Исихазм

Автор Тема: Опытное прохождение устной Иисусовой молитвы (с чего начать)  (Прочитано 74286 раз)

Ian

  • Сообщений: 378
    • Просмотр профиля




Что все же мы чаем творить в вечности, пребывая с Богом, как не искреннею молитву славы и хвалы Ему?

Повторяю свой давниий вопрос всем исихастам форума. Чем будем жить в вечности, если удостоимся Царства Небесного?


Сергий, сподобившись Царствия небесного, мы возвращаем себе Его образ и подобие, мы становимся подобны Творцу. Обретя совершенную Любовь мы можем творить мир и вселенную вокруг нас
так что занятий нам хватит. Мы вернемся к тем делам которые были заповеданы нам в Раю. А молитва останется как постоянное пребывание в Боге, если там это будет называться молитвой.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Повторяю свой давниий вопрос всем исихастам форума. Чем будем жить в вечности, если удостоимся Царства Небесного?
Даже Символ Веры не отвечает на этот вопрос, в котором лишь чаяние Жизни Будущаго Века. Какой смысл задавать такой вопрос участникам сего форума, если мы, по обетованию Господа, УЖЕ неотъемлемо удостоены Царства Небесного?

Какая разница, чем мы будем жить там, если у нас до сих пор нет Истинной Жизни здесь? Спрашивается, нужна ли она, эта Жизнь нам здесь, или мы полностью устремелены в "зазеркалье", о котором  - только домыслы, и полностью отсутствует объективная информация?

Приведу целиком, без редакции, имейл, полученный на днях от одной моей дорогой подруги - точнее не скажешь:
Цитировать
Будешь смеяться, но пару недель назад во время пения Символа Веры на Литургии до меня наконец таки дошел смысл последних его строчек. И теперь, когда пою: Чаю воскресения мертвых и жизни Будущего Века, внутренне радуюсь безмерно. Речь не о воскресении погребенных в земле, а о воскресении нас, живых мертвяков, здесь и сейчас для жизни в Царстве Божием, которая и является жизнью Будущего Века в веке нынешнем. Какая ж я тупая!
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

В данном случае мы имеем право спросить себя: молитва - это цель или средство? Если непрерывная молитва - цель, то не глупо было бы знать, что мы ждём от достижения её? Если она - средство, то, опять же, для достижения чего? Существует общее представление, что молитва есть средство для достижения Царства Божия. Вопрос на засыпку: Если цель достигнута, можно ли будет уже отбросить средство? Или остаться только во владении могучим средством до самой смерти?
А может, молитва - это просто общение с Отцом? Не цель, не средство, а просто общение?
Христос воскресе, радость моя!

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

В данном случае мы имеем право спросить себя: молитва - это цель или средство? Если непрерывная молитва - цель, то не глупо было бы знать, что мы ждём от достижения её? Если она - средство, то, опять же, для достижения чего? Существует общее представление, что молитва есть средство для достижения Царства Божия. Вопрос на засыпку: Если цель достигнута, можно ли будет уже отбросить средство? Или остаться только во владении могучим средством до самой смерти?
А может, молитва - это просто общение с Отцом? Не цель, не средство, а просто общение?
Здесь и зарыта "собачка". :-)
Несомненно, установление живого и непрерывного контакта со Христом [а он и Отец - одно] в своём сердце - есть апофеоз молитвы. Но в этом пункте кончается всякое понуждение. Все остальные формы молитвы есть лишь "лествица", тренировка ума для достижения этого высшего состояния. Самое главное, на мой взгляд, на пути восхождения не быть уловленным промежуточными целями, приняв их за конечную. Как например, автоматическое проговаривание умом Иисусовой Молитвы.   
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7744
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Цитировать
55. Кто любит Бога, тот всегда беседует с Ним, как с Отцем, отвращаясь от всякого страстного помышления.

56. Не всякий, улучивший бесстрастие, уже и молится истинно; ибо такой может еще занят быть простыми помышлениями (о вещах, без страстных при том движений) и развлекаться историями их (может быть, картинами их и разными их сочетаниями), – и далеко отстоять от Бога. (Страстных движений нет, но ум мечтает).

57. Но и когда ум не коснит в простых помышлениях, о вещах, не значит еще, что он достиг уже и места молитвы: ибо он, может быть занят (философским) умозрением о сих вещах и углубляться в причинные их отношения. Хотя все сие суть отвлеченности, но как они суть умозрения о вещах, то печатлеют в уме образы их, – и далеко отводят его от Бога. (Страсти не в движении, но ум философствует, а не молится: состояние ученых).

