Исихазм

Автор Тема: Покаяние в сочетаниях и сосложениях с помыслами  (Прочитано 5167 раз)

Стефан

  • Сообщений: 213
    • Просмотр профиля

Старую тему Прилог, помысел, страсть решил не поднимать, а изложить конкретный вопрос, который мучает.
Очень сильно последнее время страдаю от помыслов, хотя может раньше так было, просто не замечал их.
Задаюсь все чаще вопросом, каяться-ли в помыслах осуждения и тщеславия, когда сознанием отвергаешь их?
Чтобы было понятней объясню на примере.
Допустим видишь или вспоминаешь нечто, что совершил человек и что не является правильно субъективно, но чаще объективно. Вспомнив это почувствовал приближающийся помысел, который либо выходил бы из душевного состояния, либо удобно принимался бы им при не бдении сознания над чувствами. Но т.к. в виду огромного количества помыслов я приучаюсь всегда бдеть над тем, чтобы сознанием не пустится в сосложение  с ним я переключаюсь, однако из того, что такие помыслы удобно могут быть вложены в душевное состояние (как пазлы), т.е. душа может чувствовать притягательную силу помысла тщеславия или осуждения не знаю есть ли это лишь сочетание или все же уже сосложение, когда я не позволяю душе броситься в этот помысел и услаждаться им или продолжать беседу с ним. Из этого возникает очень важный и принципиальный вопрос – каяться ли в таких помыслах или отвлекать внимание при приближении его? Дело в том, что если каяться, то с одной стороны плюс в том, что начинается видении своих грехов  бесчисленных как песок морской и ощущаешь себя действительно худшим из людей, а если не каяться, а воспринимать как навязываемой, т.е. чужое, то поводов для покаяния за день набирается от силы 3-4 и по этому слова молитв в, которых говорится о том, что ты "яко же бо свиния в калу" и "достоин есмь всякаго осуждения и муки"  не удобно принимаются от всего сердца, хотя сознанием опять таки понимаешь, что раз Он "и в ангелах своих усматривает недостатки", то тем паче и во мне согревающем.

Пробовал и так как сейчас относится к помыслам и каяться во всех, но при этом боюсь попасть в ловушку, когда начинал сокрушаться в помыслах осуждающих внешность человека, например «у него нос большой», которые я бы и принял до воцерковления еще в подростковом возрасте, но теперь об этом и речи идти не может, т.к. все взрослые люди и понимаем, что суждать внешность это не только грешно, но и глупо. Однако приняв мысль о покаянии во всех подкрадывающихся помыслах начал каяться и в этих. А при таком покаянии непроизвольно останавливаешь сознание на этом помысле, чтобы прочувствовать его мерзость, и таким образом приводишь душу в движения от медления в нем (или медля в помысле тщеславия испытываешь тщеславие, но и каешься в нем) от этого и происходит покаяние часто до отвращения к себе.
Вот это один из главных вопросов, который встает предо мной.
В один момент приняв такой образ мыслей читая Иисусову молитву (однако это было не при покаянии в очередном помысле, а от осознания не достоинства) почувствовал близость Бога, и свое не достоинство даже Имя Его произносить – вот это было настоящее покаяние – это первый раз за всю жизнь когда я почувствовал близость Бога - его любовь и свою ничтожность, слезы были теплыми и утешающими. Однако это прошло как только я принял помысел передери в другое место храма, чтобы не смущаться мамы, которая стояла впереди и могла оглянуться. Но не знаю можно ли такое состояние было связать с моим тогдашним отношением к помыслам или благодатью, т.е. посещением Бога не за образ мыслей и правильность пути, а по благодати – тогда я ездил трудником в Псково-Печорский монастырь, и было это после благословения старца схимонаха от, которого буквально исходила любовь  и благодать.
Очень хотел бы, чтобы молитва всегда была такой, но стоит ли это связывать с покаянием во всех предложенных помыслах, которые сознанием можно отвергнуть на стадии между сочетанием и сосложением или сосложением и пленением не знаю, и правельно ли я для себя определяю, что это не есть пленение или сосложение - тоже вопрос. Чувствую, что я запутался и от правильного решения зависит опять таки вся духовная жизнь, как с правильным отношением к покаянию http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3221.0
С одной стороны хочется покаяния, с другой стороны хочется избавится от помыслов, чтобы они не переходили даже в стадию сочетания, а оставались лишь как прилоги проносящиеся и не смущающие.
Очень нуждаюсь в духовном совете.
За ранее благодарен за ответ.
« Последнее редактирование: 27 Январь 2013, 19:46:26 от Alexander »

