Исихазм

Автор Тема: Трезвомыслие. Том 1-2.  (Прочитано 18549 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Трезвомыслие. Том 1-2.
« : 08 Январь 2013, 18:08:20 »
Можно скачать здесь: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4307663

Трезвомыслие. Том 1-2. Сборник творений русских подвижников благочестия об основах духовной жизни и молитве Иисусовой.

Год: 2009
Автор: Схигумен Авраам (Рейдман) (составитель)
Жанр: Исихазм
Издательство: Издательство Ново-Тихвинского женского монастыря / Паломник
ISBN: 987-5-94512-089-1
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Интерактивное оглавление: Нет
Количество страниц: 726 / 514
Описание: Предлагаемый вниманию читателей сборник творений русских подвижников благочестия XV—XIX столетий подробно раскрывает святоотеческое учение об умном делании и монашестве. Книга содержит как теоретические сведения об основах духовной жизни, так и практические рекомендации, необходимые для опытного прохождения духовного делания.

Для настоящего издания сестрами переводческой группы Ново-Тихвинского женского монастыря выполнены переводы с церковнославянского языка тех аскетических творений преподобных Паисия Величковского, Василия Поляномерульского, Нила Сорского и Зосимы Верховского, которые в своем большинстве почти не публиковались на русском языке. В конце второго тома приводятся краткие сведения о святых отцах, чьи творения вошли в настоящий сборник.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Трезвомыслие. Том 1-2.
« Ответ #1 : 08 Январь 2013, 23:31:08 »
Игумен Авраам (Рейдман)
http://www.pagez.ru/olb/reidman/22.php
Благая часть. Беседы с монашествующими
Беседа 22.О молитве Иисусовой

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Трезвомыслие. Том 1-2.
« Ответ #2 : 08 Январь 2013, 23:58:42 »
Игумен Авраам (Рейдман)
http://www.pagez.ru/olb/reidman/22.php
Благая часть. Беседы с монашествующими
Беседа 22.О молитве Иисусовой
Начало понравилось...
А середина нет...про Свет и свет...не дал вразумительного сравнения...однако мысль вроде бы верная...что из психики т.е. телесное...НО...думаю что раз бесы духи то и закосить под Духовный свет могут...т.е. всё несколько сложнее...мне кажется :-)...
Ну и дальше про чётки чёт не то...и дальше попёрло как мне показалось во внешнее и в стандартные табуирования...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Трезвомыслие. Том 1-2.
« Ответ #3 : 09 Январь 2013, 00:14:13 »
http://www.sestry.ru/church/content/library/rkey

Игумен Авраам
Ключ разумения

01.12.2003.
Cборник произведений русских подвижников благочестия XVIII-XIX столетий, подробно раскрывающий святоотеческое учение об умном делании — молитве Иисусовой. Последовательно рассматриваются все степени прохождения этой молитвы, даются не только теоретические сведения, но и вполне удовлетворительные практические рекомендации по ее совершению. Приводится описание и высших молитвенных состояний, достигавшихся подвижниками Православной Церкви XVIII-XIX столетий. Книга может служить хотя и минимальным, но вполне удовлетворительным руководством для занятий умным деланием. Для широкого круга читателей.

Содержание:
Предисловие составителя сборника

Святитель Игнатий (Брянчанинов)
О молитве Иисусовой
Слово о молитве умной, сердечной и душевной
Слово о молитве Иисусовой

Схимонах Василий Поляномерульский
Предисловия

Повествование о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя Василиска, записанное его учеником схимонахом Зосимой Верховским.
Повествование о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя Василиска.

Преподобный Нил Сорский
Предание старца Нила Пустынника своим ученикам; и всем полезно его иметь

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Трезвомыслие. Том 1-2.
« Ответ #4 : 09 Январь 2013, 00:18:04 »
http://www.sestry.ru/church/content/library/rkey

Игумен Авраам
Ключ разумения
Хорошая подборка...НО...описание действия молитвы монаха Василиска содержит сплошные телесные проявления...выходящие за рамки нормы...физиологической нормы...а по тому я считаю их прелестью...ТАК быть НЕ ДОЛЖНО...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Трезвомыслие. Том 1-2.
« Ответ #5 : 09 Январь 2013, 00:25:51 »
Электронная библиотека книг Ново-Тихвинского женского монастыря - http://www.sestry.ru/church/content/library