58. Пусть ум будет выше и умозрения о вещественной природе, не следует еще, что он узрел уже настоящее место Божие: ибо он может быть занят познанием мысленных тварей (Ангельского мира), и пестрится ими (быть полным разнообразных о них мыслей и представлений).

59. Если хочешь молиться, как следует, то потребен тебе Бог, дающий молитву молящемуся. Его и призывай в молитве, говоря: да святится имя Твое, да придет царствие Твое (Мф. 6, 9. 10), т.е. Дух Святой и Единородный Сын Твой. Ибо так научил Сам Господь, говоря, что Отцу духом и истиною достоит кланятися (Иоан. 4. 24).

60. Молящийся в духе и истине не от тварей заимствует мысли к величанию Творца, но из Него Самого почерпает созерцания к воспеванию Его.

61. Если ты богослов, то будешь молиться истинно; и если истинно молишься, то ты богослов.

62. Когда ум твой, пламенея желанием к Богу, мало по малу как бы отрешается от плоти и отвращается от всех помышлений, исходящих от чувственных впечатлений, или из памяти, будучи вместе с тем полон благоговения и радования; тогда заключай, что он приблизился к пределам молитвы.

63. Святой Дух, снисходя к нашей немощи, приходит к нам и когда бываем мы еще не чисты; и если только найдет ум наш искренне Ему молящимся, находит на него и разгоняет всю окружающую его толпу помыслов и представлений (делает, что она исчезает), располагая его чрез то к вожделению духовной молитвы.


АСКЕТИЧЕСКИЕ НАСТАВЛЕНИЯ
ПРЕПОДОБНОГО НИЛА СИНАЙСКОГО
СЛОВО О МОЛИТВЕ
153 Главы о молитве

Добротолюбие т. 2.

Эта небольшая цитата святого отца значительно полней ярче и доходчивей всей книги "Умное делание. О молитве Иисусовой."  (Поучения Архиепископа Антония (Михайловского))
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

АСКЕТИЧЕСКИЕ НАСТАВЛЕНИЯ
ПРЕПОДОБНОГО НИЛА СИНАЙСКОГО
СЛОВО О МОЛИТВЕ
Мне видится проблема всех подобного рода наставлений в том, что в каждом из нас преыбывает отличный от всех других характер и темперамент, а также уровень жизненной силы и система самооценок могут быть весьма различными.

Преп. Нил Синайский описывает свой опыт, например, Богословствования как пример истинной молитвы, и такой опыт запихивается таким образом авторитетом Добротолюбия в некую константу, а если у меня всё происходит по другому [просто потому, что я - другой], и никогда не возникает "глаголов" во время молитвы, то единственный логичный  вывод - моя молитва не верна в принципе, как несоответствующая стандартам, установленным таким столпом как Нил Синайский. :|

И чего?
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7744
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Цитировать
55. Кто любит Бога, тот всегда беседует с Ним, как с Отцем, отвращаясь от всякого страстного помышления.


59. Если хочешь молиться, как следует, то потребен тебе Бог, дающий молитву молящемуся. Его и призывай в молитве, говоря: да святится имя Твое, да придет царствие Твое (Мф. 6, 9. 10), т.е. Дух Святой и Единородный Сын Твой. Ибо так научил Сам Господь, говоря, что Отцу духом и истиною достоит кланятися (Иоан. 4. 24).

60. Молящийся в духе и истине не от тварей заимствует мысли к величанию Творца, но из Него Самого почерпает созерцания к воспеванию Его.

61. Если ты богослов, то будешь молиться истинно; и если истинно молишься, то ты богослов.

62. Когда ум твой, пламенея желанием к Богу, мало по малу как бы отрешается от плоти и отвращается от всех помышлений, исходящих от чувственных впечатлений, или из памяти, будучи вместе с тем полон благоговения и радования; тогда заключай, что он приблизился к пределам молитвы.

63. Святой Дух, снисходя к нашей немощи, приходит к нам и когда бываем мы еще не чисты; и если только найдет ум наш искренне Ему молящимся, находит на него и разгоняет всю окружающую его толпу помыслов и представлений (делает, что она исчезает), располагая его чрез то к вожделению духовной молитвы.

Мне видится проблема всех подобного рода наставлений в том, что в каждом из нас преыбывает отличный от всех других характер и темперамент, а также уровень жизненной силы и система самооценок могут быть весьма различными.

