Alexander, очень похоже на меня.
"И ощущать себя худшим грешником очень приятно для эгоизма." - даже думаю, что на подсознании в каком, то отношении такая игра тешит тебя тем, что подчеркивает индивидуальность, и формирует ощущение своей индивидуальности, т.е. "я не похож на других, по тому, что я каюсь". Очень хорошо подметили. Тут еще вопрос об осознании индивидуальности одновременно возникает, всегда ли плохо ощущать ее, и не есть ли это одна из форм, если не основная как раз эгоизма?... а ведь нас с детства учили быть индивидами..
Последнее время замечаю, что когда вижу кого-то из духовенства простым и веселым, а не с насупленными бровьми и потупленным взглядом чувствую, что такой человек вызывает отторжение из-за несоответствия его моему внутреннему устроению. Если раньше верил себе и считал себя единственно правым со своими взглядами, то теперь начинаю сильно сомневаться, и понимаю, что что-то со мной не так. Вопрос об этой психотехнике для меня открыт. Скажем на меня подействовал тщеславный помысел, т.е. возникла мысль и буквально за 1,5-3 сек. вызвала мерзкое услаждение, пока сознание не успело среагировать, стоит ли тут применять эту психотехнику, если при этом часто себя хвалишь внутри за это, а от этого происходит еще более сильное раскаяние? К слову однажды я дошел до отчаяния, когда меня закрутил такой процесс, что каясь я гордился от этого, и от этого еще больше каялся, в итоге рыдал как трехлетний мальчик у, которого первоклассник машинку в песочнице отобрал, и конце концов впустил в душу отчаяние, и унывал весь день.
Вопрос как поступать с душевными страстями, может пропускать их как было в начале пути при борьбе с грубыми страстями, т.е. вменяя такие помыслы ни во что или все же каяться после помысла? Кстати, грубые страсти были преодолены таким отношением, также помогал гнев на эти помыслы, естественно при не удержании внимания на них. Но все же мои усилия тогда были минимальны, т.ч. зная, что я духовный младенец в брани и, что только благодать и исцелила, не дерзаю думать, что мои "методы" борьбы играли какую-то роль. Теперь когда встал вопрос о "тонких" страстях, то возникает вопрос, метод борьбы одинаков ли со всеми страстями. В принципе, что касается раскаяния "свыше" (или во всяком случае более не произвольного), то оно временами бывает на молитве, в моменты о, которых писал Краевед по ссылке в первом пункте, а стоит ли покрывать тщеславные моменты или моменты осуждения такой психотехникой и как не заиграться в этом, чтобы это как раз не стало целью и не приводило в уныние и отвержением благодати, ради произвольного смущения себя, но при этом и не окаменеть когда начнешь спускать себе даже откровенные обиды и резкие ответы в отношении с ближними?