Исихазм

Автор Тема: Совесть и смущение/стремления благие и лукавые  (Прочитано 19573 раз)

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

согласен с Иммануилом Кантом. Совесть - не голос Бога, а заменитель Бога на время Его неприятия совестливым человеком. Совесть - рудиментарная память о "золотом веке" Перволюдей в раю, где они общались с Создателем непосредственно.

Совесть - потенция будущего соединeния с Господом, ещё не реализация.
Ну, вы с Кантом, а  - со свт. Феофаном Затворником.

"Совесть называют практическим сознанием. В сем отношении можно сказать, что она есть сила духа, которая, сознавая закон и свободу, определяет взаимное отношение их". (56, с. 266)
"Закон есть неотложный - ничего не допускать, против чего восстает совесть... В совести Сам Бог говорит. Следовательно, ее надо слушать паче всего... А что Бог говорит, известно из укора совести". (1, п. 113, с. 114)
"Сожжение совестию - совсем внутреннее дело. Сама совесть никогда не сгорает; но душа может дойти до такого нечувствия к ее внушениям и обличениям, что совести будто нет , сгорела". (47, с. 325)

А это - Стефану:
"Совесть видит нашу неправость и безпокоит. Она права. Не следовало себя связывать: то и то буду делать в видах подвижничества, когда не было уверенности одолевать себя всякий раз. Например, положили не пить  чаю, а потом выпили чашечку. И безпокоитесь. Дело не велико выпить чашечку, но велико то, что совесть оскорблена и что допускаются дела, нарушающие прежние решения ваши. Этим разоряется внутренний строй и образуется навык не внимать совести когда она указывает должное". (2, п. 316, с. 186)
"Подвизайтесь неленостно так, чтобы совесть ни в чем не обличала. Покой совести - первое условие мирных отношений к Богу, а эти последние составляют условия преуспеяния духовного во внутренней жизни." (3, п. 534, с. 231)
"Совесть да  будет чистою всегда. Но совесть надо просветить словом Божиим, а то она часто безпокоит за то, за что не следует вступаться. Для того читать надо Евангелие и оттуда почерпать правила, какими потом должна руководствоваться совесть." (2, п. 327, с. 200)

О. Андрей, про "лукавую совесть" пока ничего не нашла. Еще поищу. Но исходя из того, что лукавство вообще направлено на оправдание себя, а не на отягощение себя, пока делаю вывод о том, что лукавая совесть ищет себе оправдание во грехах.
Христос воскресе, радость моя!

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Ребяты, да поймите вы уже простую вещь - жизнь есть сиюминутный (сиюполустотыщщщдвестипиисятдолейсекундный акт). Слепой не в состоянии не оступиться хотя бы раз. "Бороться" нужно не с возможностью оступиться, а со слепотой. Необходимо прозревать, а не учиться ходить с поводырем. Стадо тут ни при чем. Суждения - будь то осуждение или оправдание не нужны. Есть момент. Есть факт. Есть обстоятельства. Есть действие. Когда оно совершено - все. Поздно плакать по разбитым яйцам, но сделать вывод необходимо. И сделав вывод - усвоить урок. Не нужно более ничего. Все, что сверх того - то от лукавого. Совесть сигнализирует о неусвоенном уроке, а не о неправом поступке. Совесть напоминает об обьеме работы, необходимой для исправления, а не о проступке как таковом. Нет ничего, чего бы Бог не простил. НИЧЕГО. Только сам человек может уклониться от Бога. Но не Бог его оставляет. Не нужно ложного стыда. Даже если ты не отправил лифт на первый этаж, нуждающийся вызовет лифт сам. Вы подумайте, а вдруг вслед за вами подойдет чел, которому ехать вниз. А вы лифт уже на первый отправили. Что в таком случае делать? Вы уже будете плакать о том что не задержали лифт? Чушь какая то. Не хотите в психушку - забейте на заморочки. Выкиньте эту ересь из головы.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Серафима,  про лукавую совесть искать ничего не нужно. Господь заповедал чтобы Ваше да было да. А Ваше нет было нет. Первородный грех ИМХО не в ослушании - как у нас любят говорить. Первородный грех - это даже не вкушение запретного. Осмелюсь на такое - первородный грех это сомнение. Вот он - корень грехопадения, на который накручено все остальное. Сомнение. Если вы живете и действуете - вы можете ошибаться и исправлять ошибки. Но только сомнение в Боге вас от него отрывает. Ничто другое.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Серафима,  про лукавую совесть искать ничего не нужно. Господь заповедал чтобы Ваше да было да. А Ваше нет было нет.
Да, вы правы, Родион. Все на поверхности. Не буду искать про лукавую совесть. :-)
Христос воскресе, радость моя!

