Исихазм

Автор Тема: Опытное прохождение устной Иисусовой молитвы (с чего начать)  (Прочитано 74479 раз)

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Леонид, отцов в России реально воротит от типов которые каждую неделю берут благословение на сотицу молитв. Уменьшается и спрос и предложение на духовнические услуги. Люди медленно, кряхтя душой, но прозревают.

palomnik

  • Сообщений: 330
    • Просмотр профиля

Ведь даже если не брать во внимание Паламу, с его учением о вездесущих энергиях...   
Энергия бывает потенциальной и кинетической. :-)

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Ещё энергия бывает несотворённой, то есть не подчиняющийся всем известным законам физики. Её может измерять только чистый ум вкупе с чистыми чувствами и чистой волей. Которые не опираются на законы логики и науки, но пребывают в божественном расположении.

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Еще раз повторюсь, книга «Путь умного делания. О молитве Иисусовой и божественной благодати архиепископа  Антония (Голынский-Михайловский) должна стать путеводителем, потому что она написана не от умА писавшего, а от благодати. В каждом слове и предложении молитвенный опыт: "от человек сие не возможно есть, от Бога же вся возможна" (Мф. 1-9,26).
1)      Первое что для себя необходимо уяснить, так это то, что ни в коем случае нельзя стремиться к высоким духовным состояниям. В миру мы все спасаемся через покаяние, а молитва Иисусова есть действенная молитва покаяния, поэтому каждая степень молитвы Иисусовой есть благодать Божия.  В миру возможны такие лишь степени молитвы, которые именуются словесной, умной деятельной, умно - сердечной деятельной и все. Все остальное монашеское, для тех, кто отрекся от мира, чтобы стать совершенным: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною».
2)      Второе что для себя необходимо уяснить, это знание  о духовной прелести. В дальнейшем по мере практического усвоения Иисусовой молитвы это знание будет основным твоим предохранителем от сползания в эту яму.  «Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть – признавать себя свободным от прелести». (свт. Игнатий Брянчанинов).
Без знания этих двух пунктов лучше совсем не браться за освоение практики Иисусовой молитвы.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Предлагаю форум закрыть, участников распустить, библиотеку форума раскассировать. Вместо околомолитвенной болтологии вывесить на сайте полный текст книги архиепископа Антония [Голынского-Михайловского] "Умное делание. О молитве Иисусовой. Поучения Архиепископа Антония".
Конец...
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Первое что для себя необходимо уяснить, так это то, что ни в коем случае нельзя стремиться к высоким духовным состояниям. В миру мы все спасаемся через покаяние, а молитва Иисусова есть действенная молитва покаяния, поэтому каждая степень молитвы Иисусовой есть благодать Божия.

Если "каждая степень молитвы Иисусовой есть благодать Божия", то почему  "ни в коем случае нельзя стремиться к высоким духовным состояниям"?

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Первое что для себя необходимо уяснить, так это то, что ни в коем случае нельзя стремиться к высоким духовным состояниям. В миру мы все спасаемся через покаяние, а молитва Иисусова есть действенная молитва покаяния, поэтому каждая степень молитвы Иисусовой есть благодать Божия.

Если "каждая степень молитвы Иисусовой есть благодать Божия", то почему  "ни в коем случае нельзя стремиться к высоким духовным состояниям"?

Из этого святоотеческого предупреждения давно выхолостили смысл и превратили в дубинку для битья занимающихся умным деланием.
Конечно, изначальная цель - это именно изменение своего духовного состояния. И движущая сила - это стремление выбраться из тенет смерти в подлинную жизнь. Отказ от этого стремления равносилен смерти.
Другое дело что то, что принимаешь за собственные изменения, чаще оказывается лишь игрой ума и тех многочисленных сил, что на него воздействуют. А подлинные изменения прорастают незаметно, как евангельское горчичное зерно. Но ум чаще всего именно их и не замечает, ибо ему проще заниматься либо поиском "духовных состояний", либо беганием от "прелести", что в общем-то одно и то же :)

Н И К И Т А

  • Сообщений: 784
    • Просмотр профиля

Стало быть, в миру спасаются через покаяние (изменение ума), а не в миру спасаются и без изменения ума. Интересное понимание.  :roll:

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Но ум чаще всего именно их и не замечает, ибо ему проще заниматься либо поиском "духовных состояний", либо беганием от "прелести", что в общем-то одно и то же :)

Да, проще, возможно, оттого, что  ум страшиться увидеть себя в этих подлинных изменениях. Нелепого,  инертного, теряющего свое привилегированное положение и оттого  отчаянно скрепляющего свой созданный иллюзорный мир скобами страха, запретов или фантазий. Потому что незаметно  рождающийся прекрасный лебедь неизбежно проходит стадию гадкого утенка. И не каждый ум готов принять и согреть этого утенка.  Предчувствуя свою гибель, он кричит : гоните его со двора, он такой гадкий, он не нашей породы…

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Могу лишь сказать, что Виктор Шипилов в очередной раз показывает результат своего выбора: когда столь явственно отклоняются от святоотеческого учения, как он, впадают в махровую прелесть. Повторю, он не знает ни духа, ни буквы святоотеческого учения и лишь жонглирует вырванными местами из текстов отцов. И более того, занимается ревизией и подменой подвижнического учения, как это хорошо видно на примере его правки архиеп.Антония - надо же такое заявить (перефразирую):  найти духовно зрячего руководителя в наше время невозможно, поэтому надо выбрать слепого, главное, чтобы он был руководителем.

Вообще, поведение Виктора на форуме напоминает брюзжащего старика, вечно недовольного и абсолютно уверенного в своей правоте. Он, поругиваясь на молодежь, сидит на скамеечке у парадной... И не осталось у него больше ничего!

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

А теперь о самой молитве. В первые несколько недель исполнять благословление в 100 – 500  Иисусовых молитв времени требуется немного. Именно в этот временной отрезок надо приучать себя к внимательной молитве, а не к дежурному исполнению благословления. Надо для себя твердо усвоить с первых шагов, что польза от внимания колоссальна.  Те, которые смогут понимать и рассматривать произносимые ими слова, быстро приходят в умиление (об этом подробнее чуть позже). Святые отцы учат: «Хочешь ли научиться отгонять скоро и с силой помыслы, насеваемые общим врагом человечества? Отгоняй их гласной внимательной молитвой, произнося слова ее неспешно, с умилением».
Как это выглядит на практике? Передвигая одну бусинку(костяшку) четок ты произносишь Господи, следующая костяшка – Иисусе, следующая – Христе, следующая – Сыне, следующая – Божий, следующая – помилуй, следующая – мя, следующая – грешного(ую). Между словами молитвы(между костяшками) не должны вкрадываться никакие мысли,  а они именно в этот момент будут лезть как из рога изобилия, заменяя одна другую по мере вашего их отклонения(кому то позвонить срочно, выключить на плите газ,  купить что то необходимое, обозначилось вдруг забытое срочное дело какое то, вспомнилось что то важное и.т.д. и тому подобное и все именно в этот молитвенный отрезок). Перестал молиться и мысли столь важные вдруг оставили тебя до следующего твоего молитвенного часа.
С чем еще придется столкнуться при прохождении Иисусовой молитвы? По мере увеличения количества молитв у вас постепенно начнет болеть, язык, горло, (трещать) голова.  Ничего страшного в этом нет, по мере усвоения  молитвы все это уйдет, потому что причиною всему физическое воздействие и не более того. Все святые отцы через это опытно проходили и нас( будущих последователей) в своих трудах  об этом предупредили.
Что еще нужно усвоить раз и навсегда: «если взялся за гуж (за молитву) – не говори что не дюж (не оставляй молитвы)», потому что все что насобирал молитвой, то быстро растеряешь или по оставлении молитвы,  или молясь а бы как (сегодня помолился, а завтра не смог, а послезавтра еще какие нибудь проблемы).
Иисусова молитва – есть передовая (современным языком – спецназ), поэтому с вами вступают в бой отборные силы сатаны. Теперь надо определиться в самом себе – готов ли ты к бою? Если готов, то помни, что отныне  ты противоборствуешь не только «невидимой брани», но в первую очередь начинаешь борьбу с самим собою, потому что семя змеиное в нас  – наше своеволие. С этим придется бороться постоянно, ежедневно, ежечасно, ежеминутно.
Потому-то Господь возвестил всем желающим сопричислиться и последовать Ему живою верою: Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет. Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю: и иже аще погубит душу свою Мене ради, обрящет ю (Мф. 16:24, 25).

