Исихазм

Автор Тема: Из интервью З.Миркиной  (Прочитано 65891 раз)

ИванычЪ

  • 3
  • Сообщений: 872
    • Просмотр профиля

Re: Из интервью З.Миркиной
« Ответ #405 : 28 Июнь 2013, 17:17:23 »
Мне до безумия интересны рассуждения Григория Померанца и Зинаиды Миркиной  вот здесь:

http://www.youtube.com/watch?v=q5v3U6L3DE8


Пропустил эту передачу Гордона. Вчера случайно на ютубе посмотрел - меня зашкалило!
Хотел сегодня найти тему и дать ссыль, но и тут я это пропустил. Недавно я высказывал своё поверхностное суждение о них больше негативное, но посмотрев и послушав, даже не умом, а пробуждением памяти о пережитом просто ощутил одно слитное со мной тогда. После , не выдержав от нахлынувшего воспоминания пошёл на кухню курить и не заметил как полелись слёзы, соседка по коммуналке увидела и обратила внимание, что я плачу. До утра уснуть не мог , внутри что-то просыпалось и не могло в полной мере проснуться, по новой пришли те же мысли о потере чего-то важного и поиск его возврата....
Для меня это было откровением!

Тут скорее не рассуждения, я не их слушал, а попытка, более осознанная в отличии от меня, донести то внутреннее состояние , как-то его выразить. В полной мере, в букве, это невозможно.

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Из интервью З.Миркиной
« Ответ #406 : 28 Июнь 2013, 18:57:20 »
Душа вспомнила саму себя. А плачет от богооставленности, и где-то, может быть, от благодарности.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

ИванычЪ

  • 3
  • Сообщений: 872
    • Просмотр профиля

Re: Из интервью З.Миркиной
« Ответ #407 : 29 Июнь 2013, 04:15:55 »
Душа вспомнила саму себя. А плачет от богооставленности, и где-то, может быть, от благодарности.
Возможно и так. Сегодня уже нет вчерашних переживаний. Сейчас воспоминания и рациональный ум, который чему-то хочет это уподобить. Сравнение моё, как буд-то во мне , придавленное что-то бетонной плитой, кто-то пытался встать, подняться. И не смог, плита тяжёлая. Но её вибрация, попытку сдвинуть, некое движение пробудившееся под ней ощущал чётко. Может надо было рассмотреть поконкретней ту плиту, что она из себя представляет, не знаю, был занят другим.

Н И К И Т А

  • Сообщений: 784
    • Просмотр профиля

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Из интервью З.Миркиной
« Ответ #409 : 14 Август 2013, 22:49:12 »
Однажды попалось стихотворение З.Миркиной, которое повеселило:
Ненавижу огород!

 Многие согласно моде
 (Ох уж, двадцать первый век!)
 Пашут в личном огороде.
 Меркантилен человек.
 Жаден до родной природы,
 Да прельщает урожай.
 Даже в пожилые годы
 Пашут люди через край.
 Засадить бы все цветами!
 Да в беседке отдыхать,
 Да еще дружить домами,
 Пить чаи, шутить, болтать.
 А моя подруга Нина
 Травку- сорняки рвала
 За три дня до именинных
 В мир иной от нас ушла.
 Ненавижу огороды!
 Это бедности расцвет.
 Милость – качество природы,
 Только часто ее нет.
 И назло проклятой моде
 Не трудитесь, как волы,
 Отдыхайте в огороде,
 Как бездельники козлы!
 Май 2011

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Из интервью З.Миркиной
« Ответ #410 : 14 Август 2013, 23:08:36 »
Raisa, а я как дурак копаюсь на 10 сотках в Подмосковье. И считаю, что заповедь возделывать рай ещё в силе. Не смотря на то, что молодежь приучили к ашанам - а я человек молодой - рассматриваю свой лучок, морковку, картошечку, ягоды, плоды, как благословение Божье Адаму. У меня в этом году даже арбузы и дыни свои были. Мелкие, но сладкие и пахли офигенно. :)

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Из интервью З.Миркиной
« Ответ #411 : 15 Август 2013, 20:21:01 »
Raisa, а я как дурак копаюсь на 10 сотках в Подмосковье. И считаю, что заповедь возделывать рай ещё в силе. Не смотря на то, что молодежь приучили к ашанам - а я человек молодой - рассматриваю свой лучок, морковку, картошечку, ягоды, плоды, как благословение Божье Адаму. У меня в этом году даже арбузы и дыни свои были. Мелкие, но сладкие и пахли офигенно. :)
Я тоже в целях "опрощения" очень долго пыталась приучить себя к огороду и рассматривать всё там, как благословение Божье и считать это жутко-православно-монашеским. Насиловала себя, насиловала, пока не осенило: НУ НЕ МОЁ ЭТО, НЕ МОЁ, надо быть честной с собой, и тут вот этот стих Миркиной своевременно попался...
Пришла к выводу, что есть люди земли, у них это с молоком матери, они очень любят это занятие, и у них ПОЛУЧАЕТСЯ, вот бабушка моя, например, хоть палку воткнёт - всё вырастет, у неё всё цветёт и пышет. И таким людям нужно заниматься огородом обязательно - это талант.

