Исихазм

Автор Тема: Об опыте сердечной молитвы  (Прочитано 8302 раз)

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #15 : 19 Январь 2014, 18:54:30 »
Neovit, Спаси Господи! И Вас тоже с Богоявленьем! За всю Америку не скажу, но в Чикагщине вчера нападало нового снега, а сейчас, с утра, мороз -15 по Цельсию, ясное небо и Солнце - вполне крещенская погода. :lol:

Мне хотелось бы прочитать Вашу оценку моего представления об иллюзорности барьера между Господом и Человеком. Понятно, что Христос своим воплощением ломает наше представление о преграде, но ригидность нашего сознания по-прежнему [ветхозаветно] воздвигает разницу между воплощённым Богом и собой, отказывая таким образом Ему во вселении в наши тела и сознания.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #16 : 19 Январь 2014, 19:44:50 »
Цитата: Леонид
Дуальность, на которой Вы для себя настаиваете - общеизвестна, она в нашей культуре, вмонтирована в безсознательное и неотшибаема колом. Выглядит оч. просто: Есть Бог и есть Я. Оба - разотождествлены друг с другом. Преграда лишь усугубляется стремлением установить "отношения", а ещё круче взбрыкивает простая кибернетика этих отношений, когда есть желание "стяжать" себе [в своё пользование] Духа Свята. Не подумайте, что я веду подкоп под преп. Серафима - просто время и психология изменились настолько с тех пор, что стяжание не работает - от меня требуется воочию увидеть, что я - и есть Любовь. И снять дихотомию таким образом.
<***>
Мне хотелось бы прочитать Вашу оценку моего представления об иллюзорности барьера между Господом и Человеком. Понятно, что Христос своим воплощением ломает наше представление о преграде, но ригидность нашего сознания по-прежнему [ветхозаветно] воздвигает разницу между воплощённым Богом и собой, отказывая таким образом Ему во вселении в наши тела и сознания.

Интересную тему затронул, Леня. Наверное, разговор о дуальности заслуживает отдельной темы.

Какова роль двойственного восприятия в православном учении? Жесткое субъект-объектное восприятие твари и Творца. Тотальная обусловленность парами противоположностей (свет-тьма, добро-зло etc.). Суждение и различение, построенные на жестком  двойственном восприятии. Разъяснение высот обожения - усыновления Богу, с двойственными, обуславливающими ограничениями – например, что обожение возможно по энергиям, невозможно по сущности.

А одновременно с этим есть апофатика, близкая недуальному воззрению. Одновременно с этим, посреди торжества дуализма – Дионисий Ареопагит, "Мистическое Богословие".

Но где невидимая "граница" в православном учении: вот, до сих подвижник обусловлен  и цепляется за двойственные воззрения, а от сих уже освобождение от завесы иллюзорного субъект-объектного восприятия?
Получается, вместо исцеления в недуальном единстве и чрез это – восстановления всего сущего, подвижник  все время до какого-то момента (какого?) осуществляет в уме и сердце отделение и разделение, и тем создает все больше преград и завес меж собой и Богом...

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #17 : 19 Январь 2014, 23:40:56 »
Мне хотелось бы прочитать Вашу оценку моего представления об иллюзорности барьера между Господом и Человеком. Понятно, что Христос своим воплощением ломает наше представление о преграде, но ригидность нашего сознания по-прежнему [ветхозаветно] воздвигает разницу между воплощённым Богом и собой, отказывая таким образом Ему во вселении в наши тела и сознания.
Леонид, частично я уже ответил об иллюзорности в ответе НИКИТЕ, чувствующей себя вне этой иллюзии http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3390.msg156178#msg156178. Как видите, вы не одиноки в вашем представлении.

