"Многие стези выводят на одну дорогу", - пишет Св. Григорий Богослов, подразумевая под дорогой - путь в Царство Небесное. Тропинок ведущих к дороге настолько много, что почти для каждого находится своя. Но прежде, чем ее обретешь, придется поплутать по развилкам, на которых тебя всюду будут встречаться такие же как и ты странники, некоторые из них согласятся быть твоими попутчиками.
Но чем ближе ты будешь подходить к той своей заветной тропинке, тем меньше попутчиков будет с тобою, один за одним они будут отходить от тебя, так что вступив на свой путь ты обнаружишь, что остался почти в полном, а может быть и без почти, а в полном одиночестве. Одиночество - удел нашей земной жизни.
Несколько лет назад одноклассники вернувшиеся в твою жизнь из страны детства, благодаря высоким технологиям, благодаря тем же высоким технологиям удаляются из памяти компьютера одним нажатием кнопки. Из своей памяти ты их не вычеркнешь и не вычеркиваешь, но между мной и и ними возникли монастырские стены и пришло время концу нашего общения. Если Господь устроит встречу с кем либо , буду рад, но только если Господь устроит.
Лучшего друга убивают. Другой друг детства становится чужим (по мирски называется предает), но я вижу за этим другое. На то есть воля Божия. Странно я теряю друга, но не желею, а чувствую, что так надо. Господь ревнив. "Сын мой! Отдай сердце твое Мне". (Притч. 23.26). Так и должно быть. Я не расчищаю себе дорогу к одиночеству, это промысел, я соглашаюсь с ним , я свидетель. Одиночество - это необходимость, Господь дарует одиночество, как благо, мы должны научиться им пользоваться. Одиночество - это не одиночество, это ты идешь на аудиенцию с Богом, один, оставляя все и всех позади. При этом ты не выбрасываешь во вне, не предаешь забвению близких, дальних, друзей, родных, знакомых, ты помещаешь их в сердце, как в большой плавильный котел.
Духовное одиночество это не отрицание мирского, а совсем другое, оно относится и по отношению к братьям и сестрам во Христе. И не потому, что ты их или они тебя сторонятся, а потому что пришло время одиночества, так должно быть. Литургия, радость Евхаристического общения - это все остается и объединяет как и прежде, так и присно, так и во веки веков.
Испытание одиночеством неизбежно, если следовать за Христом и страстями Христовыми. Я вполне осознаю свое духоное убожество, а потому вовсе не желаю сказать, что постиг плоды духовного одиночества, пусть даже в малой степени, но понимаю, что одиночество объективная реальность того, кто пошел за Христом, Который говорил: «Вот наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому, что Отец со Мною» (Ин 16:32).