Фаина

  • Сообщений: 261
    • Просмотр профиля

Re: Из интервью З.Миркиной
« Ответ #412 : 25 Август 2013, 22:44:42 »
26.08.2013   Культура 23:50
Открытость бездне Достоевского. Григорий Померанц и Зинаида Миркина (Часть 1-я)

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Re: Из интервью З.Миркиной
« Ответ #413 : 10 Октябрь 2014, 00:11:02 »
Хочу поделиться переосмыслением  мистического опыта своего и Зинаиды Миркиной 

Пишу  с некоторым волнением и далеко не сразу же под впечатлением после прочтения темы...т.к. убедилась  уже,  как непросто мы тут друг друга воспринимаем... 

До того, как я прочитала  эту тему, я  уже очень пунктирно описала свой первый опыт в теме "блеск молнии"
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2787.msg122117#msg122117.

Когда же я, намного позднее,  случайно  прочла на форуме  описание  подобного опыта  у Миркиной - я была поражена сходством  буквально во всем:  мне тоже было 19 лет, это тоже был "День кульминации боли", это также случилось   с раскатами грома  грозы и раскрылось в  сверканием солнечных лучей, тоже было дерево (правда  - не ель) и я подпишусь под каждым словом Миркиной: " Я увидела то, чего представить себе не могла, ибо этого не знала раньше душа. — Новый облик, новый взгляд, новый строй чувств...И в этом взгляде, в этом новом внутреннем строе был ответ на все мои вопросы и на всю боль...Меня точно подняли на великую гору и показали сразу всецелость. Мир был страшным и бессмысленным, когда виделся дробно, по частям. Ни в какой отдельной части нет смысла. Он — в тайне всецелости. Это было мое второе рождение. Мне было 19 лет."
      Когда я прочитала впервые описание Миркиной где-то зимой, конечно, удивилась сходству событий и его описанию, но совсем не собиралась писать в тему. Но вчера меня по ссылке  "привело" сюда и я  услышала то,  что меня задело,  видимо очень глубоко.... Так что утром я проснулась  с практически готовым пониманием  того,  что зацепило и что я хочу в этой теме написать ... ...
       Если у тебя есть какой-то подобный опыт,  ты его начинаешь узнавать  и в других описаниях, образах.  Тем более удивительно такое  совпадение образов! Но  в описании похожего  первого мистического опыта будут образы пути и восхождения, сияния и блеска,  молнии и озарения, вдохновения  и преображения, любви и единства, дерева  или горы.. единство Красоты, Добра и Истины
      Может ли быть это случайно, что в стремление духа преодолеть ужас осознания бессмысленности существования, он  активно ищет для себя выход в таком опыте  и таких образах описания его?
      Случайно ли  именно на горах совершались важные события  и Нового и Ветхого Заветов:  Моисей получает опыт встречи с Богом на горе  в свете неопалимой купины и потом не раз призываем Богом к восхождению для особого общения  с Богом?   И Ноев ковчег остановился на горах Араратских и  пр.

С.М. Соловьёва писал, что "известные идеи, повторяющие из века в век, имеют объективное бытие".  Но существование и  повторяемость такого мистического опыта  не есть гарантия  единственности и истинности  объяснения этого факта,  так как  это предлагает в одной из бесед кто-то из супругов МП, приводя аллегорию со ссылкой на митр. Антония Сурожского  о человеке,  пережившем бурю на море и, который только после спасения,  сможет словами описать  все пережитое и это описание будет различно у разных людей. На первый взгляд такая аллегория кажется уместной для аргументации главного догмата их веры: переживание  единого Бога -  одно,  а описания  в разных традициях и у разных святых -  разные.  Подобных аллегорий можно вспомнить много: одна вершина и разные тропинки подъема к ней, одно солнце, но разные отражения его в разных зеркальных поверхностях и пр....