Согласен, что регидность нашего сознания мешает, но не только регидность.
Я уже много раз не случайно говорю о времени в разных сочетаниях с разными артефактами слов. Это может показаться игрой слов.
Но нет, не ради любования словосочетаниями я выстраиваю их взаимосвязь. http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3390.msg156115#msg156115

На начальном этапе движения молитвы к созерцанию, согласен, мешает регидность ума. Но вот вы умом ее осознали и что дальше? Почему молитва остается во тьме? Что мешает? А мешает сам ум. И не только рассудочный ум, но ум человеческий, устроенный на основе мысли во времени. У всякой мысли есть начало, есть ее движение и есть конец. Так живет временный ум, пока дано человеку время. Теперь представьте, что времени нет, нет движения от начала к концу, и нет мысли. Где наш привычный ум? Он перестает существовать. Ум - это иллюзия самостоятельного бытия человека. В новом веке времени не будет и не будет иллюзии временного бытия.

Наверно, вы замечали, что когда молитва преображается ко второму образу молитвы, творимой Духом, то мысли исчезают. Ум еще осознает себя и происходящее, но освобождается от  мысли. Он не лишается способности мыслить, но освобождается от мыслей. Если же волевым человеческим усилием ум попытается начать мыслить, то молитва возвращается к первому образу молитвы с ее течением во времени и размышлениями ума. Феофан Затворник говорит, что в молитве надо преодолеть два препятствия. Первое - воображение. Второе - умственная инстанция. Такое преодоление дается Духом, но человек может вернуться обратно по своей воле. Когда же Духом ум освобождается от мысли, то он существует уже не в движениях мысли, а в движениях иного рода - в светоподобных движениях вне времени. Поэтому мысль, нуждающаяся в возврате ко времени, возвращает молитву к первому образу.

Молитва, творимая Духом вне времени, как мне кажется, называется у отцов чистой молитвой. Это не умная, а сердечная молитва, творимая в сердце человеческом Духом Святым.

В чистой молитве, свободной от ума человеческого, возможно различение Слова Божьего, которое и называется созерцанием. Это еще не созерцание Света, но просвещение человека духовным ведением. 
 
Регидность сознания может существовать в умопредставлениях временного типа. Такое умственное сознание и можно назвать регидным. В чистой молитве регидное сознание преображается и возникает иное сознание, которое постепенно формируется через просвещение ведением, не имеющим ничего общего со знанием ума.

Поэтому можно сказать, что преображению сердечной молитвы мешают временные понятия ума, накопленные человеком за время его познания себя и Бога. От этих умопредставлений мешает отказаться самостная гордость человеческого ума, называемая самомнением. Это страсть. И как всякая страсть она и есть сам человек. Человек не мыслит себя вне ума и не может отказаться от его наработок, полагая, что без ума нет жизни. Также и наркоман не видит смысла жизни без наркотика, пока не познает вкус иной жизни. Но и познав, тянется к прежнему. И требуется длительная работа врачей с ломкой, рецидивами, слезами и болью, постепенному преображению человека. Если отобрать наркотик сразу, отсечь страсть, то человек погибнет. Страсти не  отсекаются, но постепенно преображаются. Также и регидное сознание преображается постепенно.

Созерцание и благодать просвещают и дают познать вкус иного образа жизни. Но регидность сознания возвращает человека к прежнему образу жизни, опирающемуся на ум.  Человек  доверяет своему уму и его опыту, но не доверяет Богу из-за отсутствия опыта Богообщения. Вера в Бога слабее веры в свой ум и его умственные конструкции. Поэтому так важна вера. Не умом, но верою преодолевается умственная преграда на пути к чистой молитве. Верою человек может сокрушить вавилонскую башню своего ума и в смирении своего ничтожества отдать сердце Духу.