Преп. Нил Синайский описывает свой опыт, например, Богословствования как пример истинной молитвы, и такой опыт запихивается таким образом авторитетом Добротолюбия в некую константу, а если у меня всё происходит по другому [просто потому, что я - другой], и никогда не возникает "глаголов" во время молитвы, то единственный логичный  вывод - моя молитва не верна в принципе, как несоответствующая стандартам, установленным таким столпом как Нил Синайский. :|

И чего?
Каждый святой отец молитвенник всегда описывает свой личный опыт.
Связка "61. Если ты богослов, то будешь молиться истинно; и если истинно молишься, то ты богослов. ", подмеченная святым, истинна, но она не может трактоваться шире сказанного. То есть отсюда не следует с необходимостью, что тот, кто не богослов, не может может молиться истинно. Скорее верно обратное, только истинно молящийся может быть богословом. Но истинность связки несомненна и положительна и служит достижению цели молитвы - богообщению и спасению. Аскетика и богословие тесно связаны и игнорирование этой связи скорее плохо, чем хорошо для молитвы и спасения.
О чем и говорит святой в слове 61.

Но важнее слово 63, которое говорит о том, что Дух сходит только по искренней молитве.
ИСКРЕННЕЕ стремление к молитве приводит к тому, что Дух дает человеку молитву.
Собственно эта единственная мысль святого, идущая явно из опыта, заменяет все современные книги о молитве.

Аскетика это борьба и труд. Борьба с нашей неискренностью, расщепленностью и нецелостностью и труд искренней собранности всего естества в покаянном и смиренном вопле ко Господу о спасении или в прославлении Его и хвале Ему.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Мне видится проблема всех подобного рода наставлений в том, что в каждом из нас преыбывает отличный от всех других характер и темперамент, а также уровень жизненной силы и система самооценок могут быть весьма различными.

Преп. Нил Синайский описывает свой опыт, например, Богословствования как пример истинной молитвы, и такой опыт запихивается таким образом авторитетом Добротолюбия в некую константу, а если у меня всё происходит по другому [просто потому, что я - другой], и никогда не возникает "глаголов" во время молитвы, то единственный логичный  вывод - моя молитва не верна в принципе, как несоответствующая стандартам, установленным таким столпом как Нил Синайский. :|

И чего?

Абсолютно согласен с Леонидом! Нужно ориентироваться на молитвенный опыт святых отцов. И постигать молитву (внутренние клети) благодаря им. Большая ошибка делать из их опыта идола. Очень многое зависит от времени, опыта, личности, от силы наконец...

palomnik

  • Сообщений: 330
    • Просмотр профиля

АСКЕТИЧЕСКИЕ НАСТАВЛЕНИЯ
ПРЕПОДОБНОГО НИЛА СИНАЙСКОГО
СЛОВО О МОЛИТВЕ
Мне видится проблема всех подобного рода наставлений в том, что в каждом из нас преыбывает отличный от всех других характер и темперамент, а также уровень жизненной силы и система самооценок могут быть весьма различными.

Преп. Нил Синайский описывает свой опыт, например, Богословствования как пример истинной молитвы, и такой опыт запихивается таким образом авторитетом Добротолюбия в некую константу, а если у меня всё происходит по другому [просто потому, что я - другой], и никогда не возникает "глаголов" во время молитвы, то единственный логичный  вывод - моя молитва не верна в принципе, как несоответствующая стандартам, установленным таким столпом как Нил Синайский. :|

И чего?
А разве нельзя считать общение с Отцом Богословствованием? Если при этом глаголы «неизреченные», то это не означает,   что их нет совсем.
А может, молитва - это просто общение с Отцом? Не цель, не средство, а просто общение?

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

А разве нельзя считать общение с Отцом Богословствованием? Если при этом глаголы «неизреченные», то это не означает, что их нет совсем.
Если уверен, что уже установлено общение с Отцом [хотя я предпочитаю быть христианином и искать всё же Христа, в первую очередь, поскольку Он - вход], то разве нужно подстраиваться под определения такого общения, данные кем-нибудь другим, будь даже самым уважаемым авторитетом? И если нет никаких "глаголов" вообще, то нужно ли называть их при этом "неизреченными"? При такой логике можно любое отсутствие чего бы то ни было назвать чем хочешь и настаивать на этом. :wink:

Можно ли переживанию любви в сердце приписать какие-либо качества?
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Тоже совершенно верно! Любовь сама от Бога, который есть чистый Дух (Ин 4:24), "и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа" (Ин. 3:8). А от нашего духа тварный отклик (слышание голоса) на эту любовь. Такой отклик бывает и не верным, и даже тяжким, в зависимости от чистоты внутреннего человека. Испытывая любовь (при вселении Бога), мы так или иначе попускаем её через свою индивидуальность (Душу), да и тело тоже. И поэтому в богообщении (молитве) не может быть шаблонов, так как души не по шаблону сотворены. Могут быть ориентиры, именно их и оставили св. отцы.

