Исихазм

Автор Тема: Мой ближний – это я  (Прочитано 25823 раз)

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Мой ближний – это я
« : 08 Январь 2014, 01:01:56 »
Предлагаю поразмышлять о статье епископа Каллиста Диоклийского.
В этой статье обращается внимание на молитвенный опыт прп.Силуана, который раскрывается в его словах «Мой ближний – это я».

Прп. Силуан говорит:
«Мне заповедано любить ближнего, как самого себя, потому что благодаря единству всего человечества во "всем Адаме", мой ближний – это я сам. Я должен также и молиться о других, как о себе самом: "Я хотел бы научиться только смирению и любви Христовой, чтобы никого не обидеть, но молиться за всех, как за самого себя" (147). Таким же образом и страдание другого – это мое страдание, и исцеление моего ближнего – мое исцеление, а "слава брата моего будет также и моей славой" [24]. "Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены" (1Кор. 12:26)».

Несколько слов из моего молитвенного опыта.

«Мой ближний – это я» - это и ключ к пониманию единения. Адам, когда впервые увидел Еву, сказал: «Это я». А когда Ева согрешила непослушанием, то Адам отделил себя от Евы и сказал: «Это не я». Единение – это и есть любовь, которая не отделяет одного от другого. Если отделить себя от другого человека, то совершается отвержение любви. Отвержение любви приводит к добровольному отпадению от Бога. Так нарушилось единство Адама с Евой и с Богом. И так мы каждый раз отпадаем от Единения с Любовью, когда молимся из желания получить для себя, а не из желания отдавать молитвенные дары Духа всем.

Однажды, я спросил в молитве: «Господи, почему молитва Твоя останавливается всякий раз, когда я сталкиваюсь с человеком, и все мое внимание переключается на взаимодействие с ним?».
И услышал такой ответ: «Это потому так происходит, что когда ты сталкиваешься с человеком, то вспоминаешь свой опыт взаимодействия человека с собой, что ты для него сделал или сказал, или подумал, и что он в ответ дал тебе или может дать. Ты думаешь о себе, потому что нет у тебя любви, но есть себялюбие. А ты взгляни на него так, как смотрит на него Христос. Подумай о том, как Христос любит этого человека, и молись, чтобы Христос дал тебе единение в любви. Каждое взаимодействие с человеком есть испытание веры и суд над тобою. И каждое взаимодействие с человеком может стать отвержением Христа и твоей погибелью, а может и спасением стать, если забудешь о себе. Нет у тебя любви. Но для того и дана тебе Иисусова молитва, чтобы через молитву Любви научиться любви и служить человеку по образу Христа».

Вот и прп.Силуан говорит о том, как стяжать непрестанную молитву в условиях общежития и постоянного отвлечения на людей и работу:

«Описывая свой собственный опыт служения в должности монастырского эконома, Старец отмечает, что, по мнению многих монахов, "послушание" подобного рода делает невозможным соблюдение непрестанной молитвы и внутреннего мира, так как оно требует контакта со многими людьми в течение целого дня. Старец Силуан не согласен с этим:
     Многие монахи говорят, что эконому некогда молиться, и что не может он сохранять душевный мир, потому что целый день приходится ему быть с народом. Но я скажу, что если он будет любить людей и помышлять о своих рабочих: "Любит Господь создание свое", то Господь даст ему непрестанную молитву».

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Мой ближний – это я
« Ответ #1 : 08 Январь 2014, 01:41:47 »
Вот ссылка на статью:
НУЖНО МОЛИТЬСЯ ЗА ВСЕХ
http://azbyka.ru/dictionary/17/kallist_nugno_molitsia_za_vseh-all.shtml
епископ Диоклийский Каллист

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Мой ближний – это я
« Ответ #2 : 08 Январь 2014, 11:10:56 »
Вроде бы правильный текст, но слегка замученный умом, без крыльев. И без глубокого смысла. Вторичный.