 




Н И К И Т А

  • Сообщений: 784
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #18 : 20 Январь 2014, 11:23:34 »
Цитировать
На начальном этапе движения молитвы к созерцанию, согласен, мешает регидность ума. Но вот вы умом ее осознали и что дальше? Почему молитва остается во тьме? Что мешает? А мешает сам ум. И не только рассудочный ум, но ум человеческий, устроенный на основе мысли во времени. У всякой мысли есть начало, есть ее движение и есть конец. Так живет временный ум, пока дано человеку время. Теперь представьте, что времени нет, нет движения от начала к концу, и нет мысли. Где наш привычный ум? Он перестает существовать. Ум - это иллюзия самостоятельного бытия человека. В новом веке времени не будет и не будет иллюзии временного бытия.
Этот "начальный этап" может оказаться длинною в целую человеческую жизнь. Декларирование осознания ригидности лишь на словах мало что даст. Невыносимость внутреннего ступора, причиной которого является ригидность, должна быть ощутима даже на физическом уровне. Образно говоря: чувствуешь себя загнанным в тупик, в ловушку, стиснутым со всех сторон, вплоть до невозможности дышать полной грудью.  8-)
А дальше ригидность придется ломать. Безжалостно. Предварительно расшатав свой ум, не позволяя ему более цепляться за столь любимые им и привычные уже мыслительные клише, сколь бы усладительно-правильными они ему не казались. Усомниться во всех прежних смыслах и низвергнуть всех своих "любимых" идолов. Именно с ригидностью ума и связана иллюзия самостоятельного и временного бытия человека. Новый век с осознанием вневременности бытия может наступить уже здесь и сейчас, но только с исчезновением ригидности ума.  :-)

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #19 : 20 Январь 2014, 15:27:27 »
Об иллюзии ума.

Слово Божье вне времени живет. И Царство Небесное вне времени будет.  Слово Божье – глаголы Света и Светом  Дух  живет.

Так, где держать ум, когда сердце молится  Духом? Его следует не держать, а удерживать от мысли. Удерживать от порождения начала мысли, удерживать в тишине забвения. Удерживать верою. Верою доброделания. Той верою, которая без доброделания мертва есть.

Тишина ума – это не молчание ума. Ум пребывает в тишине, когда не порождает мысли. Тогда он живет во времени, но не движется в нем. А молчание ума есть восхищение его  к Свету, когда ум умолкает и мысль отмирает, а ум становится светом и Светом живет. И это есть молчание ума во Свете.

Так, где держать ум, когда сердце молится Духом? Его следует удерживать в тишине забвения и в памятовании без мысли. В памятовании, что ум ничто есть, иллюзия  отражения Света в огранке времени.

Иллюзия не есть бытие. Иллюзия на время дается. И время не вечно. Потому так трудно и сложно понять Слово Божье, ибо Оно вне времени пребывает. Слово Божье порождает все сущее во времени, но порождает на время. Словом  Божьим творится человек. Творится во времени, но не для того, чтобы жил человек во времени.

Человек творится  для жизни в вечности, где нет начала и нет движения, и нет конца. Но есть изначальное движение без конца. И это движение есть Свет, и есть Дух, и есть Слово.  Не то слово, которое умом порождается и в уме накапливает знание. Но  то Слово, которое порождает время и которое дает ведение о Свете вне времени. И потому так сложно описать Слово Божье. И потому не возможно понять Его умом иллюзии. И потому так сложно понять умом откровение Иоанна Богослова. Ибо то, что записано в откровениях Иоанна было дано ему вне времени в молчании ума.

Слово Божье порождает ум человеческий. Но Оно не порождает иллюзию ума. Иллюзия ума есть ложное представление о Слове Божьем. Иллюзия есть испорченность ума, есть следствие греховной самости ума, есть следствие его гордыни, есть следствие самомнения. Не Словом Божьим сотворена иллюзия жизни во времени. Но умом человеческим порождается иллюзия, что пребывание во времени и есть жизнь.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #20 : 20 Январь 2014, 15:36:40 »
А дальше ригидность придется ломать.
Ум человеческий от природы двоякий есть. И может жить движением мысли, но может стать светом. И это заложено Творцом человека, Творцом ума человеческого. Заложено как семя, которое должно прорасти. Семя заложено во времени, как семя будущего дерева Жизни. Падает оно в землю сердца человеческого, томится во времени, прогнивает в нем и умирает. Умирает во гробе времени, чтобы возродиться к свету Жизни.

