Предлагаю поразмышлять о статье епископа Каллиста Диоклийского.
В этой статье обращается внимание на молитвенный опыт прп.Силуана, который раскрывается в его словах «Мой ближний – это я».
Прп. Силуан говорит:
«Мне заповедано любить ближнего, как самого себя, потому что благодаря единству всего человечества во "всем Адаме", мой ближний – это я сам. Я должен также и молиться о других, как о себе самом: "Я хотел бы научиться только смирению и любви Христовой, чтобы никого не обидеть, но молиться за всех, как за самого себя" (147). Таким же образом и страдание другого – это мое страдание, и исцеление моего ближнего – мое исцеление, а "слава брата моего будет также и моей славой" [24]. "Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены" (1Кор. 12:26)».
Несколько слов из моего молитвенного опыта.
«Мой ближний – это я» - это и ключ к пониманию единения. Адам, когда впервые увидел Еву, сказал: «Это я». А когда Ева согрешила непослушанием, то Адам отделил себя от Евы и сказал: «Это не я». Единение – это и есть любовь, которая не отделяет одного от другого. Если отделить себя от другого человека, то совершается отвержение любви. Отвержение любви приводит к добровольному отпадению от Бога. Так нарушилось единство Адама с Евой и с Богом. И так мы каждый раз отпадаем от Единения с Любовью, когда молимся из желания получить для себя, а не из желания отдавать молитвенные дары Духа всем.
Однажды, я спросил в молитве: «Господи, почему молитва Твоя останавливается всякий раз, когда я сталкиваюсь с человеком, и все мое внимание переключается на взаимодействие с ним?».
И услышал такой ответ: «Это потому так происходит, что когда ты сталкиваешься с человеком, то вспоминаешь свой опыт взаимодействия человека с собой, что ты для него сделал или сказал, или подумал, и что он в ответ дал тебе или может дать. Ты думаешь о себе, потому что нет у тебя любви, но есть себялюбие. А ты взгляни на него так, как смотрит на него Христос. Подумай о том, как Христос любит этого человека, и молись, чтобы Христос дал тебе единение в любви. Каждое взаимодействие с человеком есть испытание веры и суд над тобою. И каждое взаимодействие с человеком может стать отвержением Христа и твоей погибелью, а может и спасением стать, если забудешь о себе. Нет у тебя любви. Но для того и дана тебе Иисусова молитва, чтобы через молитву Любви научиться любви и служить человеку по образу Христа».
Вот и прп.Силуан говорит о том, как стяжать непрестанную молитву в условиях общежития и постоянного отвлечения на людей и работу:
«Описывая свой собственный опыт служения в должности монастырского эконома, Старец отмечает, что, по мнению многих монахов, "послушание" подобного рода делает невозможным соблюдение непрестанной молитвы и внутреннего мира, так как оно требует контакта со многими людьми в течение целого дня. Старец Силуан не согласен с этим:
Многие монахи говорят, что эконому некогда молиться, и что не может он сохранять душевный мир, потому что целый день приходится ему быть с народом. Но я скажу, что если он будет любить людей и помышлять о своих рабочих: "Любит Господь создание свое", то Господь даст ему непрестанную молитву».