Исихазм

Автор Тема: Марфа и Мария.  (Прочитано 18210 раз)

Афанасий

  • Сообщений: 939
    • Просмотр профиля

Марфа и Мария.
« : 09 Апрель 2013, 22:26:21 »
Тут недавно у меня спросили. В чем смысл этого эпизода?

38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

О чем тут речь, что думаем?
Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Марфа и Мария.
« Ответ #1 : 09 Апрель 2013, 23:07:02 »
Тут недавно у меня спросили. В чем смысл этого эпизода?

38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

О чем тут речь, что думаем?
Думаем, что это уныло куцая цитата фрагмента конца 10 главы от Луки
А надо смотреть еще и тут:
Цитировать
От Иоанна глава 11
1 Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее.
2 Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миррой и отерла ноги Его волосами своими. Мат.26,7;  Мар.14,3;  Иоан.12,3
Цитировать
от Марка
|| 14:3   И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, – пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову.
14:4   Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?
14:5   Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее.
14:6   Но Иисус сказал: оставьте ее; чтó ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня.
14:7   Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете.
14:8   Она сделала, чтó могла: предварила помазать тело Мое к погребению.
14:9   Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, чтó она сделала.
Цитировать
от Матфея
|| 26:6   Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного,
26:7   приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.
26:8   Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата?
26:9   Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.
26:10   Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня:
|| 26:11   ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете;
26:12   возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению;
26:13   истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.
Цитировать
от Иоанна
|| 12:1   За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.
|| 12:2   Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.
12:3   Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
12:4   Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:
12:5   Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?
|| 12:6   Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.
12:7   Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.
|| 12:8   Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.
Вот так. Объемно и рельефно надо внимать Писанию.
Шутки в сторону.
Писание требует должной серьезности охвата, а не анализа лишь отдельных стихов ... :-(

А вообще по этому вопросу к Игорю. Он Марфу и Марию тут более всех поминает ... :-)
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Афанасий

  • Сообщений: 939
    • Просмотр профиля

Re: Марфа и Мария.
« Ответ #2 : 09 Апрель 2013, 23:18:17 »
Писание требует должной серьезности охвата, а не анализа лишь отдельных стихов ... :-(
А по сути есть что сказать? Или будем в умничание играть мальчик?
Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Марфа и Мария.
« Ответ #3 : 10 Апрель 2013, 18:00:56 »
Я создавал здесь тему...но поисковик не работает найти не могу...
В этой притче говорится о двух путях к Богу...причём ОБА спасительны...однако путь Марии более практичен...ведь она избрала то что УЖЕ не отнимется у неё...
Поверхностно можно говорить о пути деятельном...т.е. пути добрых дел...и пути созерцательном...пути внутрь себя и к Богу внутри себя...
Я для себя выделил ещё и два пути в исихазме...
Путь деятельный-боец-Марфа...путь борьбы со страстями прежде всего...заходя внутрь себя боец видит ПРЕЖДЕ ВСЕГО страсти...а потом уже Бога...Бог на втором плане...его затмевают страсти...
Марфа направляет основные усилия на отторжение изгнание неприятие подавление страстных энергий и помыслов...
Одним словом машет мечём направо и налево...изощряет технические приёмы...
Думаю что многие в начале идут ЭТИМ путём...

Ну и наконец любимая Мария :-)...
Мария смотрит на Бога прежде всего и видит сначала Его а потом страсти...а порой настолько увлекается лицезрением Спасителя :-)...что забывает о страстях :-)...
Чистая магия-почти никакой войны...
Думаю что немногие имеют сей дар Божий с самого начала...а некоторые приходят к нему пройдя вначале путём Марфы...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Афанасий

  • Сообщений: 939
    • Просмотр профиля

Re: Марфа и Мария.
« Ответ #4 : 10 Апрель 2013, 18:44:15 »
Мне показалось Марфа ищет внимания Бога, а Мария Ему просто внимает.
Так и все верные по этому признаку различаются.
Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Марфа и Мария.
« Ответ #5 : 10 Апрель 2013, 19:33:53 »
Мне показалось Марфа ищет внимания Бога, а Мария Ему просто внимает.
Да...Мария на Него просто смотрит...
Наверное :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Марфа и Мария.
« Ответ #6 : 10 Апрель 2013, 19:39:07 »
Писание требует должной серьезности охвата, а не анализа лишь отдельных стихов ... :-(
А по сути есть что сказать? Или будем в умничание играть мальчик?
По сути. Духовный путь, созерцательный выше пути телесного, деятельного. Хлеб Небесный (Слово Христа) заменяет пищу телесную.
Любовь к Богу (Христу) выше любви к ближнему. Суетиться и разбрасываться нельзя даже, если идешь деятельным путем, надо и деятельным путем идти спокойно и без суеты.