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Стефан, духовного совета дать не могу, но что находил ранее у Отцов по этому поводу, можно написать.
1. Если помысел точно отвергнут, то зачем покаяние? Это победа над ним. Покаяние нужно только тогда, когда сложился с помыслом, сочетался с ним в душе, согласился с его "мнением", начал ждать удобного случая его осуществления. Сложение бывает словесное в уме, просто чувственное, и смесь словесно-умственного с чувственным.
2. Чаще всего, мы принимаем помыслы не понимая что это они. Т.е. пока душа не возненавидит грех-страсть, она его осознать как враждебный не может, и соответственно не гонит его. Принимаем как свой, даже не осознавая этого. Только покаяние и благодать Божия оголяют их, обостряют наше умное око, и тогда начинается борьба. А это происходит постепенно, от грубых страстей к тонким.
Т.е. смысл таков, что на какой бы ступени не стоял человек (ну, кроме полного бесстрастия), впереди у него есть ещё ступени, о которых он даже не подозревает. Не видит, что он полностью раб этих страстей, пока не взойдёт на их "уровень". 
3. Если есть хороший духовник - хорошо, можно ему исповедать в "красках", если нет - то на Исповедь нести общие фразы о греховности в страстях. Но самое важное - как только видим сделанный грех делом, словом, помышлением, тут же внутри каемся Богу об этом.
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Стефан

  • Сообщений: 213
    • Просмотр профиля

Цитировать
1. Если помысел точно отвергнут, то зачем покаяние? Это победа над ним. Покаяние нужно только тогда, когда сложился с помыслом, сочетался с ним в душе, согласился с его "мнением", начал ждать удобного случая его осуществления. Сложение бывает словесное в уме, просто чувственное, и смесь словесно-умственного с чувственным.
Что касается страстей грубых, то тут все просто, но меня мучают сейчас страсти душевные - тщеславие, осуждение (которое считается поражением гордости). И вот тут очень сложно понять когда грех. Т.е. если я вижу чужой грех или недостаток и понимаю, что это плохо - и чувствую неприязнь к этому, но сознанием не допускаю выразить мысль "он поступил плохо", грех ли это?
Или подчеркиваю, что-то в духовной литературе и приходит помысел "Духовенство бы одобрело твою усидчивость" и вот с его приходом приходит мерзостное услаждение, при чем если каяться в нем, то оно какое-то время усиливается (2-4 секунды), а иногда и смешивается с горестью покаяния, пока горечью не перебью услаждение, а можно просто пропускать его, тогда оно приносит минимальное услаждение, но при этом остается  нераскаянным.  Вот как тут поступать - очень сложно мне самому понять, тут смешенно духовно-психологический момент, по этому и духовник должен быть разбирающийся в тонкостях
Цитировать
2. Чаще всего, мы принимаем помыслы не понимая что это они. Т.е. пока душа не возненавидит грех-страсть, она его осознать как враждебный не может, и соответственно не гонит его. Принимаем как свой, даже не осознавая этого. Только покаяние и благодать Божия оголяют их, обостряют наше умное око, и тогда начинается борьба. А это происходит постепенно, от грубых страстей к тонким.
Как раз ненависть к осуждению и явному тщеславию есть, по этому и происходит огорчение когда они приходят, вот по этому я и хочу узнать поддерживать ли такое огорчение каясь и покрывать ли такие помыслы огорчением или пропускать их и забывать сразу?
Цитировать
Т.е. смысл таков, что на какой бы ступени не стоял человек (ну, кроме полного бесстрастия), впереди у него есть ещё ступени, о которых он даже не подозревает. Не видит, что он полностью раб этих страстей, пока не взойдёт на их "уровень". 
Когда писал предыдущее предложение, писал его со "рвением", вероятно, чтобы показать, что я ненавижу осуждение и явное тщеславие, но за этим как раз вижу скрытое тщеславие, т.е. оправдаться, пусть даже говоря правду о себе, но напоказ, мол "не думайте, что я просто грешник, я грешник, который ненавидит грех" - вероятно как раз то о чем вы сказали..
« Последнее редактирование: 27 Январь 2013, 21:55:49 от Стефан »