в которой тоже есть:
http://www.sestry.ru/church/content/library/trezvomislie
Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Трезвомыслие


Содержание
Предисловие составителя
I том
Святитель Игнатий Брянчанинов
О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником
Слово о поучении, или памяти Божией
Слово о молитве умной, сердечной и душевной
Слово о молитве Иисусовой
Преподобный Паисий Величковский
Свиток об умной молитве
Послание иеромонаху Агафону
Преподобный Василий Поляномерульский
Предисловия
Преподобный Нил Сорский
Предание своим ученикам. Устав
Послания
Преподобный Зосима Верховский
Поучение о послушании
Прочие поучения
Повествование о старце Василиске
Преподобный Серафим Саровский
О цели христианской жизни
II том
Преподобный Паисий Величковский
Письмо первое иерею Димитрию
Письмо второе иерею Димитрию
Поучение на пострижение в монашеский чин
Устав
Письмо отцам Поляномерульской обители
Письмо настоятельнице Арзамасской Алексеевской общины
Послание к игумену скита Цыбукан Феодосию
Слово к отцу Феодосию, архимандриту пустыни Софрониевой
Послание к Никифору Феотоки
Послание к отцам, оставшимся в Драгомирне
Послание к ученикам на хутор Некшаны
Ответ отцам Дорофею и Геронтию. О том, чтобы не есть мяса
Преподобный Василий Поляномерульский
О воздержании от брашен, возбраненных монахам
Правила для Троицкого Одигитриевского женского общежития
Игумен Филарет Глинский
О должности духовника, служащего инокиням
До и после пострига. Поучения монахам
Святитель Игнатий Брянчанинов. Приношение современному монашеству
Правила наружного поведения. Советы относительно душевного делания, главы 1-39
Советы относительно душевного делания, главы 40-50
Краткие сведения о святых отцах, творения которых вошли в сборник

Интересное примечание:
"Составитель сборника «Трезвомыслие» приносит свое извинение перед Новиковым Н. М., автором книжной серии «Путь умного делания», за неправильное понимание его слов о методе определения сердечного места (см.: Путь умного делания. Красногорск, 2000. С. 174), на которые дается отсылка в книге «Трезвомыслие» (см.: Т. 1, с. 80). При последующих переизданиях «Трезвомыслия» данное место будет удалено. Удалено оно также и в электронной версии книги, помещенной на нашем сайте."

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Трезвомыслие. Том 1-2.
« Ответ #6 : 09 Январь 2013, 01:00:10 »
http://www.sestry.ru/church/content/library/rkey

Игумен Авраам
Ключ разумения
Хорошая подборка...НО...описание действия молитвы монаха Василиска содержит сплошные телесные проявления...выходящие за рамки нормы...физиологической нормы...а по тому я считаю их прелестью...ТАК быть НЕ ДОЛЖНО...
Я тоже прочёл. Полностью согласен с Игорем. Чистой воды прелестные состояния описаны.
Это ещё одно свидетельство правоты нашего Админа, когда он говорит [в таких случаях] об отсутствии не только общей культуры, но и об отсутствии развитого ума. Ум у таких "молитвенников" пребывает в загоне, он почитается чем-то постыдным, ему не дают возможности осмысления опыта, и он дебелеет ещё пуще. :-(
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Трезвомыслие. Том 1-2.
« Ответ #7 : 09 Январь 2013, 10:06:19 »
http://www.sestry.ru/church/content/library/rkey

Игумен Авраам
Ключ разумения
Хорошая подборка...НО...описание действия молитвы монаха Василиска содержит сплошные телесные проявления...выходящие за рамки нормы...физиологической нормы...а по тому я считаю их прелестью...ТАК быть НЕ ДОЛЖНО...
Я тоже прочёл. Полностью согласен с Игорем. Чистой воды прелестные состояния описаны.
Это ещё одно свидетельство правоты нашего Админа, когда он говорит [в таких случаях] об отсутствии не только общей культуры, но и об отсутствии развитого ума. Ум у таких "молитвенников" пребывает в загоне, он почитается чем-то постыдным, ему не дают возможности осмысления опыта, и он дебелеет ещё пуще. :-(

И все-таки... О таких вещах лучше не говорить походя. И надо специально разбирать и различать. И отличать, в частности, особенность изложения опыта простецом от прелести.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Трезвомыслие. Том 1-2.
« Ответ #8 : 09 Январь 2013, 10:57:59 »
Интересное примечание:
"Составитель сборника «Трезвомыслие» приносит свое извинение перед Новиковым Н. М., автором книжной серии «Путь умного делания», за неправильное понимание его слов о методе определения сердечного места (см.: Путь умного делания. Красногорск, 2000. С. 174), на которые дается отсылка в книге «Трезвомыслие» (см.: Т. 1, с. 80). При последующих переизданиях «Трезвомыслия» данное место будет удалено. Удалено оно также и в электронной версии книги, помещенной на нашем сайте."