Можно указать (и пережить) три типа отношений - на уровне, указанном еп.Каллистом: 1) мой ближний - это я; 2) мой ближний - это Он; 3) нет ни меня, ни моего ближнего (и дальнего), есть только Он.

lily

  • 3
  • Сообщений: 3809
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Мой ближний – это я
« Ответ #3 : 08 Январь 2014, 12:48:40 »
Alexander, а как насчет того, что есть и я и ближний и это Он?
За последние две недели моя жизнь перевернулась... Сердце болит...
And death shall have no dominion

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Re: Мой ближний – это я
« Ответ #4 : 08 Январь 2014, 15:22:13 »
После прослушивания книги о.Сафрония о Преподобном Силуане, я попросил в молитвах отца Силуана помочь мне в молитвенном делании. На утро мне приснился отец Сафроний и отец Силуан. Мельком правда. Было много монахов и они собирали маслины в саду большом. А на следующий день, в молитве мне и открылось целостность восприятия мира. Мир был един и пронизан звонкими живыми"нитями"(образно). Что даже упавший лист с дерева , был связан с ним. Единство было во всем.
Храни вас Бог!

Обломов

  • Сообщений: 251
    • Просмотр профиля

Re: Мой ближний – это я
« Ответ #5 : 08 Январь 2014, 20:22:14 »
А на следующий день, в молитве мне и открылось целостность восприятия мира. Мир был един и пронизан звонкими живыми"нитями"(образно). Что даже упавший лист с дерева , был связан с ним. Единство было во всем.
Я извиняюсь...а с блевотиной алкаша у забора тоже было единство  и " звонкие живые нити " ?

ЗЫ . С Праздником Рождества Господа нашего всех !

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Мой ближний – это я
« Ответ #6 : 08 Январь 2014, 20:33:55 »
Я извиняюсь...а с блевотиной алкаша у забора тоже было единство  и " звонкие живые нити " ?

ЗЫ . С Праздником Рождества Господа нашего всех !

Тоже извиняюсь. Но Вы понимаете, что дело вовсе не в алкаше, и не в блевотине, и уж точно не в заборе?

С праздником, братия и сестры!

Н И К И Т А

  • Сообщений: 784
    • Просмотр профиля

Re: Мой ближний – это я
« Ответ #7 : 08 Январь 2014, 21:20:12 »
Дело в изменении восприятия с дробного на целостное.   :wink:

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Мой ближний – это я
« Ответ #8 : 08 Январь 2014, 21:33:54 »
Дело в том, что Бог есть любовь. И не делит людей на алкашей и проч., а всем хочет спастись, ко всем милосерд. И если человек хочет стать богоподобным, то не должен разделять, а всех любить. И ближних и не очень ближних, и алкашей, и даже ублюдков, мразей и нелюдей. Молиться за врагов с милостью.

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Re: Мой ближний – это я
« Ответ #9 : 08 Январь 2014, 21:57:48 »
А на следующий день, в молитве мне и открылось целостность восприятия мира.  был един и пронизан звонкими живыми"нитями"(образно). Что даже упавший лист с дерева , был связан с ним. Единство было во всем.
Я извиняюсь...а с блевотиной алкаша у забора тоже было единство  и " звонкие живые нити " ?

ЗЫ . С Праздником Рождества Господа нашего всех !
и такое было.
Я много раз задавал вопрос: «Но как можно любить тех, кто себя не любит? Как любить «бомжей», воняющих и часто постоянно нетрезвых?» Я ехал и молился в метро об этом. И вдруг произошло следующее. Я зашел в вагон и увидел там лежащего на лавочке мужика, вонючего! Все сторонились. Я встал поближе. Посмотрел ему в глаза, и тут я вдруг увидел вместо мужика маленького ребенка 4-5 лет. Это был он, но в детстве. Во взрослой одежде, в какой он был сейчас. Вонючий, грязный, но РЕБЕНОК, ДИТЯ, от которого все шарахаются и сторонятся! А ему плохо, ему больно, он не знает, что ему делать и никто помочь не хочет. У меня защемило сердце. Господи, так мы все для тебя такие, малые дети! И Ты от нас не отворачиваешься, какими мы плохими не были.

И теперь, видя таких людей, я не могу пройти равнодушно или брезгливо мимо. Я вижу малых детей брошенных и никому не нужных. И если не материально, то хотя бы молюсь о них Господу. Равнодушие – это очерствевшее сердце. Это уже мертвый человек.
Храни вас Бог!

Артемий

  • Сообщений: 370
    • Просмотр профиля

Re: Мой ближний – это я
« Ответ #10 : 09 Январь 2014, 00:01:13 »
«Мой ближний – это я» - это и ключ к пониманию единения.

Все есть одно и все есть БОГ.

