Исихазм

Автор Тема: Опытное прохождение устной Иисусовой молитвы (с чего начать)  (Прочитано 68274 раз)

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Alexander, скажите, в какой момент делания начинают использовать "художество", чтобы с дыханием вводить ум в сердце и удерживать в нем? Никогда не пользовался этими приемами (не пригодилось), но хотелось бы понять...

Мое мнение такое. Лучший вариант, когда дыхание естественным образом соединяется с молитвой. Дыхание само подстраивается под молитву. И это происходит тогда, когда молитва становится сотворчеством. Как бы раскрывается молитвенное пространство, и человек начинает дышать в такт молитвенному взыванию. Из технических моментов для начальных в молитве достаточно знать, что дыхание не надо сбивать, не надо частить, оно должно быть ровным, спокойным и не коротким. На вдох - первая часть молитвенной формулировки, на выдох - вторая. Хотя, думаю, возможны и другие варианты. По крайней мере, дыхание не должно мешать молитве.
Я пробовал вдыхать не первую часть и выдыхать на вторую. Оказалось, что это мешает. Когда же дал свободу дыханию и вообще перестал на него обращать внимание, то внимание сосредоточилось в словах, а дыхание стало, как вы говорите ровным, спокойным, неглубоким, как буд-то вообще не дышал. Кроме слов есть еще и паузы и есть зависания, и есть моменты, когда надо прислушаться к молитвенному отклику. Да и темп молитвы меняется. Иногда творится быстро, а иногда растягивается на каждом слоге, так что и за одно слово и вдох и выдох происходит. Если привязаться к дыханию, то молитва станет зависимой от него и потеряется свобода молитвы.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

А как это понять - предочищен ты или нет?
Кто творит ИМ, тот уже предочищен, ибо молитва - это дар Святаго Духа.
Дары возрастают по мере очищения, но так, что молящийся видит себя все грязнее. И потому понять умом очищен ты или нет не возможно. Можно только удивляться милости Господа, который такому грешнику и предателю, как я, после всех моих прегрешений еще и дает благодать.
Чист я или нет? Это вопрос ожидающего благодати. Лучше не задаваться таким вопросом. 

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Я пробовал вдыхать не первую часть и выдыхать на вторую. Оказалось, что это мешает. Когда же дал свободу дыханию и вообще перестал на него обращать внимание, то внимание сосредоточилось в словах, а дыхание стало, как вы говорите ровным, спокойным, неглубоким, как буд-то вообще не дышал.
Было дело, и у меня дыхание входило в конфликт с молитвой. Пошел по иному пути – подобрал число слов в ИМ под дыхание, чтобы было естественно, под свой ритм. А потом уже, как Вы говорите, "перестал обращать внимание" на дыхание...

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Дыхание дыхание :-)...
Решил это я художественный метод освоить...в первый год...ДО ухода молитвы из головы в грудь...
Ну сел за стол стал дышать и повторять слова молитвы...и вдруг бах...остановка сердца...а я тогда на сердце вообще не жаловался...13 лет назад я был молодым :-)...красавцем...и чуб клубился спод картуза :-)...а тут БАХ...и чувствую ВСЁ!...приехали...распрягай!...в секунду в памяти пролетело воспоминания о половине жизни...и время как то подозрительно остановилось...потом хлоп-тахикардия бешеная...учащенное дыхание...и решение никогда в жизни не заниматься художеством :-)...
Я не имею против худ. метода НИЧЕГО...просто странная какая то "аллергия" у меня случилась...
Ну и вообще...это неудобно...ещё когда иду то как то можно...а вот когда бегу или рваный ритм...ничего не получится...

Хочу сказать что привязка к дыханию...это только технический приём...не более...никакого Дыхания Жизни не происходит...равно как и вдыхание энергии чи не ставится целью...

Предлагаю альтернативные методики увода внимания в гортань...например приставить палец к кадыку...и стараться "привязать" внимание к этой точке...потом убрать палец, а внимание оставить :-)...очень удобно в течение дня...можно в нужный момент незаметно приложить палец не сильно приковывая внимание окружающих...

Ну а методику ПЕНИЯ молитвы я уже описывал...

Может ктонить ещё какие нибудь методики знает?...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

...и стараться "привязать" внимание к этой точке...
А если привязывать к верхней части всего внутреннего пространства? Как бы "нависать" сверху?
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

...и стараться "привязать" внимание к этой точке...
А если привязывать к верхней части всего внутреннего пространства? Как бы "нависать" сверху?
Если видно внутреннее пространство внизу...то это и есть внутреннее вИдение...

А то что сверху на него смотришь...то как мне объяснили здесь-так и надо...у пр.Иоанна "сидя НА ВЫСОТЕ наблюдай..."...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Кедр

  • Сообщений: 66
  • православный
    • Просмотр профиля

тело с его дыханием само по себе, а молитва в уме сама по себе. Есть что-то, чему такое привязывание к дыханию может сильно помочь в будущем?
При замедлении дыхания заметно улучшается сосредоточенность внимания, уменьшаются посторонние помыслы. Иначе говоря, без придержки дыхания не удастся ни должным образом сосредоточиться, ни справиться с помыслами. Еще расширяется область доступных состояний. Это плюсы. Но к сожалению, есть и минусы. Как только начинается привязка молитвы к дыханию, резко возрастает опасность УД. Однако, считаю, что все необходимое о дыхании для того этапа, который мы сейчас обсуждаем, сказано у Александра.