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Мне кажется, или рождение очередного гуру состоялось?

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Еще раз повторюсь, книга «Путь умного делания. О молитве Иисусовой и божественной благодати архиепископа  Антония (Голынский-Михайловский) должна стать путеводителем, потому что она написана не от умА писавшего, а от благодати. В каждом слове и предложении молитвенный опыт: "от человек сие не возможно есть, от Бога же вся возможна" (Мф. 1-9,26).
1)      Первое что для себя необходимо уяснить, так это то, что ни в коем случае нельзя стремиться к высоким духовным состояниям. В миру мы все спасаемся через покаяние, а молитва Иисусова есть действенная молитва покаяния, поэтому каждая степень молитвы Иисусовой есть благодать Божия.  В миру возможны такие лишь степени молитвы, которые именуются словесной, умной деятельной, умно - сердечной деятельной и все. Все остальное монашеское, для тех, кто отрекся от мира, чтобы стать совершенным: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною».
2)      Второе что для себя необходимо уяснить, это знание  о духовной прелести. В дальнейшем по мере практического усвоения Иисусовой молитвы это знание будет основным твоим предохранителем от сползания в эту яму.  «Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть – признавать себя свободным от прелести». (свт. Игнатий Брянчанинов).
Без знания этих двух пунктов лучше совсем не браться за освоение практики Иисусовой молитвы.
Мда. Не сотвори себе кумира. Творение кумира - это тоже явный признак прелести.
Читайте о молитве святых отцов и им следуйте, а не виршам митрополитов, "архиепископов" и прочих "подвижников".
Вот выдержка о вашем любимце, написавшем книгу о молитве, где сама градация молитвы на детальные ступени есть уже путь явно заманивающий в алкание высоких даров, а, значит, в прелесть.
Цитировать
“Архиепископ” Антоний. В миру Голынский (или Галынский)15) Тихон Иванович, родился в Брянске в 1888 г. в семье евангельских христиан-баптистов. Окончил в Брянске Реальное училище, работал преподавателем в гимназии, а затем инспектором. Окончил офицерскую пехотную школу и в 1915 г. был призван в качестве офицера в действующую армию. Назначение получил на Турецкий фронт, где в 1918 г. был ранен в ногу и попал на лечение в Москву. При демобилизации имел офицерское звание штабс-капитана. По убеждениям являлся тайным большевиком-коммунистом, находился на высоком посту в нелегально существующей компартии. В госпитале впервые увидел Патр. Тихона, который посещал больных, но – по воспоминаниям очевидцев – не подошел к нему под благословение, как сделали другие офицеры. После выздоровления оказался в Кремле и работал в техническом отделе секретариата Ленина. Был введен в состав ЦК Партии Большевиков III-го Созыва. В 1921 г. Ленин поручает ему начать подрывную антирелигиозную деятельность и выдает справку: “Прошу оказывать содействие во всем предъявителю сего Голынскому Т. И.” Покинув секретариат Ленина, Т. И. Голынский активно выступает в публичных диспутах (тогда разрешенных) в защиту религии как баптистский проповедник, затем в 1922 г. “принимает” православие вместе с семьей. В том же 1922 г. женится на православной и в 1923 г. рукополагается в иерея Патр. Тихоном. Назначение получает в с. Фошня Жуковского района Брянской обл. Здесь о.Тихон прожил при многих очевидцах и свидетелях до 1936 г. В 1923 г. у него родилась дочь Ольга, в 1925 г. – сын Алексий, в 1929 г. – еще одна дочь Мария. В 1934 г. умирает от туберкулеза его супруга и в 1935 г. о. Тихон принимает постриг в мантию с именем Антония от Оптинского старца архим. Исаакия, проживавшего в то время в г. Белеве Тульской обл. (что подтверждал еп. Игнатий (Садковский) (брат еп. Агафангела), видевший документ о постриге). В 1935 г. – арест, вольная ссылка в Архангельскую обл. Проживал в г. Пинега. В 1938 г. – арест, отправлен по этапу в лагерь. В 1943 г. освободился по инвалидности и до 1946 г. срок заключения продолжил отбывать в ссылке. Вернулся в Брянск и начал жить по чужому паспорту, как Михайловский Иван Ильич, примерно 1885 г. рождения. С 1943 г. стал выдавать себя за “епископа”, а потом и за “архиепископа”. В 1950 г. – новый арест. На следствии признался, что он не епископ, а простой иеромонах, ложно выдающий себя за “епископа”, что было отмечено в протоколе допроса за личной подписью Голынского. Впоследствии утверждал, что “обманул суд”. До 1956 г. отбывал срок в лагерях Мордовской АССР. По освобождении под именем Т. И. Голынского был прописан и проживал в г. Хоста около Сочи в семье Ремизовых, работал в Чайсовхозе. Все версии о рукоположении Голынского в епископский сан о. Епифаний отвергает как ложные.
http://russianorthodox.narod.ru/rusorth/archiv/1-kek-n4.html
Там по ссылке еще много любопытного про "архиепископа".
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Сергий! Вы меня удивляете, я предлагаю книгу, а не биографию архиепископа. Или вам ближе к сердцу будет, если новоначальный проштудирует пять томов Добротолюбия, два тома свт. Игнатия Брянчанинова, свт. Феофана Затворника, игумена Харитона и.тд. Вам не кажется, что после всего прочитанного в данной голове будет неперевариваемая каша. Или вы не в курсе, что среди монашества пользовалась в то самое время спросом старообрядческая книга "Цветник священноинока Дорофея". Сергий! Смотрите все таки на содержание книги и сравнивайте ее со святоотеческими трудами, там вы найдете един дух. Попробуйте найдите мне хоть одно место в данной книге, идущем в разрез святоотеческому учению. Не спешите судить и вешать ярлыки. Вообще то мой любимец святитель Игнатий Брянчанинов.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Сергий! Вы меня удивляете, я предлагаю книгу, а не биографию архиепископа. Или вам ближе к сердцу будет, если новоначальный проштудирует пять томов Добротолюбия, два тома свт. Игнатия Брянчанинова, свт. Феофана Затворника, игумена Харитона и.тд. Вам не кажется, что после всего прочитанного в данной голове будет неперевариваемая каша. Или вы не в курсе, что среди монашества пользовалась в то самое время спросом старообрядческая книга "Цветник священноинока Дорофея". Сергий! Смотрите все таки на содержание книги и сравнивайте ее со святоотеческими трудами, там вы найдете един дух. Попробуйте найдите мне хоть одно место в данной книге, идущем в разрез святоотеческому учению. Не спешите судить и вешать ярлыки. Вообще то мой любимец святитель Игнатий Брянчанинов.
Вашу любимую книгу стоит прочесть тому, кто ничего не знает о молитве. Прочесть и поскорее забыть, занявшись молитвой не по ней, а по наставлениям святых отцов.