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

]Ну, вы с Кантом, а  - со свт. Феофаном Затворником.
"Совесть называют практическим сознанием.
в славянском языке совесть, в еврейском сердце а в греческом сознание...первое когда мы читаем религиозную литературу там те же слова что и в миру, но смыслы разные...второе недавно Антиквар показал замечательный пример как изменяются смысл слов со временем...поэтому чисто взять и натянуть прочитанное на свои представления не всегда разумно...читая религиозную литературу , тем более духовную следует вникать в прочитанное, а не просто прочитывать как классическое произведение светское...
третье Серафима при все уважение скажу Вы тут не советчик, Вы не знаете состояние Стефана...Вы при всей своей религиозности позволяете слушать себе музыку ходить на светские концерты...а вот такие как Стефан и я в том числе ведут себя по иному...например когда я пришел в церковь то отказался от занятие музыкой, уничтожил все свои произведения порвал со всеми друзьями итд...далее великим постом  придя с храма я на радостях(был Богородничный праздник) взял инструмент и немного поиграл...и о ужас, я понял какой я мерзкий грешник, что  совершил ужасный грех, я предал Бога...я не знал куда себя деть...был еще случай  готовился к причастию, и в субботу перед вечерней службой прочел некую научную статью, и тут я в пал в смертное состояние...как это можно было готовясь принять тело Христово предать его чтением гнусной науки...это лишь случаи, но в целом они говорят о перманентном состоянии души...
то о чем пишет Стефан знакомо мне для каждого миллиметра души, а Вам Серафима нет...иначе Вы не советовали б слушать совесть...и совесть ли это?!! Вы считаете вот мне и ему это совесть говорит? Эти состояния бесовские в них хочется убить себя, но это не возможно так как это тоже грех это от этой невыносимости, и безысходности впадаешь под депрессивную плиту...а Вы предлагаете это плиту еще ласкать...
Скажу от себе не все психические эрекции в голове надо за совесть принимать...
Monte More прав на счет меня, только вот ему невдомек, что есть люди не способные улавливать мысли, додумывать, и вырабатывать собственный путь по намекам, есть "стадо", которому нужно по шагам говорить, что делать - ума нет считай калека, но и нам хочется спастись =)
Стефан думаю теперь Вы поняли что написав Вам я писал с натуры...и в моем сообщении как раз даны были конкретные действа
отстраненно наблюдать, развивать в себе наблюдательность, вырабатывать ровность ума, вообщем работать над собой...

и еще не надо тут лукавить и клевать на себя, и указывать на стадо...та живость к которой Вы описываете свое состояние говорит об обратном... :-) красный бык и по среди стадо виден, это еще один конкретно практический шаг о котором я говорил в прошлом сообщении…принять себя каков есть…позволить этому быть…дать этому есть...и тогда БОГ ЕСТЬ...даст этому есть больше сил для есть... :-)
http://prostopleer.com/tracks/5662507iGrK

« Последнее редактирование: 16 Март 2013, 16:22:40 от Monte More »

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7745
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Совесть есть непрерывная оценка тварью своего отступления (или не отступления) от того, что тварь сама же в данный момент считает хорошим.
Совесть меняется вместе с человеком. Совесть твари - просто процесс непрерывного самоконтроля умной сетью, работы ее самой же.
Но мы на результаты этого самоконтроля обращаем внимание только в определенных случаях, когда есть существенные отклонения ...
Важен порог чувствительности - типа болевого, но для совести ...
Но есть еще и память и можно отслеживать тренды развития умной сети по показателю совести. И можно видеть прежние грехи, которых ранее не видел.