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Если видно внутреннее пространство внизу...
Как чёрная пропасть, в которую говорю...
А то что сверху на него смотришь...то как мне объяснили здесь-так и надо...у пр.Иоанна "сидя НА ВЫСОТЕ наблюдай..."...
Тоже несколько раз находил о правильности нахождения "сверху" души-сердца. Пока Господь Сам не введёт.
тело с его дыханием само по себе, а молитва в уме сама по себе. Есть что-то, чему такое привязывание к дыханию может сильно помочь в будущем?
При замедлении дыхания заметно улучшается сосредоточенность внимания, уменьшаются посторонние помыслы. Иначе говоря, без придержки дыхания не удастся ....
Это понятно. Но это для спокойного делания.
Речь шла о том, что в ритме дня есть разные нагрузки, и соответственно разный темп дыхания, к которому привязаться невозможно. Т.е. нет "дыхательных чёток", и не понятно, что вместо них можно "приспособить", если молитва ещё не постоянна.
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Сегодня духовной литературы очень много в Православных храмах, книжных магазинах, и в в интернете, поэтому  желающему научиться молиться Иисусовой молитвой, очень трудно разобраться с чего же лучше всего начинать, потому что очень много противоречивой информации. С этой целью и была в свое время открыта данная страничка, чтобы пользователи форума могли поделиться свои личным опытом. Прошло полгода и мне вновь хотелось бы вернуться к этой теме.
Сегодняшнему времени приличествует книга "Умное делание. О молитве Иисусовой. Поучения Архиепископа Антония (Михайловского)". Данная книга написана с личного опыта архиепископа согласно святоотеческому учению о Иисусовой молитве. В этой книге мы найдем все, что убережет нас от прелести, от стремления к высоким духовным состояниям. Хоть эта книга и написана для монашуствующих, но она наиболее понятна и доступна современному мирянину. Все современные старцы рекомендуют практическое изложение Иисусовой молитвы архиепископом Антонием как наиболее понятный и безопасный путь. 

 

Н И К И Т А

  • Сообщений: 784
    • Просмотр профиля

Поучения бывшего Архиепископа Антония (Михайловского).  8-)

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Время неумолимо бежит вперед, поэтому некоторые рекомендации  архиепископа Антония в отношении поиска опытного наставника  Иисусовой молитвы, имеющего разум духовный, в наше время уже для нас несбыточная мечта.

Лучше всего найти себе священника, которому вы доверяете и ему поведать о вашем стремлении научиться Иисусовой молитве. Молится данный священник Иисусовой молитвой, или не молится – значение не имеет, потому что основа молитвенного пути есть послушание через благославление.
( Кто хочет непрестанно молиться, должен быть мужественным и мудрым, и   во всем спрашивать духовного отца. И если духовник сам не проходил  опытом молитву, то все равно спроси, и за твое смирение Господь помилует тебя и сохранит от всякой неправды; а если ты подумаешь, что духовник   неопытен, что он в суете, буду я сам руководиться по книгам, то ты на  опасном пути, и не далек от прелести )
Первым делом получить благославление на приобретение монастырских четок с (бусинками- костяшками, потому что они легко перебираются), по которым вы будете  несколько месяцев молиться. Этими четками необходимо молиться только дома, или там, где вас с ними никто не будет видеть, чтобы через четки не пришло к вам искушение и не давать повода осуждать вас.
Перед тем как взять благословление у батюшки, необходимо несколько дней попробовать помолиться самому, чтобы понять как у вас получается это молитвенное делание.
На первую неделю желательно взять благословление на 100 устных(устами произносимых) Иисусовых молитв. По прошествии недели вы должны рассказать батюшке  о всем, что с вами происходило и взять у него благословление еще на 100 молитв на следующую неделю. Необходимо помнить самое главное – выполнил в течение дня благословление в 100 молитв и ни одной больше, это и будет послушание. Таким образом идя путем послушания через благословление необходимо довести устную молитву хотя бы до трех тысяч в сутки.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Потрясающий совет от Шипилова - в стиле его сообщений. Перефразирую его: не можешь найти зрячего, найди слепого, облеченного властью, и иди за ним. Этакое неприкрытое антихристианство...

И вот как Господь отвечает - оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

Н И К И Т А

  • Сообщений: 784
    • Просмотр профиля

Кончится тем, что этот самый слепой, когда Господь через молитву сделает тебя зрячим, скажет, что с тобой что-то не так, что тебе надо отставить ИМ и читать, как всем незрячим, правило и т.д. и т.п.  :-(

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

А я вообще не понимаю, чего эти "православные" пряники всё ищут, да по священникам мотаются. Ведь даже если не брать во внимание Паламу, с его учением о вездесущих энергиях, всё равно Писание свидетельствует, что Бог везде присутствует и наполняет собой всё. Нужно только устранить преграду. "Ведь Царство Небес уже среди вас." (Лк. 17;21)

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

А я вообще не понимаю, чего эти "православные" пряники всё ищут, да по священникам мотаются. Ведь даже если не брать во внимание Паламу, с его учением о вездесущих энергиях, всё равно Писание свидетельствует, что Бог везде присутствует и наполняет собой всё. Нужно только устранить преграду. "Ведь Царство Небес уже среди вас." (Лк. 17;21)
Алекс, что ж тут непонятного? Ветхий ум, столкнувшись с Великим, Неведомым и Страшным [не говоря уж о неминуемом со-Распятии], ищет тёпленького угла, где можно было бы "пересидеть" до физ. конца.

Шастают не только в поисках "старцев", а и по "соседним" конфессиям, и инославным в т.ч. А глянь, что делается в Инете вокруг "чревовещателей" разного рода, "контактёров", "посланцев" высших цивилизаций и проч. нечисти.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.