многосоставной и многотрудный путь умного делания ведет и к пониманию притч, к новому уму, Уму Христову и Царствию Божиему в нас.
Напоследок замечу, что свою способность правильно воспринимать притчи (а может быть множество смыслов в одних и тех же притчах и их комбинациях) человек может оценить сам при помощи Духа Святого. Это встроенный механизм в нас - дар благодати, который есть у всех. И это одна из лакмусовых бумажек, помогающих подвижнику проводить внутреннюю оценку плодотворности своих трудов, а главное чувствовать непрестанную помощь Божию.
И еще.
Постижение Слова Евангельского зажигает в сердце веру в Христа и в Духа Святого и в Отца Небесного... и возгорается в сердце сама собой Любовь ...