Более ничего.

Если бы Бог не был милостив, и не скрывал наши ошибки от нас самих, ради нашего спасения, не выдавал их порциями для оценки, то увидев их все сразу, многие человеки бы просто не вынесли своей мерзости ....
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

совесть это цельное(непорочное) сознание(восприятие) :x психические(душевные) вечно своими истечениями пытаются сквернить то что Божие...и без труда в духе, хотят присваивать себе Божье( якобы у них есть некий дар от Бога как совесть и он(дар) правильно работает)...

иерей Андрей

  • Сообщений: 467
  • Гриша, Саша, Ксюша - помолитесь о них
    • Просмотр профиля

А бывает вообще жесть... "У меня Бог в душе, я всегда с Богом" - Почему? - "Я же в Него верю. Я всем только добро делаю, меня все любят..." и тут же на исповеди - "я страдалица они меня ненавидят".
А копнешь поглубже, там десять абортов и двадцать прелюбодеяний. "Трэш, угар и содомия" (C)

По смыслу  очень просится добавление  : "Благодарю  тебя, Господи, что я не такой, как они..." :-)
     Иоанн Лествичник сказал что, приносят пользу и те, кто будучи увязши в болоте предупреждают об опасности других....
     Тогда уж так: "Благодарю, что я вижу, ощушаю эту трясину меня засосавшую."
      Хотя тщеславимся, по Лествичнику же, мы вообще - всем на свете.

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

поэтому чисто взять и натянуть прочитанное на свои представления не всегда разумно...читая религиозную литературу , тем более духовную следует вникать в прочитанное, а не просто прочитывать как классическое произведение светское...
Все правильно. Только не поняла, к чему.

третье Серафима при все уважение скажу Вы тут не советчик, Вы не знаете состояние Стефана...Вы при всей своей религиозности позволяете слушать себе музыку ходить на светские концерты...а вот такие как Стефан и я в том числе ведут себя по иному...например когда я пришел в церковь то отказался от занятие музыкой, уничтожил все свои произведения порвал со всеми друзьями итд...
Чтобы так говорить о человеке, надо его хорошо знать. Что вы знаете обо мне, Монте? Мне все равно, советчик я здесь или нет. Сказала то, что считала нужным. Кому надо, тот услышит. И не считайте себя таким уж уникальным. Думаю, что через подобное состояние проходят все в той или иной степени. И я проходила - и книги светские, и телевизор выбрасывала, и с некоторыми людьми общение прекращала... Вылечилась. Кстати, спасибо свт. Феофану - он меня всегда выручал. Вернее, Господь через него. В нужный момент мне всегда попадалась нужная книга. Я поняла, что не совесть здесь виновата, а наша ревность не по разуму. Совесть не надо отягощать, строить "букву на букву и заповедь на заповедь". Все просто. Когда поняла это, то вернулась и к слушанию музыки, могу и кино посмотреть, и на концерт сходить - они меня от Бога не удаляют.

то о чем пишет Стефан знакомо мне для каждого миллиметра души, а Вам Серафима нет...иначе Вы не советовали б слушать совесть...и совесть ли это?!! Вы считаете вот мне и ему это совесть говорит? Эти состояния бесовские в них хочется убить себя, но это не возможно так как это тоже грех это от этой невыносимости, и безысходности впадаешь под депрессивную плиту...а Вы предлагаете это плиту еще ласкать...
Скажу от себе не все психические эрекции в голове надо за совесть принимать...
Алле, Монте. Вы меня слышите? Я о совести, а не о помыслах. Это уж каждому надо самому разобраться - что у него в голове: помыслы бесовские, совесть или психические эрекции. А разобраться просто - Господу молиться надо о вразумлении, Его обо всем спрашивать.  И Евангелие читать -  в нем все для человека.


