Исихазм

Автор Тема: Покаяние духовное и кровяное разгорячение  (Прочитано 5968 раз)

Стефан

  • Сообщений: 213
    • Просмотр профиля

Прошу духовного совета.
С момента принятия решения о связывании своей жизни с монашеством начал задумываться о покаянии не о как формальном осознании греха, а как о духовной добродетели. Читая у Отцов, что молитве Иисусовой должно сопутствовать покаяние и, что сердечная молитва стяжается многим плачем начал вспоминать особо тяжкие грехи, и вспоминая о ситуациях когда я жестоко поступал с людьми у меня начался сильный плачь. При этом чем дольше я держал в памяти определенную ситуацию тем больше у меня был плачь, при этом чувствовалось нервное истощение, а утешения не наступало. Теперь понимаю, что подход - плакать надеясь на утешение не правильный. Но вопрос правильно ли вызывать покаяние путем удерживания в памяти ситуации в, которой грешил, с целью вызвать плачь? Должен ли быть мотив "проработать" грех - омыть слезами, или нет, и если да, то как определить меру когда хватит? Стоит ли так делать если грех в силу внутренних перемен не повторится (по воле Божией, конечно), и удерживать в памяти с целью омыть слезами стоит лишь грех, который повторяется, скажем раздражившись на кого-то стоит ли держать в уме свою неправду и печалиться о ней до момента плача, и если да, то как долго хранить это состояние?
Понимаю, что вопросы вроде "Как долго плакать?" кажутся странными, но я действительно запутался в том, что есть покаяние.
При этом не хочу попасть в ситуацию когда происходит бессознательное поощрение себя за "омытый" грех, и когда покаяние переходит в цель, от чего бессознательное будет стремиться к кровяному разгорячению, а все это в итоги приведет к прелести.
К вопросу о необходимости разбирания этой ситуации навело следующее сообщение из этой темы http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2059.0
"Воцерковляемый человек может думать, что знает учение церкви или учение св.отцов, потому что ходит регулярно в храм на богослужения и начитался всяческих церковных книжек, но в реальности - без вселения Святого Духа в него - он только тщеславно грезит, приняв в себя уйму бесовских помыслов, толкающих его на игру в покаяние, смирение, самоуничижение и непринятия помыслов. И это западня, в которую попадают очень многие неофиты в церковном возрасте от нескольких месяцев до нескольких лет. А затем - при отсутствии истинного покаяния - слащаво-уничижительное и заискивающее состояние окончательно побеждает человека, соединяясь с осуждением всего чужого и непонятого. За нескольких лет принятый страстный помысел о необходимости спасения (в лоне церкви) - без истинного покаяния - превращает человека в монстра, имитирующего веру. "
Очень не хочу  попасть в такую ситуацию, а внутри что-то подсказывает, что от понимания правильного отношения к покаянию зависит мое духовное развитие, в конечном счете и само спасение.

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние духовное и кровяное разгорячение
« Ответ #1 : 27 Январь 2013, 20:02:45 »
Прошу духовного совета.
С момента принятия решения о связывании своей жизни с монашеством
Не духовный совет, просто так :-).
На форуме есть несколько тем, затрагивающих состояние монашества - найдите, почитайте их. Задавайте вопросы. Но смысл таков, что в наше время, особенно если недавно пришли к Вере, лучше воздержаться от резких шагов. Сначала укрепиться в Церкви, понять смысл Христианства, поискать тщательно место (монастырь), попробовать там пожить как трудник, и если тяга не угаснет, тогда решать об уходе из мира.