Томится и плачет сердце человеческое, когда вкушает лучи света Жизни, но возвращается обратно к  богооставленности в  иллюзии  ума.  Но отцы говорят, что совершение  человека  начинается не со слезами человеческими , а когда земля его сердца  поливается обильно слезами Духа Свята. И слезы льются непрестанно. Не капают раз или два, а льются обильно и днем, и ночью, и год, и два. И тогда в этой оставленности в земле сердца человеческого, политой обильными слезами, прорастает семя Света. И с этими слезами исчезают иллюзии и начинается жизнь. Жизнь не иллюзии, а жизнь истинного бытия человеческого.

Нет механизма человеческого, который мог бы породить слезы, ибо они не от человека исходят, а от Духа. И потому это называется гранью между забвением жизни в иллюзии ума человеческого и жизнью будущего века.  Нет, не дано человеку включить механизм прорастания семени Духа в земле сердца человеческого. Не механизмами ума человеческого осуществляется преображение семени Духа, но теплом и Светом от Солнца Любви,  порождающей добро и делание человеческое.

 Делами доброделания взрыхляется и удобряется земля сердца человеческого. Удобряется, чтобы оно могло впитать в себя слезы Духа.   Сердце человеческое, взрыхленное делами доброделания есть, как говорит прп.Исаак,  ложесна восприятия Света, обитель Духа Свята.
И потому сказано светоподобным  Симеоном: «Не обольщайтесь. Кто не увидел Света при жизни временной, тот не наследует жизни вечной». Сказано так, потому что не только по  милости дается видение Света, но дается, когда взрыхляется сердце человеческое делами доброделания. и в этой земле прорастает семя Света.

И потому сказано другим светоподобным: «Гоните того пса, который нашептывает вам, что Господь милостив и по милости все будем в раю»
И когда отцы говорят о доброделании, то не об одних делах говорят, но и о молитве . К делам доброделания относятся и пост и молитва и бдение. Без молитвы и бдения  нет созерцания. А  без созерцания нет ведения Света. А без Света дела не освещаются и не удобряют землю сердца.

Как мне видится, верою доброделания ломается регидность ума.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #21 : 20 Январь 2014, 15:52:47 »
Леонид, хочу поблагодарить вас за поднятие вопроса об иллюзии и регидности сознания.
Честно говоря, я раньше не задумывался над этим и не имел готового ответа. Но когда начал писать, то писал, поучая самого себя тому, что раньше не знал. Какие-то вопросы вокруг этой темы витали во мне, но смутно. А теперь у меня нет сомнений в написанном. Спасибо, что направили в мой адрес лучик Света, прояснившим смутное.

Н И К И Т А

  • Сообщений: 784
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #22 : 20 Январь 2014, 17:07:15 »
Да, если человеку нравится услаждаться иллюзиями и гонятся за химерами, то его может отвадить от этого пагубного занятия только Господь. "Волшебный пендель" - самое надежное средство от любых химер!  :-D

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #23 : 20 Январь 2014, 17:21:38 »
Об иллюзии ума.
....Так, где держать ум, когда сердце молится  Духом? Его следует не держать, а удерживать от мысли. Удерживать от порождения начала мысли, удерживать в тишине забвения. Удерживать верою. Верою доброделания. Той верою, которая без доброделания мертва есть.

Тишина ума – это не молчание ума. Ум пребывает в тишине, когда не порождает мысли. Тогда он живет во времени, но не движется в нем. А молчание ума есть восхищение его  к Свету, когда ум умолкает и мысль отмирает, а ум становится светом и Светом живет. И это есть молчание ума во Свете.
а мне так показалось,что Сам свет удерживал ум от мысли.То есть не было ни какого напряжения или борьбы что ли.  Ум становился просто регистратором всего...Ум как бы сам занимал свое место. А возможно, я просто не внимателен, так как все то что описали вы, Neovit, выразить словами я не смог..
Храни вас Бог!

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #24 : 20 Январь 2014, 17:24:27 »
волшебный пендель все лишь метафора  :wink: химера это иллюзия, как метафора может победить иллюзию?