За мальчика спасибо. :-) Это в 30 и 40 лет, тем более в 20 на это обижаются обычно. А когда к 40 прибавится еще 20, то уже воспринимается такое звание как комплимент.  :-)И радуешься невольно, когда тебя случайно назовут молодым человеком ... :-)
Жаль, что это происходит все реже ...  :-(
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Афанасий

  • Сообщений: 939
    • Просмотр профиля

Re: Марфа и Мария.
« Ответ #7 : 10 Апрель 2013, 19:45:02 »
А когда к 40 прибавится еще 20, то уже воспринимается такое звание как комплимент.  :-)И радуешься невольно, когда тебя случайно назовут молодым человеком ... :-)
Жаль, что это происходит все реже ...  :-(
Я рад, что доставил вам удовольствие :) Хотя для меня вы всё-равно молодой человек. Однажды Патриарх сказал, что в Церкви человек молодеет душой. Значит у вас как-раз тот самый случай. Ещё всё впереди. :-)
Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Марфа и Мария.
« Ответ #8 : 10 Апрель 2013, 21:25:17 »
http://www.sestry.ru/church/content/library/blagaja_chast/75_chapter/view

Цитировать
"Каждый совершал свое служение Господу Иисусу Христу. Марфа заботилась о пище, а Мария пеклась о славе Спасителя, помазав Его ноги миром, отерев своими волосами и воздав Ему таким образом Божескую почесть. Поэтому противопоставлять Марфу и Марию можно только так: люди, занимающиеся внешними добрыми делами (раздачей милостыни или чем-либо подобным), не должны осуждать тех, кто занят сугубо духовным служением, к которому привел их Сам Господь, — прежде всего, не должны осуждать монашествующих и саму идею монашества. В то же время нельзя порочить Марфу и из одного эпизода, в котором Спаситель упрекнул ее, делать вывод, будто она заботилась только о земном. Каждый пусть занимается тем служением, к которому имеет наклонность, не упрекая тех, кто служит Богу иначе."

http://www.pravoslavie.ru/put/3814.htm

Хотя, когда говорят что не бывает (внешнего) христианства без внутреннего делания, то этим, правильность (внешнего) пути Марфы подвергают сомнению.
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Афанасий

  • Сообщений: 939
    • Просмотр профиля

Re: Марфа и Мария.
« Ответ #9 : 10 Апрель 2013, 21:34:53 »
Хотя, когда говорят что не бывает (внешнего) христианства без внутреннего делания, то этим, правильность (внешнего) пути Марфы подвергают сомнению.
Часто при этом добавляют слова апостола, что вера без дел мертва. Полагая под делами именно внешнее, материальное.
При этом смысл жизни как пути спасения подменяется набором благотворительных дел. Католичество иными словами.
Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Марфа и Мария.
« Ответ #10 : 10 Апрель 2013, 22:09:45 »
Вспомните, в тему, что это Марфа "услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома." Затем, побеседовав с Иисусом, и исповедовав свою веру, именно Марфа "пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя. Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему".
Многое ли нам известно о соотношении деятельного и созерцательного...

Афанасий

  • Сообщений: 939
    • Просмотр профиля

Re: Марфа и Мария.
« Ответ #11 : 10 Апрель 2013, 23:16:58 »
И то верно.
Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Марфа и Мария.
« Ответ #12 : 11 Апрель 2013, 17:55:08 »
Многое ли нам известно о соотношении деятельного и созерцательного...
А разве возможно деятельное без созерцательного?...
Занимаясь практическим делом человек осознаёт что делает ЭТО ради Бога...а так же испытывает чувство любви к тому кому благотворит...разве это не молитва...которая в принципе может привести ум к созерцанию...

Да и вообще...думаю что ум к созерцанию может прийти и не исихастским путём...
Иоанн Дамаскин не был исихастом :-)...скорее сугубая Марфа...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Афанасий

  • Сообщений: 939
    • Просмотр профиля

Re: Марфа и Мария.
« Ответ #13 : 11 Апрель 2013, 18:31:32 »
Можно конечно и далее по этому поводу размышлять. Только Христос однозначный дал ответ: "...а одно  только нужно".
Никаких иных вариантов.
Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Марфа и Мария.
« Ответ #14 : 11 Апрель 2013, 18:48:00 »
Можно конечно и далее по этому поводу размышлять. Только Христос однозначный дал ответ: "...а одно  только нужно".
Никаких иных вариантов.
"а одно  только нужно"...=едино же есть на потребу...
Звучит очень по разному...
Господь не осудил Марфу...не проклял как смоковницу...не назвал порождением ехидны...а только обозначил что есть то что необходимо...не сказав к стати что Марфа не получает этого...а сказал ЕДИНО...стало быть у Марфы было то что её отвлекает...от единого...не сказав что это отвлечение лишает её возможности получать единое на потребу...

Нет...не думаю что в этом эпизоде прозвучал запрет на Марфину деятельность...
Нужно...потребу :
Цитировать
Словарное определение:
I χρεία η  [χράομαι  I]
1) (ис)пользование, употребление, применение: λόγου χρεία  Платон (427-347 гг. до н.э.) и η χρεία των ονομάτων  Плутарх (40-120 гг. до н.э.) словоупотребление; τα υπο την χρείαν ονόματα  Плутарх (40-120 гг. до н.э.) общеупотребительные слова; λάμπει εν χρείασιν χαλκός  Софокл (496-406 гг. до н.э.) от (постоянного) употребления медь блестит;
2) польза, выгода (τέχνη ευδοκιμωτάτη προς χρείαν  Платон (427-347 гг. до н.э.)): χρείας τινι παρέχεσθαι  Демосфен (381-322 гг. до н.э.) или παρέχειν  Плутарх (40-120 гг. до н.э.) оказывать услуги кому-л.;
3) занятие, дело: η πολεμικη χρεία και η ειρηνική  Аристотель (384-322 гг. до н.э.) военная и гражданская (дословно мирная) служба; χρειαι πολιτικαί  Плутарх (40-120 гг. до н.э.) общественные дела, государственная служба; μεταστήσασθαί τινα απο της χρείας  Полибий (204-122 гг. до н.э.) отстранить кого-либо от дел;
4) функция (αι τοũ σώματος χρειαι  Ксенофонт (444-354 гг. до н.э.));
5) отношение, общение, обхождение
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.