Самое начальное покаяние желательно начинать с примирения со всеми. Без исключения. Просто идите и просите прощения у всех, кого обидели в жизни. Это принесёт очень серьёзное облегчение. Потом тщательная проверка своей совести, прямо с самого детства, и подробная Исповедь. Всё что мучает, висит грузом на душе, всплывает образами - всё несите на Исповедь. Если есть знакомый батюшка - отлично, можно попросить выделить время на это. Это принесёт ещё большее облегчение. И потом Причастие ко Христу.
Насильно насаждать плач не понимая о чём нужно плакать нет смысла. Потеря времени. Лучше углубляться в изучение настоящего Православного Христианства, искать ответы на вопросы "что такое Спасение?", "от чего спасает Христос?", читать Отцов (только нормальных) о внутренней жизни, о страстях, о молитве, и всё придёт само собой. С Божией помощью. 
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние духовное и кровяное разгорячение
« Ответ #2 : 27 Январь 2013, 20:24:08 »
часто люди путают раскаяние и покаяние...тут следует сказать, что покаяние вмещает в себя раскаяние, но раскаяние может так и остаться не завершенным покаянием...раскаяние это разламывание, разтождествление, отстранение,  покаяние скорее собирание...покаяние это изменение ума...очищение его его от страстный помыслов, страстных реакций и эрекций...за очищением ума подаются силы которые таковой  ум способен принять, ум укрепляется в этой силе и этим изменяется...в покаянии ум собираться в раскаяние скорее растрепывается...

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние духовное и кровяное разгорячение
« Ответ #3 : 27 Январь 2013, 22:00:10 »
При этом чем дольше я держал в памяти определенную ситуацию тем больше у меня был плачь, при этом чувствовалось нервное истощение, а утешения не наступало. Теперь понимаю, что подход - плакать надеясь на утешение не правильный. Но вопрос правильно ли вызывать покаяние путем удерживания в памяти ситуации в, которой грешил, с целью вызвать плачь? Должен ли быть мотив "проработать" грех - омыть слезами, или нет, и если да, то как определить меру когда хватит? Стоит ли так делать если грех в силу внутренних перемен не повторится (по воле Божией, конечно), и удерживать в памяти с целью омыть слезами стоит лишь грех, который повторяется, скажем раздражившись на кого-то стоит ли держать в уме свою неправду и печалиться о ней до момента плача, и если да, то как долго хранить это состояние?
Понимаю, что вопросы вроде "Как долго плакать?" кажутся странными, но я действительно запутался в том, что есть покаяние
Стефан, а не уводит ли такое удержание внимания на грехе от мыслей о Боге? Может, проще: увидел грех, осудил себя, исповедал Господу - и вернуть мысль к Богу и молитве? Истинный плач - это дар от Господа. Думаю, не стОит его искусственно вызывать.
Христос воскресе, радость моя!

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние духовное и кровяное разгорячение
« Ответ #4 : 27 Январь 2013, 23:42:02 »
В помыслах лучше каяться оптом. + На исповеди. Так быстрее. Иначе времени не останется ни на что.
И правильно говорят, что главное - это главное.
Покаяние - перемена ума, возвращение ума. Как в притче о блудном сыне - вернуться к Богу. Желать вернуться, как сын к отцу. Сделать первый шаг. И шагать, шагать... Отдав себя в заботливые руки....
Это и есть покаяние. А плоды - это результаты шагов.

А очищение не вдруг происходит обычно, а постепенно. Мы упираемся, а Господь очищает.
Подай нам, Господи, одежду брачную, да взойдём на твой пир, и уязви сердца наша любовию, которая к Тебе.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Стефан

  • Сообщений: 213
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние духовное и кровяное разгорячение
« Ответ #5 : 28 Январь 2013, 10:02:09 »
Владимир Б., это не то, чтобы резкий шаг, просто в силу определенных причин семейная жизнь (со второй половиной) входит в резонанс с моим душевным и психологическим устроением, по ряду личностных особенностей. По монастырям периодически езжу – послушаюсь =)
Те шаги о, которых вы писали уже делал, сейчас просто испытываю кризис в дальнейшем продвижении. По максимуму как мог исправился, от ума, т.е. делая то, что открывал ум опираясь на Отеческое учение, кончено под словом «исправился» я имею в виду о векторе движения, но о тонкостях от, которых зависит многое нигде не нашел.  Под основной тонкостью я подразумеваю определение момента до, которого стоит удерживать горечь раскаяния, ведь можно раздражится, упрекнуть себя, сказать «Господи помилуй» и идти дальше переключившись, но изменит ли такое раскаяние душевное устроение и можно ли таким образом очистить душу от этого или от других душевных движений, как тщеславие и гордость, с другой стороны не хочется, чтобы удержание этой горечи превратилось в мазохизм при том нацеленный на самосмущение совести, лишь бы кается и ощущать себя грешным, с третей стороны может все же лучше пропускать помыслы не заостряя внимание на них, чтобы в виду психологического аспекта они потеряв како-либо значение в психическом устроении перестали тревожить, а подогревать ощущение вины, только при совершенном грехе, когда в действиях упрекнул кого-то или почувствовал обиду. Главные вопросы я бы сформулировал так: стоит ли подогревать чувство вины при раскаянии, и как отличить не "угашение" этого чувства, от умышленного подогревания, в каких случаях нужно "подогревать" и/или не "угашать", а в каких переключаться?