1. Кто Я?

Грубое тело, состоящее из семи частей ( "Мозг, кости, жир, мясо, кровь, кожа и семя), не есть Я; пять чувственных органов познания - слух, осязание, зрение, вкус и обоняние, которые воспринимают соответственно звук, поверхность тел, цвет, вкусовые ощущения и запах, - не есть Я; пять органов волевого движения, т. е. органы речи, передвижения, схватывания, выделения и порождения, которые имеют как соответствующие им функции речь, передвижение, схватывание, выделение и воспроизведение, - тоже не есть Я; пять жизненных сил, прана и т. д.3, которые выполняют соответственно пять функций - вдыхание и т. п., - не есть Я; даже ум, который мыслит, не есть Я; также и неведение4, наделенное только васанами (остаточными впечатлениями об объектах), не содержащими ни объектов, ни деятельности, тоже не есть Я.

2. Если Я не является ничем из вышеперечисленного, то кто же Я?

После отрицания всего вышеупомянутого как "не это-не это" то Осознание, которое одно остается, и есть Я.(Рамана Махарши)

Тот ОДИН кто смотрит сквозь миллиарды глаз и есть Я и есть Ближний, просто мы смотрим на мир сквозь призму предыдущего опыта, своей психофизики, привычек, устоев, традиций и т.д....

“Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное” (Матф.18:3)
ни себе, ни чему-либо другому не принадлежа, с совершенно не ведающей всякого знания бездеятельностью, в наилучшем смысле соединяясь и ничего-не-знанием, сверхразумное уразумевая.

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Re: Мой ближний – это я
« Ответ #11 : 09 Январь 2014, 00:22:45 »
«Мой ближний – это я» - это и ключ к пониманию единения.

Все есть одно и все есть БОГ.

1. Кто Я?

Грубое тело, состоящее из семи частей ( "Мозг, кости, жир, мясо, кровь, кожа и семя), не есть Я; пять чувственных органов познания - слух, осязание, зрение, вкус и обоняние, которые воспринимают соответственно звук, поверхность тел, цвет, вкусовые ощущения и запах, - не есть Я; пять органов волевого движения, т. е. органы речи, передвижения, схватывания, выделения и порождения, которые имеют как соответствующие им функции речь, передвижение, схватывание, выделение и воспроизведение, - тоже не есть Я; пять жизненных сил, прана и т. д.3, которые выполняют соответственно пять функций - вдыхание и т. п., - не есть Я; даже ум, который мыслит, не есть Я; также и неведение4, наделенное только васанами (остаточными впечатлениями об объектах), не содержащими ни объектов, ни деятельности, тоже не есть Я.

2. Если Я не является ничем из вышеперечисленного, то кто же Я?

После отрицания всего вышеупомянутого как "не это-не это" то Осознание, которое одно остается, и есть Я.(Рамана Махарши)

Тот ОДИН кто смотрит сквозь миллиарды глаз и есть Я и есть Ближний, просто мы смотрим на мир сквозь призму предыдущего опыта, своей психофизики, привычек, устоев, традиций и т.д....

“Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное” (Матф.18:3)
а мое мнение махараши не прав. Он пошел по наименьшему пути сопротивления, Отверг все! Вместо того, чтобы научиться единству всего этого. Ему проще закрыть глаза, чем принять свои грехи  и покаяться. Потому как страсти остаются,добродетели остаются...
По этому и слова Христа,больше тут уместны.
Храни вас Бог!

Обломов

  • Сообщений: 251
    • Просмотр профиля

Re: Мой ближний – это я
« Ответ #12 : 09 Январь 2014, 20:12:49 »
Дело в изменении восприятия с дробного на целостное.   :wink:
А грех  и добродетель в этом восприятие видятся как целое или разделенное ?

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Мой ближний – это я
« Ответ #13 : 09 Январь 2014, 20:36:58 »
Дело в изменении восприятия с дробного на целостное.   :wink:
А грех  и добродетель в этом восприятие видятся как целое или разделенное ?
можно по иному сказать, изменение восприятия с греховного на добродетельное...

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Re: Мой ближний – это я
« Ответ #14 : 09 Январь 2014, 20:52:05 »
А грех  и добродетель в этом восприятие видятся как целое или разделенное ?
как против ветра грех... по ветру - добродетель.
Храни вас Бог!