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

но меня мучают сейчас страсти душевные - тщеславие, осуждение (которое считается поражением гордости). И вот тут очень сложно понять когда грех.
Всё, Стефан, дальше пас. :-)
Такой духовник - хорошо, да где же его найти. :-)
"Барахтаюсь" в том же самом месте, и единственное что для себя принял - искать молитву, тишину, мир душевный, всё остальное - покаяние "оптом". Иначе эта скурпулёзность начинает изматывать, слепить на другие страсти, и уводить в отчаяние.  И скорее всего не от Бога она.
Т.е. просто остаётся молиться и ждать, когда Господь исцелит такое устроение.
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

1. Если помысел точно отвергнут, то зачем покаяние? Это победа над ним. Покаяние нужно только тогда, когда сложился с помыслом, сочетался с ним в душе, согласился с его "мнением", начал ждать удобного случая его осуществления. Сложение бывает словесное в уме, просто чувственное, и смесь словесно-умственного с чувственным.
Владимир Б.,
Стефан говорит об исповедании каждого помысла, и при этом применяет глагол "каяться". Это совсем не то, что имеется ввиду под покаянием. О сути покаяния, как об умоперемене, мы много раз говорили на форуме.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Гоняться за помыслами -  это все равно что убивать мух. Все новые и новые мухи будут слетаться на тухлятину, которая где-то спрятана. Значит, искать надо в первую очередь этот источник притяжения помыслов.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Цитата: Стефан
если я вижу чужой грех или недостаток и понимаю, что это плохо - и чувствую неприязнь к этому, но сознанием не допускаю выразить мысль "он поступил плохо", грех ли это?
Или подчеркиваю, что-то в духовной литературе и приходит помысел "Духовенство бы одобрело твою усидчивость" и вот с его приходом приходит мерзостное услаждение, при чем если каяться в нем, то оно какое-то время усиливается (2-4 секунды), а иногда и смешивается с горестью покаяния, пока горечью не перебью услаждение, а можно просто пропускать его, тогда оно приносит минимальное услаждение, но при этом остается  нераскаянным.

Мне иногда помогает способ "рассмотреть помысел". Не знаю, почему об этом мало кто упоминает. Всматриваюсь и определяю, что в данной мысли правда (всегда есть то, что нельзя бросить в мусорную корзину - ради этого помысел и возвращается), а что есть искажение, или просто не ко времени. Принимаю истинное зерно, отбрасываю только то, что искажает. Это обычно разруливает ситуацию. Исключение - когда помыслы носят навязчивый характер и тем, как правило, сигналят о внутренней проблеме - тогда нужно разбираться со внутренним.

Цитировать
"Духовенство бы одобрило твою усидчивость"

Ну, у меня рассуждения идут приблизительно по такому руслу: усидчивость налицо, но это по внутренней тяге к чтению отцов, благодарю Бога, что есть такая тяга в душе. Духовенство одобрило бы - это оцениваю как жить чужим мнением, это лишнее, не к месту, то, что засоряет. Прошу помощи, чтобы иметь память всегда мыслью быть перед Богом.

Цитировать
если я вижу чужой грех или недостаток и понимаю, что это плохо - и чувствую неприязнь к этому, но сознанием не допускаю выразить мысль "он поступил плохо", грех ли это?

Для меня это повод вспомнить, что как я сейчас увидела это в другом, так же и во мне кто-то наблюдает плохое, скрытое от меня.  Можно, поискав, дополнить аналогией из собственной жизни. Обычно молюсь, чтобы Бог дал способность  увидеть неблагополучие в себе.