Христос воскресе, радость моя!

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Чтобы так говорить о человеке, надо его хорошо знать. Что вы знаете обо мне, Монте?
 Совесть не надо отягощать, строить "букву на букву и заповедь на заповедь". Все просто.
да, признаю написал я Вам  от своей наглости написал...извиняюсь...то тем не менее вот как раз и знакомимся... :-) больше постараюсь к таким грубым формам "допроса" не прибегать  :lol:

Алле, Монте. Вы меня слышите?
не ведаю слышу ли, но что стараюсь услышать это определенно... феофанава совесть видимо мешает расслышать... :-) трудно сразу услышать и поверить человеку у которого есть совесть... у меня просто от родясь не было...
и слова слушать совесть ох, как не по нутру :x звучит словно ...видеть что показывают тебе твои глаза, вместо простого я вижу...ну и вообще слова феофана по мне излишни психологичны с оттенком морализаторства... но подлинно рад что Вы находите у него мудрость, великий труд свершаете... :-) я тоже даже когда то просил его чтоб он одно место из своих творений раскрыл, и действительно раскрылось позже...но больше лично не общаюсь... :-)
« Последнее редактирование: 17 Март 2013, 14:55:22 от Monte More »

Стефан

  • Сообщений: 213
    • Просмотр профиля

Родион, Monte More, прям какое-то не строение ума и души... Головой понимаешь, что Бог не будет судить за то, что мороженное ел идя по улице и доел его не дойдя до дома, чтобы сразу поблагодарить в молитве у иконостаса, а с пробелом 2-3 минуты, но в душе какое-то несогласие, в итоге вынужден был снова пойти на поводу - но со стороны бред. Monte More, Вы советовали "отстраненно наблюдать", в это понятие предполагается вкладывать диссоциацию "Я" и "Мои мысли", на подобии того о чем говорят тут: http://evmeny.ru/?p=138 ? До прихода к вере экспериментировал с классом веществ "диссоциативов" - это состояние мне особенно нравилось, т.к. уходил мусор из головы и единственное с кем я себя отождествлял - со внутренним наблюдателем, которому были чужды страсти даже тонкие как тщеславие не говоря о рефлексах в виде "хочу" глядя на известную желтую букву "М". Так вот однажды я в трезвом состоянии уже придя к вере настроился на "наблюдателя" и почувствовал легкость от бремени мыслей, но вместе с тем и пустоту, когда идешь по улице с "пустой" головой игнорируя внешнее и внутреннее включая голод - это положительная сторона, но молитва "наблюдателем" показалась пустой, в результате чего я отказался от этого состояния. Может это была боязнь нового, если вы говоря об отстраненном наблюдении имеете в виду это - уточните, т.к. последнее время пытаясь игнорировать "благие внушения совести" они нападают на меня еще более ожесточенно упрекая меня в малодушии.
Возможно я бы послушал Серафиму и следовал бы и дальше этим внушениям, т.к. их аргумент на первый взгляд логичный "не малодушествуй", но этим "на слабо ради Бога?" мысли загоняют в тупик, например на литургии  хочется потянуться или ногу почесать внизу и это отвлекает от молитвы, а помысел упрекает в тщеславии, мол если бы не было людей вокруг потянулся бы и молился, а так "честолюбие" ставишь выше молитвы, или "сделай земной поклон, раз сделал бы его не будь вокруг народу". И хорошо если бы у Отцов было о таком, тогда можно было бы бороть себя, но тут я один и если тупо набираться мужества, то что-то подсказывает, что поведение может выйти из адеквата окончательно. Хотя может оправдываю себя?.. К слову проблема начала раскрываться в полноте как раз после "Путь ко спасению" Феофана Затворника - сколько смущений после этого появилось, может психически неустойчивым противопоказанно, а может оправдываю себя...Проблема еще осложняется тем, что какие-то советы все же я бы отнес в правило, например как-то подстриг челку перед причастием и как и Monte More почувствовал себя предателем - действительно не лучшее время уделять излишнее внимание внешности, это уже выходит совесть говорила? А если начинаешь читать акафист или канон, или просто что-то духовное на себя берешь, но не в правило, а потом опускаешь, то почему совесть начинает заставлять если не обещался подвизаться всю жизнь? Может по этому Отцы говорят "если видишь молодого, летящего на небо, стащи его за ноги на землю"... Опять же есть иные мысли, которые агитируют за то, что этот путь должен пройти каждый однажды как и Monte More, а искать обход от лукавого.  :|
Сергий, вот похоже Бог почему-то решил мне показать всю мою гнусность враз. Помыслы просто дикие последнее время - хулы на людей, клеветы и неверие на Бога. И вот как понять от меня ли это, если я готов себя убить, если от меня, т.к. во истину заслуживаю ада. Причем раньше такого не было - не не замечал, а именно небыло, а сейчас носит навязчивый характер и остается только открещиваться.. думаю таблеточки от мыслей попить, может полегче станет..  :|