Н И К И Т А

  • Сообщений: 784
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #25 : 20 Январь 2014, 17:28:33 »
Причем весьма отрезвляющая "метафора", хотя и болезненная порой.  :wink:

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #26 : 20 Январь 2014, 17:54:30 »
Об иллюзии ума.
....Так, где держать ум, когда сердце молится  Духом? Его следует не держать, а удерживать от мысли. Удерживать от порождения начала мысли, удерживать в тишине забвения. Удерживать верою. Верою доброделания. Той верою, которая без доброделания мертва есть.

Тишина ума – это не молчание ума. Ум пребывает в тишине, когда не порождает мысли. Тогда он живет во времени, но не движется в нем. А молчание ума есть восхищение его  к Свету, когда ум умолкает и мысль отмирает, а ум становится светом и Светом живет. И это есть молчание ума во Свете.
а мне так показалось,что Сам свет удерживал ум от мысли.То есть не было ни какого напряжения или борьбы что ли.  Ум становился просто регистратором всего...Ум как бы сам занимал свое место. А возможно, я просто не внимателен, так как все то что описали вы, Neovit, выразить словами я не смог..
Мне так видится, что как в первом, так и во втором образах сердечной молитвы, ум следует удерживать от порождения мысли. Только в первом образе это способствует преображению молитвы и освобождению ума от мысли. А во втором образе это предохраняет от возврата к первому образу. Во втором образе ум освобождается от мысли и, как вы пишите, занимает свое место. Но не Свет удерживает его, ибо когда дается видение Света, то это уже не молитва. Во свете ум умирает (молчит) и молитва прекращается. Но человек осознает себя светом во Свете.
Молитва всегда творится Духом. Но в первом образе Дух дает человеку потрудиться, во втором - дает свободу,
А иногда Дух прекращает молитву и восхищает душу к видению Света. Видение Света - это крайне редкое явление Христа человеку или видение Бога, как Он есть.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #27 : 20 Январь 2014, 20:49:45 »
Ум человеческий от природы двоякий есть. И может жить движением мысли, но может стать светом.
Ум человеческий от природы совершенно прост, един, и неделим, чист и светел. Что естественно для ума, ведь он – образ Единого, совершенно простого и неделимого. Есть в уме двоякость – это уже свидетельство падения ума, зачаток шизофренической расщепленности.

Движениями мысли ум жить не может, потому что имеет привычку цепляться за мысли. Цепляясь за любую! мысль и обуславливаясь этой мыслью, ум теряет свою простоту, единство и неделимость, и чистоту, и светлость. Ум заражается от совокупления с мыслью, омрачается и оскверняется, перестает осознавать себя и перестает быть образом.
Это не жизнь, и жизнью быть не может.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #28 : 20 Январь 2014, 21:19:11 »
Ум человеческий от природы совершенно прост, един, и неделим, чист и светел. Что естественно для ума, ведь он – образ Единого, совершенно простого и неделимого. Есть в уме двоякость – это уже свидетельство падения ума, зачаток шизофренической расщепленности.
Было бы, наверное, правильно расспросить Neovit'a подробнее о том, что он имеет ввиду.

Мне вот известно состояние ума, когда он безвиден и неподвижен, однако рождает речь, обращённую к кому-либо - как ответ на вопрос или как христологичекую проповедь. При этом ум из своей тишины внимает тому, что произносит рот. Часть проговариваемой инфрормации [иногда, значительная] бывает обращена и к самому уму.
Т.е. можно сказать, что ум вырабатывет и изрекает мысль, но при этом "как бы" не имеет к ней отношения.

Особенно интересно наблюдать как во время молитвы ума в сердце ему приходится [по нужде] включать свою англоязычную составляющую - тогда видно как огромен у ума словарный запас [вылезают слова, о которых я и не подозревал, что они есть в его словаре], как льётся речь без усилия при полном отсутствии русского акцента.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Об опыте сердечной молитвы
« Ответ #29 : 20 Январь 2014, 21:31:41 »
Ещё пришло в голову: если ум - образ Единого и неделимого, то не троичен ли он, в принципе, по образу Пресв. Троицы?
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.