P.S. У меня опыт рассматривания помыслов в целом положительный. Не очень понимаю, что значит "сослагаться". Обычно только после всматривания и получается уйти от имеющегося мысленного мусора. Только один раз было, что "сосложилась", это как исключение и там был важный момент, который запомнила, и который, надеюсь, просигналит, если еще разбуду думать "не туда".
« Последнее редактирование: 28 Январь 2013, 15:41:12 от Elena »

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Стефан говорит об исповедании каждого помысла, и при этом применяет глагол "каяться". Это совсем не то, что имеется ввиду под покаянием. О сути покаяния, как об умоперемене, мы много раз говорили на форуме.
Да, Леонид, спасибо.
Только кто скажет, что помысел прошёл "чисто"? Пока есть страсти, помыслы будут их затрагивать, вызывать сочувствие в душе и теле. И покаяние, именно в этом, прямом смысле слова, возможно почти во всех наших помыслах. Но вот найти такого отца, который может понести исповедание помыслов (в сущности монастырская практика) .... поэтому и лучше "оптом".
Думается, что Покаяние - как перемена ума, хода мыслей, не полностью раскрывает смысл покаяния. Есть ещё преображение тела, при котором тогда весь состав человека не имеет пристрастий. А иначе грех умом ненавидишь (умоперемена произошла), но тело ещё долго сочувствует греху-страсти.
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Мне иногда помогает способ "рассмотреть помысел". Не знаю, почему об этом мало кто упоминает.
классически об этом так говорят)...
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=292.msg97428#msg97428

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Стефан. 
1/ Вам необходимо прочесть книгу "Умное делание. О молитве Иисусовой. Архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский)", в которой вы найдете ответы на свои вопросы.
2/ Вам не надо каяться в каждом помысле на исповеди. Кайтесь в общих грехах перед священником, а благодать Божия все устроит(такой совет дают св.отцы). Рассматривать помыслы ни в коем случае не надо, творите по мере сил Иисусову молитву. Если помысел увел вас от молитвы - возвращайтесь. Если он вас увел в долю секунды и вы им пленились(начали рассматривать то, что он вам предложил), возвращайтесь. Это и есть борьба. Пока вы побежденный.

"Но как скоро человек определил себя на внимательность и приступил хотя бы к ее началу, она сейчас же обнаруживает человеку то, что в нем делается, и по мере внимательности, по мере молитвеннаго делания ума, человек начинает чувства держать в большей неразвлеченности, и больше и больше усматривает чрез помыслы изходящую из сердца злобу, что является плодом молитвы, т.к. они (помыслы) обнажаются вниманием в сердце, увлекают ум восвояси от молитвы, но от этого приходить в бездействие не следует. Сколько будет увлекаемо внимание помыслами и как слабо будет умное делание молитвы, человек от этого молитву оставлять не должен: наоборот: больше и больше следует ревновати, дабы очищати сердце от гноя греховнаго.
Сколько бы много ум будет забывать молитву, вспоминай и снова делай и делай. По мере принуждения себя к молитве, Господь забвение твое будет уменьшать, а внимание будет, хотя бы и очень медленно, но усиливаться, больше времени оставаясь при молитве, подвигая ум человека к деланию Ангельскому, на вкушение ему пищи свойственныя уму молитвы" (Умное делание. О молитве Иисусовой. Архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский). 

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Мне иногда помогает способ "рассмотреть помысел". Не знаю, почему об этом мало кто упоминает.
классически об этом так говорят)...
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=292.msg97428#msg97428

Приведенная ссылка - она о помыслах во время углубленной  молитвы. В начальном посте не об этом. Приводятся примеры обычных жизненных ситуаций и  ответной реакции ума на них.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Елена смотрите...эти слова указывают на то что молитва творится в голове...здесь нет углубления, а напротив начаток...

Если молитва у вас в голове...то попробуйте для начала освоить голову...выработать внутренее вИдение...т.е. при закрытых глазах и с молитвой Иисусовой, наблюдайте как приходят помыслы как развиваются...пробуйте отстраняться от них...или неким внутренним волевым усилием "держать" тишину...

только лично я не совсем согласен с волеми усилиями :-) они тут излишни, так как принятие помыслов это уже волевой акт, ты их как бы разрезаешь вниманием...и также фиксируешь вниманием островки безмолвия которые в междумыслие проскакивают...смотреть на помыслы можно и без молитвы, постепенно навыкая в помятовании о Боге...   :-) короче много способов но полезнее всего безмолвие(тут как некая устойчивость ровность ума, спокойное устремление)...которое может сопровождаться и мыслительным процессом, а может и нет...