  Я не обладаю ни таким поэтическим даром, как Миркина, ни  таким желанием  представить его все на обозрение и  не выкладывала на форуме свой гимн. Он ценен именно для меня, как свидетельство произошедшего, если кто имеет подобный опыт, он его узнает его  и в описании Миркиной, и даже в  моем (даже таком пунктирно - неполном) и многих других людей... и в описании переживания  перед смертью у молодого Достоевского казнью:
«Невдалеке была церковь, и вершина собора с позолоченною крышей сверкала на ярком солнце, Он помнил, что ужасно упорно смотрел на эту крышу и на лучи, от нее сверкавшие; оторваться не мог от лучей: ему казалось, что эти лучи его новая природа, что он чрез три минуты как-нибудь сольется с ними»
      В   мыслях Ричарда Баха или в  молитве  Экзюпери   и даже в том,  что последний вылет его был на самолете с названием Лайтинг Р 38 № 223 и в предложенном им позывном:  «откройте после грозы ставни в вашем деревенском домике»  http://www.rulit.net/books/sent-ekzyuperi-read-27698-67.html
 в образах восхождения, преображения Экзюпери  говорит о  своем главном понимании смысла пути человека:   «вне пути и восхождения ничего не существует» [«Цитадель», с. 534].
Но: «Я знаю только права храма, который придаёт смысл существованию камней, права царства, которое наполняет смыслом человеческую жизнь, права стихотворения, которое обогащает смыслом слова» [«Цитадель», с. 620].

«Мне привиделся сон.   Скользкая отвесная гора вздымалась над морем. Гром грянул, будто треснул бурдюк, и растеклась тьма. Я упрямо карабкался к Господу, чтобы спросить Его о смысле всех вещей, чтобы понять, куда поведет путь преображений, который так настоятельно Он вменил мне….. И случилось так, что темнота отчаяния сменилась безмятежно ясным покоем. Я увязал в грязи, обдирал руки о колючки, превозмогал бешеные порывы ветра и нес в себе ясный, безмятежный свет…
Впервые я понял, что значимость молитвы в безответности, что эту беседу не исказить уродством торгашества. Что упражнение в молитве есть упражнение во внутренней тишине. Что любовь начинается там, где ничего не ждут взамен. Любовь - это упражнение в молитвенном состоянии души, а молитвенное состояние души - укрепление во внутреннем покое.
      Я вернулся к моему народу и впервые обнял его молчанием моей любви, понуждая своим молчанием приносить мне дары всю их жизнь. Опьяняя тишиной сомкнутых губ. Я стал для них пастухом, хранилищем песнопений, хранилищем судеб, хозяином добра и жизней и был беднее всех и смиренней в своей гордыне, которой больше не позволял сгибаться. Я знал, что не мне брать у них. Во мне они должны были сбыться, и душа их должна была зазвучать в моем молчании. С моей помощью все мы вместе становились молитвой, которую рождало молчание Господа…. Единство людей - ствол, выбрасывающий разные ветви, - вот цельность, к которой я стремлюсь и которая и есть суть моего царства, она видна, когда отдалишься.
Поэтому все на свете -  союзники мне и я открываю объятья моим врагам, чтобы они укрепляли меня и возвышали. Я знаю: есть ступень, с которой наша схватка покажется мне любовным бореньем….   Вот почему я могу утверждать, что не отвергаю, но и не соглашаюсь».
      Я подписалась  бы под  каждым слово здесь – настолько это совпадает с моим переживанием вплоть до того что гора  восхождения именно «скользкая»
Мне хоть и не часто, но  приходилось слышать разные описания подобного опыта и все же по сути они очень похожи...  А вот с Миркиной все сошлось прям до деталей...
     Зачем  мне дано было об этом узнать на этом форуме и задуматься?
Может быть для того чтобы свидетельствовать,  что подтверждая сходство  моего первого мистического опыта с опытом людей упомянутом  выше, я удтверждаю, что он не есть вершина вохождения и откровения. он только начало  становления- первый шаг к вершине.  Описание  иного опыта я тоже нахожу у разных людей , но только  уже  не у  четы МП.

