Старую тему Прилог, помысел, страсть решил не поднимать, а изложить конкретный вопрос, который мучает.
Очень сильно последнее время страдаю от помыслов, хотя может раньше так было, просто не замечал их.
Задаюсь все чаще вопросом, каяться-ли в помыслах осуждения и тщеславия, когда сознанием отвергаешь их?
Чтобы было понятней объясню на примере.
Допустим видишь или вспоминаешь нечто, что совершил человек и что не является правильно субъективно, но чаще объективно. Вспомнив это почувствовал приближающийся помысел, который либо выходил бы из душевного состояния, либо удобно принимался бы им при не бдении сознания над чувствами. Но т.к. в виду огромного количества помыслов я приучаюсь всегда бдеть над тем, чтобы сознанием не пустится в сосложение с ним я переключаюсь, однако из того, что такие помыслы удобно могут быть вложены в душевное состояние (как пазлы), т.е. душа может чувствовать притягательную силу помысла тщеславия или осуждения не знаю есть ли это лишь сочетание или все же уже сосложение, когда я не позволяю душе броситься в этот помысел и услаждаться им или продолжать беседу с ним. Из этого возникает очень важный и принципиальный вопрос – каяться ли в таких помыслах или отвлекать внимание при приближении его? Дело в том, что если каяться, то с одной стороны плюс в том, что начинается видении своих грехов бесчисленных как песок морской и ощущаешь себя действительно худшим из людей, а если не каяться, а воспринимать как навязываемой, т.е. чужое, то поводов для покаяния за день набирается от силы 3-4 и по этому слова молитв в, которых говорится о том, что ты "яко же бо свиния в калу" и "достоин есмь всякаго осуждения и муки" не удобно принимаются от всего сердца, хотя сознанием опять таки понимаешь, что раз Он "и в ангелах своих усматривает недостатки", то тем паче и во мне согревающем.
Пробовал и так как сейчас относится к помыслам и каяться во всех, но при этом боюсь попасть в ловушку, когда начинал сокрушаться в помыслах осуждающих внешность человека, например «у него нос большой», которые я бы и принял до воцерковления еще в подростковом возрасте, но теперь об этом и речи идти не может, т.к. все взрослые люди и понимаем, что суждать внешность это не только грешно, но и глупо. Однако приняв мысль о покаянии во всех подкрадывающихся помыслах начал каяться и в этих. А при таком покаянии непроизвольно останавливаешь сознание на этом помысле, чтобы прочувствовать его мерзость, и таким образом приводишь душу в движения от медления в нем (или медля в помысле тщеславия испытываешь тщеславие, но и каешься в нем) от этого и происходит покаяние часто до отвращения к себе.
Вот это один из главных вопросов, который встает предо мной.
В один момент приняв такой образ мыслей читая Иисусову молитву (однако это было не при покаянии в очередном помысле, а от осознания не достоинства) почувствовал близость Бога, и свое не достоинство даже Имя Его произносить – вот это было настоящее покаяние – это первый раз за всю жизнь когда я почувствовал близость Бога - его любовь и свою ничтожность, слезы были теплыми и утешающими. Однако это прошло как только я принял помысел передери в другое место храма, чтобы не смущаться мамы, которая стояла впереди и могла оглянуться. Но не знаю можно ли такое состояние было связать с моим тогдашним отношением к помыслам или благодатью, т.е. посещением Бога не за образ мыслей и правильность пути, а по благодати – тогда я ездил трудником в Псково-Печорский монастырь, и было это после благословения старца схимонаха от, которого буквально исходила любовь и благодать.
Очень хотел бы, чтобы молитва всегда была такой, но стоит ли это связывать с покаянием во всех предложенных помыслах, которые сознанием можно отвергнуть на стадии между сочетанием и сосложением или сосложением и пленением не знаю, и правельно ли я для себя определяю, что это не есть пленение или сосложение - тоже вопрос. Чувствую, что я запутался и от правильного решения зависит опять таки вся духовная жизнь, как с правильным отношением к покаянию
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3221.0С одной стороны хочется покаяния, с другой стороны хочется избавится от помыслов, чтобы они не переходили даже в стадию сочетания, а оставались лишь как прилоги проносящиеся и не смущающие.
Очень нуждаюсь в духовном совете.
За ранее благодарен за ответ.