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Цитировать
Так вот однажды я в трезвом состоянии уже придя к вере настроился на "наблюдателя" и почувствовал легкость от бремени мыслей, но вместе с тем и пустоту, когда идешь по улице с "пустой" головой игнорируя внешнее и внутреннее включая голод - это положительная сторона, но молитва "наблюдателем" показалась пустой, в результате чего я отказался от этого состояния.
Напрасно отказались. Пустота эта – временная, это как бы некая среда. В этой среде возможно работать – "наблюдателе", в молитве настойчиво взывая и призывая Бога и внимая Ему– из этого самого "наблюдателя".
Вы настолько увязли в сложнейшей рефлексии, под завалами множества принимаемых помыслов, что "наблюдатель" для Вас окажется неоценимым помощником по расчистке этих гор ментального хлама. Не сейчас, так позже, когда доймет чехарда помыслов, и когда дойдете "до края", то все равно вернетесь к наблюдателю, уже на ином "витке". Имхо.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Стефан, Вам бы просто отвлечься для начала от лифтов, желтых букв М и прочего хаоса. Читаю - и понимаю - типичная вещь для жителя мегаполиса. Правила, каноны, беготня, поиск по лабиринту, куча всякого. Возьмите отпуск. Валите на природу. Река. Закат. Восход. Трава. Пчелки разные. ))) Просто побудьте немного в иной атмосфере. Глядишь и ум развернется мал мал в иную плоскость. Просто опытно ее почувствует. И тогда наверно будет больше шансов разобраться в себе. Вы как из каменной клетки пишите. Простите.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

да, признаю написал я Вам  от своей наглости написал...извиняюсь...
Да извиняю, чего уж там... :-) Надеюсь, и вы меня простите.  :-)

не ведаю слышу ли, но что стараюсь услышать это определенно... феофанава совесть видимо мешает расслышать... :-) трудно сразу услышать и поверить человеку у которого есть совесть... у меня просто от родясь не было...
Боюсь, что не "феофанава", а своя собственная, которой "от родясь не было..." :-) А если серьезно - Феофан-то тут при чем? Он дело говорит. Я его слова на собственной шкуре испытала. Особенно эти: "Этим разоряется внутренний строй и образуется навык не внимать совести, когда она указывает должное." Если совесть раз не послушаешь, другой - в третий она уже будет молчать. Трудно жить христианину, когда совесть молчит: некому подсказать, если вдруг не туда повернул. Прошу заметить, говорю именно о совести, но не о помыслах бесовских, о которых у вас со Стефаном речь. То, о чем вы говорите, к совести не имеет никакого отношения.

подлинно рад что Вы ... великий труд свершаете...
Это вы о чем? :-o
Христос воскресе, радость моя!

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

подлинно рад что Вы ... великий труд свершаете...
Это вы о чем? :-o
перетасовали мои слова(было чуть по иному)...я рад что пользу получаете...вот об этом что получаете... :-)