Помню старое видение. Ангел плетёт душу человека на Небесах. Душа как полотно, подвешенное на райском прядильном станке. Ангел обращается ко мне, показывает отдельные нити, которые не успел вшить в душу, и объяснят что это уникальные склонности, предпочтения, мысли, свойственные этой душе. Ангел сказал, что от них зависти вся жизнь (судьба) человека на земле. И он вплёл последнюю - Богоискательство - нить светилась необыкновенным сиянием. Она самая важная и в итоге приводит душу домой, на Небо.

Н И К И Т А

  • Сообщений: 784
    • Просмотр профиля

Цитировать
Помню старое видение. Ангел плетёт душу человека на Небесах. Душа как полотно, подвешенное на райском прядильном станке. Ангел обращается ко мне, показывает отдельные нити, которые не успел вшить в душу, и объяснят что это уникальные склонности, предпочтения, мысли, свойственные этой душе. Ангел сказал, что от них зависти вся жизнь (судьба) человека на земле. И он вплёл последнюю - Богоискательство - нить светилась необыкновенным сиянием. Она самая важная и в итоге приводит душу домой, на Небо.
Как романтично... :roll: прямо сказка... :-)

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

хотя я предпочитаю быть христианином и искать всё же Христа, в первую очередь, поскольку Он - вход
Есть слова: "Никто не приходит к Отцу, как только через меня", через - это как? (так и не понимаю этих слов). Бог - это же Отец, Сын, Святой Дух - все вместе, сразу, везде одновременно... Как можно отделить одну ипостась от другой и искать её в первую очередь?

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

хотя я предпочитаю быть христианином и искать всё же Христа, в первую очередь, поскольку Он - вход
Есть слова: "Никто не приходит к Отцу, как только через меня", через - это как? (так и не понимаю этих слов). Бог - это же Отец, Сын, Святой Дух - все вместе, сразу, везде одновременно... Как можно отделить одну ипостась от другой и искать её в первую очередь?
Троица - Едина, но ипостаси Её действуют на нас различно.
Когда Господь Иисус Христос говорит эти свои сакраментальные слова, то имеет ввиду, что мы подобно Ему должны [если мы хотим быть с Отцом] повторить его подвиг: Распятие, Смерть, Воскресение. Сие ведёт к соединению с личным Господом Христом в сердце. А поскольку Он сам утверждает, что Он и Отец - одно, то соединяясь со Христом, мы соединяемся с Пресвятой Троицей в Полноте Царства Божия.
Процесс обожения пошёл.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7744
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Есть слова: "Никто не приходит к Отцу, как только через меня", через - это как? (так и не понимаю этих слов).
Бог любой религии ("бог" или "боги") абстрактное понятие, если разобраться. Поэтому, идя за именем "бог", легко запутаться и придти к сатане.
Понимаете?
Только Бог Пресвятая Троица предельно конкретен в Своем воплощении Своей ипостаси Бога Слова. Иисус Христос  - Бог предельно конкретный. Это тонкий момент. Уверовав истинно в то, что Иисус Христос - Бог, Единый и Единственный Творец всего, пришедший воплоти, мы предельно конкретизируем свою веру в Бога, исключая опасность ухода к ложным богам, за именами которых ничего не стоит, и мистические чудеса которых могут быть лишь проделками бесов. Нет в других религиях воплощенного Бога Творца в конкретном историческом контексте, а не в мифах. Понимаете? Важен конкретный исторический контекст Боговоплощения Иисуса Христа. Важна реальность вочеловечивания. Реальность уровня обыденной жизни. Именно она основание веры. Если лишь на минуту допустить, что Евангелия описывают не реальные события, а миф, то вера наша исчезнет как дым ...
Поэтому и говорится Им, что к истинному Богу Отцу можно предти только через Него, Иисуса Христа, вочеловечившегося Бога (через переживание Его реальности и реальности Его боговоплощения). Это основание веры, из которой растет любовь и открывается дорога к Отцу. Дорога к спасению.

Подобного, наколько знаю, нет в других религиях. Нет прихода в мир в образе раба Самого Творца всего сущего. И нет многолетнего пребывания Бога со Своей тварью в образе раба. Пребывания не мифического, а сугубо реального.

Поэтому сатане не спрятаться за именем и образом Иисуса Христа. Поэтому сатана бежит от этого имени в устах искренне верующих в Него и славящих Иисуса Христа.
Поэтому и нет спасения в других религиях, отличных от христианства, исповедующего Благую Весть.
Благая Весть будет проповедана всем. Уже сейчас она доступна почти для всех 6 миллиародв человеков. Ждать осталось недолго.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.