Цитировать
Стефан, а не уводит ли такое удержание внимания на грехе от мыслей о Боге? Может, проще: увидел грех, осудил себя, исповедал Господу - и вернуть мысль к Богу и молитве? Истинный плач - это дар от Господа. Думаю, не стОит его искусственно вызывать.
Вот тут я согласен – понял свою ошибку, но если вернуть мысль к Богу то стоит ли держать ощущение своей греховности сознанием пред Богом от чего происходит плачь, будь то внутренний или внешний, т.е. возвращаясь к вопросу выше..

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние духовное и кровяное разгорячение
« Ответ #7 : 28 Январь 2013, 10:53:41 »
Стефан, хороший момент в том, что Вы увидели ограниченность и искусственность психотехнических приемов. Дело в том, что удержание памяти в грехах и вызывание плача - это психотехника. У нее есть большие достоинства, недаром ее использовали подвижники, но у нее, как и у любой психотехники, есть серьезные недостатки. Психотехника, помогая, особенно, в начале пути, не должна стать самоцелью. В эту ловушку, когда различными психотехническими приемами выбиваются слезы и чувство покаяния, некоторые попадаются очень крепко. И застревают в ней на многие годы. А затем начинают учить и других. Их можно узнать по постным физиономиям и окрикам, что благодать нынче-де не доступна, ибо грешны все зело. Потому что не Бога ищут, а тому, как угодить своей страсти и, не очистившись, быть святее святых.

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние духовное и кровяное разгорячение
« Ответ #8 : 28 Январь 2013, 15:51:28 »
Владимир Б., это не то, чтобы резкий шаг, просто в силу определенных причин семейная жизнь (со второй половиной) входит в резонанс с моим душевным и психологическим устроением, по ряду личностных особенностей. ....Те шаги о, которых вы писали уже делал, сейчас просто испытываю кризис в дальнейшем продвижении.
Ну вот... простите Стефан за предыдущие посты. :-)
Сам в таком же положении...:-)
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние духовное и кровяное разгорячение
« Ответ #9 : 28 Январь 2013, 17:09:09 »
Стефан.
Знаете что такое благодатный плач? Это когда ваше сердце объемлет внешняя сила и из вас просто польются потоки слез. В этот момент худшего грешника, чем вы - вряд ли найти. Отойдет эта сила и все прекратится. К такому плачу приводит Иисусова молитва по мере "сердца сокрушенно и смиренно" и не важно где вы в данный момент - в монастыре, или в миру. 

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние духовное и кровяное разгорячение
« Ответ #10 : 28 Январь 2013, 18:11:07 »
Внешняя сила, вызывающая плач, может не иметь к Богу никакого отношения!

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние духовное и кровяное разгорячение
« Ответ #11 : 28 Январь 2013, 18:32:31 »
и еще добавлю в целом о раскаянии и покаянии...в чем главное должен раскаяться человек так это в отпадения от Бога, от Любви, от Жизни, от трепета веры, от дыхания надежды, следовательно приходя к покаянию и в покаянии человек возвращает через принятия благодати Духа потерянное...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние духовное и кровяное разгорячение
« Ответ #12 : 28 Январь 2013, 18:44:26 »
Внешняя сила, вызывающая плач, может не иметь к Богу никакого отношения!