Примечание касается несостыковки в определении расположения сердечного места. Это место предлагается определять с помощью всех сомкнутых пальцев правой руки, расположенной горизонтально так, чтобы большой палец оказался непосредственно под межключичной впадиной. Тогда под концом мизинца оказывается точка. соответствующая сердечному месту. Так по методу Новикова. А в "Трезвомыслии", ссылаясь на Новикова, говорится, что большой палец следует оттопырыть. Тогда, ес-но, точка, связ. с серд.местом, смещается ниже. Такое смещение вниз (а это ~6-8cм, не больше, если руки не огромные) Новиков считает неприемлимым.

По моему мнению, это типичное отцеживание аскетических комаров сугубым теоретиком. Замечу, что я все же поиграл с этим оттопыриванием пальца :) И получается, что с "оттопыриванием" место сосредоточения (т.н. сердечное место) близко к месту, как его задает Игнатий Брянчанинов. По "неиспорченному" методу Новикова это место выше.  Вообще, ощущение ужасной местечковости и... не буду называть чего еще.

Привожу ниже относительно трезвое примечание из "Трезвомыслия":

Еще в начале прошлого века выдающийся русский мыслитель Лев Тихомиров в своей книге «Религиозно-философские основы истории» указал на некоторые ошибки в суждении святых отцов о расположении анатомического сердца в теле человека. Он пишет: «Нельзя, однако, не отметить, что задание “держать ум в сердце” — то есть держать в единении умовую и эмоциональную сторону души — у наставников “умной молитвы” очень тесно связывается с понятием о сердце как органе кровообращения. Наставления их весьма озабочиваются правильным определением места сердца, по поводу чего возникают даже споры. Это очень любопытная сторона аскетических наставлений, связанных иногда с очень фантастическими понятиями об анатомии и физиологии, но представляющих чрезвычайную тонкость наблюдения связи эмоциональных движений с различными частями тела» (Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории. М.: Москва, 2000. С. 520).
Святитель Игнатий приводит здесь основанное на учении святых отцов и собственном молитвенном опыте определение сердечного места: «Это — словесная сила или дух человека, присутствующий в верхней части сердца, против левого сосца…». В «Слове о молитве Иисусовой» он объясняет анатомическое устроение сердца: «Оно верхнею оконечностию, находящеюся сопротив левого сосца груди, прикреплено, а нижняя его часть, нисходящая к оконечности ребер, свободна…» Святые отцы заповедуют нам сосредотачивать внимание в молитве в верхней части сердца и воспрещают опускать ум в его среднюю и нижнюю часть. Например, старец Василий Поляномерульский в «Предисловии» на книгу святого Филофея пишет относительно этого следующее: «Когда же кто в молитве начнет сосредоточивать внимание на середине сердца от груди, тогда или от случающегося оскудения сердечной теплоты, или от изнеможения ума и притупления зрения его из-за частого действия молитвы, или от самой воздвигнутой врагом брани, ум сам собой ниспадает к чреслам и смешивается с теплотой похотной, хотя и невольно, по причине сближения с ней при совершении молитвы на середине сердца. Некоторые же по крайней нерассудительности, лучше же сказать, не зная, что такое верх и середина сердца, что такое средняя его часть и что такое конец его, начинают совершать молитву снизу на конце сердца, при чреслах. И таким образом они частью ума касаются сердца и частью — чресл, сами собой призывая прелесть, как факиры — змею, ибо невозможно таким способом, сосредоточивающим внимание, избежать приближения вражеского»
Из приведенных слов святителя Игнатия и старца Василия видно, что их сведения о строении человеческого организма и расположении сердца неточны из-за несовершенства данных медицинской науки того времени и отсутствия у отцов обширных знаний в области анатомии. Современные же научные данные позволяют нам сделать примечание о том, что анатомическое и духовное сердце (о котором учат отцы) по своему местоположению не совпадают.
Так, вблизи левого сосца находится не верхняя, как пишет святитель Игнатий, а, наоборот, нижняя часть сердца. Самая нижняя его часть, именуемая в медицине «верхушкой», располагается в пятом межреберье (то есть между пятым и шестым ребрами) — на один–два пальца ниже и на один–полтора сантиметра правее левого сосца при нормальном строении мужской грудной клетки. Эта относительно подвижная часть сердца собственно и производит его биение о грудную клетку в момент сокращения левого желудочка. Сосок же обычно располагается на уровне пятого ребра. Если принять во внимание также встречающееся у некоторых из отцов мнение, что сердечное место расположено немного выше сосца, то локализацию сердечного места можно определить как участок от верхнего края четвертого ребра до нижнего края пятого ребра — зону примерно в два–три пальца шириной.