Стефан

  • Сообщений: 213
    • Просмотр профиля

Elena, спасибо за совет.
Цитировать
Пока есть страсти, помыслы будут их затрагивать, вызывать сочувствие в душе и теле.
Владимир Б., за литературу совет спасибо. Литературу постараюсь изучить, а по помыслам, то пока несу самые яркие к духовнику и разбираю, но духовные лица в большинстве простые от чистоты (в моем случае монах), по этому простые ответы не всегда укладываются в мой замороченный бесами рассудок.
Цитировать
Пока есть страсти, помыслы будут их затрагивать, вызывать сочувствие в душе и теле
А вот вопрос как раз в том если видишь сочувствие души к помыслу осуждения в мое случае, то стоит ли каяться в этом тут же или переключаться от этого.
Elena, если разбирать помысел отделяя истину от своего отношения и мнения то все же не запачкаться как мне видеться сложно, т.е. чем дольше удерживать внимание на помысле, в данном случае разбирая его тем в большее движение и соблазн приходит душа. Оправдана ли душевная разрядка и умиротварение путем оправдания человека, скажем в том, что "Он не молится, а просто воткнул свечку и ушел" тем, что "У него может быть мало времени" или "Для него воткнуть свечку все равно, что для ребенка поднять 100 кг от груди - соотношение духовных сил и понуждения не равны" или "Он не хочет привлекать внимания и тщеславиться у иконы" , ТЕМ, что в начале придется держать помысел в голове, т.е. как бы над душой перебирая варианты? Пример привел того СУЖДения, которое было раньше, сейчас помыслы намного изощренней и хитрее..

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Владимир Б., за литературу совет спасибо.
Это не мне, это Виктору. :-)
На сайте есть прекрасная библиотека, там много книг о молитве.
А вот вопрос как раз в том если видишь сочувствие души к помыслу осуждения в мое случае, то стоит ли каяться в этом тут же или переключаться от этого.
Стефан, здесь хорошо различать и понимать что такое страсть, что такое помысел от страсти и что такое "помысел затронул страсть".
Страсть - это душевная болезнь. Искажение души. Её приобретённое или переданное по наследству ненормальное свойство, обратное добродетели.
Помысел от страсти - наш помысел, рождённый нами под действием этой болезни-страсти. Пузырь, вырвавшийся из болота.
Помысел затронул страсть - "чужой" помысел вызвал сочувствие, страстное движение нашей души.

Если человек уже увидел сочувствие души к помыслу, а не гнев и ненависть к нему, то логичный вывод: душа болеет этой страстью, и в данный момент согрешила с ним. Сложилась. Больной человек сразу бежит к врачу, верующий человек, как только видит проявление в любом виде страсти, сразу бежит ко Спасителю за прощением, помощью и исцелением. Которое удостоверительно получает. Наверное, так.
Это один из путей приобретения молитвы: "когда увидишь свои грехи как песок морской", тогда приходишь к "непрестанная молитва - непрестанное покаяние".     
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Elena, если разбирать помысел отделяя истину от своего отношения и мнения то все же не запачкаться как мне видеться сложно, т.е. чем дольше удерживать внимание на помысле, в данном случае разбирая его тем в большее движение и соблазн приходит душа. Оправдана ли душевная разрядка и умиротварение путем оправдания человека, скажем в том, что "Он не молится, а просто воткнул свечку и ушел" тем, что "У него может быть мало времени" или "Для него воткнуть свечку все равно, что для ребенка поднять 100 кг от груди - соотношение духовных сил и понуждения не равны" или "Он не хочет привлекать внимания и тщеславиться у иконы" , ТЕМ, что в начале придется держать помысел в голове, т.е. как бы над душой перебирая варианты? Пример привел того СУЖДения, которое было раньше, сейчас помыслы намного изощренней и хитрее..

Вы, на мой взгляд, не в то вглядываетесь. Стоит внимательно вглядеться в собственное внутреннее душевное движение и размышлять о нем.