Именно так! На определенном этапе обращение к такой внешней силе становится элементарной психотехникой. И ощущать себя худшим грешником очень приятно для эгоизма.

Стефан

  • Сообщений: 213
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние духовное и кровяное разгорячение
« Ответ #13 : 28 Январь 2013, 19:11:23 »
Alexander, очень похоже на меня.
"И ощущать себя худшим грешником очень приятно для эгоизма." - даже думаю, что на подсознании в каком, то отношении такая игра тешит тебя тем, что подчеркивает индивидуальность, и формирует ощущение своей индивидуальности, т.е. "я не похож на других, по тому, что я каюсь". Очень хорошо подметили. Тут еще вопрос об осознании индивидуальности одновременно возникает, всегда ли плохо ощущать ее, и не есть ли это одна из форм, если не основная как раз эгоизма?... а ведь нас с детства учили быть индивидами..
Последнее время замечаю, что когда вижу кого-то из духовенства простым и веселым, а не с насупленными бровьми и потупленным взглядом чувствую, что такой человек вызывает отторжение из-за несоответствия его моему внутреннему устроению. Если раньше верил себе и считал себя единственно правым со своими взглядами, то теперь начинаю сильно сомневаться, и понимаю, что что-то со мной не так.  Вопрос об этой психотехнике для меня открыт. Скажем на меня подействовал тщеславный помысел, т.е. возникла мысль и буквально за 1,5-3 сек. вызвала мерзкое услаждение, пока сознание не успело среагировать, стоит ли тут применять эту психотехнику, если при этом часто себя хвалишь внутри за это, а от этого происходит еще более сильное раскаяние? К слову однажды я дошел до отчаяния, когда меня закрутил такой процесс, что каясь я гордился от этого, и от этого еще больше каялся, в итоге рыдал как трехлетний мальчик у, которого первоклассник машинку в песочнице отобрал, и конце концов впустил в душу отчаяние, и унывал весь день.
Вопрос как поступать с душевными страстями, может пропускать их как было в начале пути при борьбе с грубыми страстями, т.е. вменяя такие помыслы ни во что или все же каяться после помысла? Кстати, грубые страсти были преодолены таким отношением, также помогал гнев на эти помыслы, естественно при не удержании внимания на них. Но все же мои усилия тогда были минимальны, т.ч. зная, что я духовный младенец в брани и, что только благодать и исцелила, не дерзаю думать, что мои "методы" борьбы играли какую-то роль. Теперь когда встал вопрос о "тонких" страстях, то возникает вопрос, метод борьбы одинаков ли со всеми страстями. В принципе, что касается раскаяния "свыше" (или во всяком случае более не произвольного), то оно временами бывает на молитве,  в моменты о, которых писал Краевед по ссылке в первом пункте, а стоит ли покрывать тщеславные моменты или моменты осуждения такой психотехникой и как не заиграться в этом, чтобы это как раз не стало целью и не приводило в уныние и отвержением благодати, ради произвольного смущения себя, но при этом и не окаменеть когда начнешь спускать себе даже откровенные обиды  и резкие ответы в отношении с ближними?
« Последнее редактирование: 28 Январь 2013, 19:34:39 от Стефан »

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние духовное и кровяное разгорячение
« Ответ #14 : 28 Январь 2013, 20:10:01 »
Именно так! На определенном этапе обращение к такой внешней силе становится элементарной психотехникой. И ощущать себя худшим грешником очень приятно для эгоизма.

Отсель мораль: Анахорет! Если тебя посетила сила, или ты сам до неё достучался, и она умиление аль покаяние в тебе вызывает, ты не спеши объявлять её святой, божественной, Христовою. А лучше не принимай ея, но и не отвергай. Поплакать ты конечно с сокрушением можешь, ибо это только слезы. Но и в них имей меру, дабы самость твоя не раздувалась. И цель Твоя - Бог - в слезах не терялась. А слезы разбавляй радостью о Бозе Спасителе твоем. Ибо, как глаголет божественный Исаия: Еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати изчадия чрева своего? Аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе, глаголет Господь. (Ис. 49:15–16) :-)