       Возвращаясь к аллегории  Антония Сурожского,  хочу сказать,  о том, что открылось спустя много лет после:    очень важный и необходимый опыт спасения   иудеев из вод Чермного моря, который  дало им веру в избранность,  не стал для них спасением из  моря греховных страстей. Своими силами и  силами пророков и поэтов – это оказалось невозможно.
« Последнее редактирование: 10 Октябрь 2014, 00:22:34 от Повитуха »
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Re: Из интервью З.Миркиной
« Ответ #414 : 10 Октябрь 2014, 00:21:08 »
   PS:  возможно и такое объяснение кому-то интересно:). Вильям Джемс МНОГООБРАЗИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА:
" Калифорнийский профессор Старбэк в своей книге "Психология религии" рядом статистических исследований обнаружил тесную параллель, существующую между теми "обращениями", которые обычны у молодых людей, воспитанных в евангелической среде, и тем внутренним ростом, приводящим к более интенсивной духовной жизни, который переживают люди всех душевных типов в известный период своего существования. Возраст, в котором происходят эти душевные переломы, совпадает в обоих случаях и приходится обыкновенно на период между четырнадцатью и семнадцатью годами.
      Симптомы в обоих случаях одинаковы: сознание своего несовершенства, угнетенное состояние духа, болезненный самоанализ, чувство греха, неуверенность в своем будущем, отчаяние, вызываемое жестокими сомнениями и т.п.
      Результаты тоже похожи: душа обретает счастливый мир и уверенность в себе, благодаря приспособлению духовных способностей к новому мировоззрению. Даже если оставить в стороне случаи прямого духовного возрождения, мы увидим, что в обычном периоде перелома, "бури и натиска" юношеского возраста, когда человек испытывает религиозное пробуждение, он переживает мистические настроения, поражающие его своею внезапностью и неожиданностью.
       То же самое мы видим и у людей, которые переживают возрождающее их душу "обращение". Между этими явлениями действительно существует полная аналогия; и мне кажется вполне правильным мнение Старбэка о душевных переломах юношеского возраста: обращение есть по существу нормальное психическое явление, совпадающее с переходом юноши от тесного детского мира к широкой умственной и духовной жизни зрелого возраст"
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Из интервью З.Миркиной
« Ответ #415 : 18 Октябрь 2014, 15:30:24 »
К сожалению, первоначальный мистический или религиозный опыт потом зачастую затаптывается на "истинном" пути. В сознании устанавливаются жесткие религиозные рамки, через которые все и рассматриваешь. Но однажды обнаруживаешь, что утратилось нечто живое, что было в давнем странном опыте... И начинаешь это искать, а оказывается, что для этого надо пройти через болезненную ломку вросших в тебя тяжеловесных истин.

Колхозник

  • Сообщений: 3127
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Из интервью З.Миркиной
« Ответ #416 : 18 Октябрь 2014, 16:00:12 »
Думаю что постепенно приходит время новых "пророков" Откровения, которые вдохнут новую жизнь в старые истины, сотрут с них "плесень" веков.

Максим.

  • Сообщений: 47
    • Просмотр профиля

Re: Из интервью З.Миркиной
« Ответ #417 : 14 Февраль 2015, 14:47:31 »
вы- красавица, и не только, но и умница!

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Re: Из интервью З.Миркиной
« Ответ #418 : 24 Февраль 2016, 21:31:39 »
С первой ступени религиозного откровения, пантеистической по существу, Бог и мир как будто очень близки. То, что вверху, подобно тому, что внизу. Мир - эманация Бога, от Него исходящая и к Нему возвращающаяся. И этот бесконечно повторяющийся двойной процесс сам по себе великое благо. «Устье мое лучше моего истока», - говорит пантеист Мейстер Эккарт, по ошибке считавший себя христианином.
Во второй ступени этот становящийся Бог  решительно отвергается новым откровением о столь прекрасном Боге-Нирване, что пред Ним весь мир с Брамой вместе мало чего стоит, но пропасть между истинным бытием-нирваной и быванием оказывается очень широка.

Наконец, в третьей ступени пропасть раскрывается до невероятных пределов и объявляется раз навсегда решительно непереходимой для сил человека.
Таким образом, пафос первого откровения вызывается идеей изначальной божественности человека - это поэтический пафос по преимуществу.
И как поэзия ищет лиры или флейты, чтобы излиться в гимнах, как Орфею нужна слушательница Эвридика, а Кришной восхищаются шестнадцать тысяч пастушек, - так религия прощения ищет темной пещеры, чтобы проливать слезы умиления перед лицом одного только Бога.

 Иеромонах Онисим (Поль) http://www.reshma.nov.ru/texts/onisim_pol_duh_pravoslav.htm


« Последнее редактирование: 24 Февраль 2016, 21:47:35 от Повитуха »
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Re: Из интервью З.Миркиной
« Ответ #419 : 17 Сентябрь 2018, 00:29:27 »
подумалось вот опять, читая  этот текст ,http://www.binetti.ru/studia/stasiuk_2.shtml   
 что может не зря так часто первый этап   несет в себе образ горы,  дерева и огня ( молнии?)

"в описании процесса духовного развития человека у Григория Нисского три этапа,
или пути.

Первый этап – это момент очищения, катарсиса. На этом пути человек отвергает заблуждения и обольщения сего мира и в результате некоего
просвещения обретает знание о том, какое направление должна получить его жизнь  Этот процесс символически изображается в явлении Бога Моисею в неопалимой купине."     
 Добавлю     -   и  на горе
« Последнее редактирование: 17 Сентябрь 2018, 00:45:46 от Повитуха »
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."