Добротолюбия для прочтения мало.  :-)
Всех молитвенников и великих свв. отцов: Гигория Богослова, Максима Исповедника, Исаака Сирина, Семеона Нового Богослова, Григория Паламу и других надо изучать постоянно и в совершенстве их познавать, включая не только их аскетические труды, но и труды богословские, что очень важно, как оказывается на практике молитвы.

Молитвой надо жить, а не заниматься ей. В книге же дается путь "занятия " молитвой. Понимаете?
Молитва дается Им Лично человеку, а не приобретается человеком иным путем.
Дается же молитва только по вере. Вера же дается по мольбе единственной надежды. Понимаете?
В книге ничего этого нет. А у святых отцов есть! И в опыте есть.

Техника бессмысленна и ничего не дает без веры и надежды, а нужна  еще и искренняя любовь к Нему.
Тогда молитва сама будет течь в Вас не спрашивая Вас, а руководя Вами и направляя Вас. Это будет постепенное воцарение в Вас Царя - Иисуса Христа, Который добр и заботлив, и понесет Вас на руках, как и сказано в 90-м псалме.


Вредность книги "архиепископа" в прелестной попытке разложить все "по полочкам". В его нарочитом стремлении классифицировать такое таинство и чудо, как молитва. Остальное не вызывает отторжения, но то, что сказано мною про негатив книги, с моей точки зрения все изрядно портит. Читая отцов, потом приходится переучиваться и менять подход.

Закончим на этом обсуждение этого вопроса.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.