Верхняя часть анатомического сердца (по-медицински — «основание») находится на уровне второго межреберья, то есть значительно выше указанной святыми отцами верхней части сердца духовного. Верхняя же часть сердца духовного, о которой пишут святые отцы, — она же является сердечным местом — совпадает по расположению с нижней частью сердца анатомического.
Средняя часть духовного сердца (предположительно, раздражительная его часть) захватывает собой «верхушку», то есть самую нижнюю, подвижную часть сердечной мышцы, которая и производит усиленное биение и сотрясение грудной стенки в момент обиды, гнева, ярости и прочих порочных движений души человеческой.
Нижняя же часть сердца духовного, или вожделетельная, находится значительно ниже сердца как анатомического органа вообще и соответствует скорее местоположению крупного симпатического нервного центра — чревного солнечного сплетения. Вероятно, фиксация внимания в нижней части духовного сердца, соответствующей этому сплетению, вызывает его раздражение и активизацию процессов кровенаполнения и мышечного напряжения подчревных органов, что может проявляться блудными ощущениями.
Итак, можно сделать вывод: нижняя часть анатомического сердца по расположению перекрещивается с верхней частью сердца духовного.
Однако, несмотря на заблуждение отцов о положении анатомического сердца в теле человека, их учение о духовном сердце содержит в себе полноту истины, засвидетельствованную благодатным опытом сонмов святых подвижников, делателей умно-сердечной молитвы. Для молящегося не имеет значения, в какой части грудной клетки помещена сердечная мышца и в каком межреберье происходит ее сокращение, поскольку не в сцепление мышц, не в плоть и кровь погружает он свой ум. Но для него важно именно сердце духовное, то незримое место, где дух человека совершает Вечную литургию пред Богом, где находится Царство Небесное, о котором Спаситель сказал, что оно «внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). «Границы» духовного сердца относительно сердца физического бывает важно определять лишь постольку, поскольку для начинающих делателей молитвы все же необходимы какие-то ориентиры для сосредоточения внимания, а также по той причине, что сосредоточение внимания на том или ином месте тела влечет за собой возникновение определенных физических явлений в этом месте (теплоты, жжения и проч.), которые при неправильном совершении внимания способны привести молящегося к прелести. Также одной из причин, побудивших нас к написанию этого примечания, послужило желание не допустить в новоначальных подвижниках, имеющих современные знания о строении человеческого тела, смущения, которое может возникнуть у них при чтении святоотеческих рассуждений о сердечном месте.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Трезвомыслие. Том 1-2.
« Ответ #9 : 09 Январь 2013, 11:04:25 »
Беда в том, что некоторые подвижники 19-го века (раньше такого аскетического крохоборства не было) слишком заигрались с определением расположения сердечного места. И попытались его чуть ли не буквально вставить в физическое сердце. Только и с действительным местом расположения физического сердца не угадали, поскольку определяли его не анатомически, а по месту сердцебиения (как оно ощущается), которое смещено влево и вниз по отношению к центру сердца. Ныне некоторые "аскеты" доводят эту игру до абсурда.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Трезвомыслие. Том 1-2.
« Ответ #10 : 09 Январь 2013, 11:57:56 »
Очень интересное и емкое описание. Раньше бы прочитал – меньше было бы пустых недоумений при чтении с.о.))
Спасибо, Alexander.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7745
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Трезвомыслие. Том 1-2.
« Ответ #11 : 09 Январь 2013, 13:04:50 »
НО...описание действия молитвы монаха Василиска содержит сплошные телесные проявления...выходящие за рамки нормы...физиологической нормы...а по тому я считаю их прелестью...ТАК быть НЕ ДОЛЖНО...
Я тоже прочёл. Полностью согласен с Игорем. Чистой воды прелестные состояния описаны.
Это ещё одно свидетельство правоты нашего Админа, когда он говорит [в таких случаях] об отсутствии не только общей культуры, но и об отсутствии развитого ума. Ум у таких "молитвенников" пребывает в загоне, он почитается чем-то постыдным, ему не дают возможности осмысления опыта, и он дебелеет ещё пуще. :-(
И все-таки... О таких вещах лучше не говорить походя. И надо специально разбирать и различать. И отличать, в частности, особенность изложения опыта простецом от прелести.
Согласен с Александром.
Когда я первый раз глянул на "описание действия молитвы монаха Василиска" , то сделал вывод, что это откровенная шиза.
Через некоторое время глянул еще раз - ну, ясно же, что это чистая прелесть - это "описание действия молитвы монаха Василиска".

Теперь я уже так не думаю.
Все не так просто. Если внимательно вчитаться в то, что описано, то видны и явные знаки реального чистого Божественного духовного опыта. Просто изложение весьма необычное. Слишком откровенное. Откровенность воспринимается как прелесть.
Благодать может действовать одновременно и телесно и душевно и духовно, а может только духовно, а может душевно и духовно. Кому как дано. Не стоит все мерить на один аршин.
Святитель Игнатий уж насколько строг в делах веры и прелести был, но прелести в "описании действия молитвы монаха Василиска" не увидел.
Видимо, он сумел в этом описании что-то рассмотреть нам неведомое.
Это неведомое, думаю, скрыто не в описании телесных ощущений. Нет. Надо внимательно сердечно смотреть контекст описаний этих ощущений. Главное скрыто в контексте. Но это увидеть труднее всего. Я только раза с четвертого кое-что стал видеть в этом "описании действия молитвы монаха Василиска". Это "описание" чрезвычайно глубокий и ценный опыт. А на поверхности - прелесть и шиза. Так и должно быть. Это защита от людей "мира сего". Для них, людей "мира сего" и вся наша вера - безумие.

Так что повторю Александра и соглашусь с ним:"О таких вещах лучше не говорить походя".
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Трезвомыслие. Том 1-2.
« Ответ #12 : 09 Январь 2013, 19:34:41 »
Согласен с Александром...................
Все не так просто. Если внимательно вчитаться в то, что описано, то видны и явные знаки реального чистого Божественного духовного опыта. Просто изложение весьма необычное.......... Слишком откровенное. Откровенность воспринимается как прелесть.
Это защита от людей "мира сего". Для них, людей "мира сего" и вся наша вера - безумие.

Так что повторю Александра и соглашусь с ним:"О таких вещах лучше не говорить походя".
Один простец описывает опыт другого простеца...

У Вас, Сергий, как Вы сами заявляли, ещё нет опыта тишины ума. Вы стараетесь подольститься к Админу, что ли, высказывая своё мнение по вопросу, о котором не имеете представления?
Про mirnestanik'a я точно знаю, каков его личный опыт, и во всех своих 7681 сообщении ни разу не заявил "мне было откровение", в отличие от Вас. И если он говорит о том, что сладость в сердце и горле - знаки прелести, то, ох, не Вам ему оппонировать, потому как он именно из своего опыта говорит, а Вы - нет!
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

palomnik

  • Сообщений: 330
    • Просмотр профиля

Re: Трезвомыслие. Том 1-2.
« Ответ #13 : 09 Январь 2013, 20:26:54 »
И все-таки... О таких вещах лучше не говорить походя. И надо специально разбирать и различать. И отличать, в частности, особенность изложения опыта простецом от прелести.
Изложение опыта молитвы старцем Василиском мне показалось очень похожим на описание опыта молитвы в "Откровенных рассказах  странника".

Книга «Повествование о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя Василиска, записанное его учеником схимонахом Зосимой Верховским» есть в библиотеке сайта
http://www.hesychasm.ru/library/praksis/vasilisk.htm

Имхо, некоторые святые отцы отмечали отличие молитвы в пустыне от молитвы в общежительном монастыре или в миру в  "особенной сладости" молитвы.
« Последнее редактирование: 09 Январь 2013, 20:55:19 от palomnik »

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Трезвомыслие. Том 1-2.
« Ответ #14 : 10 Январь 2013, 00:00:49 »
а какая разница - в миру или в обители?
кстати Василиск канонизирован вроде