Исихазм

Автор Тема: Размышления иеромонаха Дионисия  (Прочитано 16591 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Размышления иеромонаха Дионисия
« Ответ #75 : 09 Февраль 2014, 15:15:33 »
Alexander, Вы, разумеется, в своем праве, но Вы слишком строги к отцу Дионисию. Он необходимый компонент форума.

Вы ошибаетесь, я слишком мягок :) К примеру, на другом профильном форуме его прикрыли куда быстрее за искусство отвечать не на те вопросы, которые поставлены. И я прикрою за подобный троллинг.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Размышления иеромонаха Дионисия
« Ответ #76 : 09 Февраль 2014, 15:21:39 »
Ну вот, в другой теме прочитал очередную ругань о.Дионисия на наш форум. Хватит. Увожу его в режим чтения.

Колхозник

  • Сообщений: 3121
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Размышления иеромонаха Дионисия
« Ответ #77 : 09 Февраль 2014, 21:38:48 »
Володь, ну, а чем так уж ценен для обычного смертного монашеский богатейший опыт борьбы со страстями и помыслами в совокупе с разными способами молитвы? Ведь это все, по сути, некое гурманство, излишество. Господь ничего об этом не говорил. Для утоления голода и жажды по Богу  все эти гурманские штучки, скорее даже, помеха, чем подмога, поскольку многие цепляются именно на само гурманство и от Бога уходят в разнообразие способов и методов, в т.н. борьбу со страстями и помыслами, а Господь остается без внимания и с печалью наблюдает за таким горе-борцом. Тем паче, что бороться и с помыслами, и со страстями все равно, что с ветряными мельницами - абсолютно бесполезное занятие. Если что и ценно - просто научиться различать их действие в себе.  :-)
Борьба с помыслами и со страстями успешно разворачивается, однако, в присутствии Господа [и даже проистекает малозаментно]. Поэтому прежде начала любой борьбы стяжаем себе Духа Свята, помятуя, что "без Мене не можете творити ничсоже"...
Помыслы и страсти, в первую очередь, плоды падшего, рабского ума. Не подчинив себе свои собственные мысли и чувства невозможно стать свободным. Человек должен знать и понимать от куда исходят и где кроются корни рабства, а без работы над порождениями своего ума ( как собственно и порождениями других умов) невозможно освободить свой дух, плененный умом.

От прикосновения Бога или же того из людей кто уже обрел свободу, возможно на время усмирение и страстей и помыслов. Это явление можно часто испытать, но это не даст твоей душе навыка самоисцеления.

Хитросплетения, которые рождает наш ум, можно представить в виде дерева. Некоторым возможно удается сразу увидеть корень этого дерева и уничтожив его, погубить все древо, но я таких людей не знаю ( да и врядли это совершенно возможно в силу естественной природы ума и мириадов порождений других умов в творении). Хотя вижу такое желание и в тебе и в Леониде. Чаще люди со временем и с трудом начинают видеть его, отсекать от него ветви и только лишь потом докапываются до корней.

Согласен, что можно увлечься настолько вырубкой леса, что при этом и Бога забыть. Явление это часто наблюдаемое, даже на этом форуме.

зы: подозреваю, что Святой Дух все же не стяжается, а разрастается в пространстве свободы души. Господь никого не принуждает, сколько мы Ему отводим пространства в себе, столько Он и заполняет.

Н И К И Т А

  • Сообщений: 784
    • Просмотр профиля

Re: Размышления иеромонаха Дионисия
« Ответ #78 : 09 Февраль 2014, 23:20:56 »
Мысли и чувства пытаться себе подчинять - бесполезное занятие. Они, как тараканы -  разбежались, затырились по углам - и нет их вроде, а потом опять - повылазят, да еще целой кучей. И никакие ловушки и морилки их не берут. Меняются цивилизации, вымирают животные виды - а тараканам хоть бы хны.  :wink:
Их можно просто игнорировать, отдав все внимание Ему одному. И полную свободу действий. А уж Он все устроит. И с хитросплетениями, и с тараканами, т.е. мыслями, чувствами, разберется.  Как надо!   :-)

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Размышления иеромонаха Дионисия
« Ответ #79 : 09 Февраль 2014, 23:52:46 »
Хитросплетения, которые рождает наш ум, можно представить в виде дерева. Некоторым возможно удается сразу увидеть корень этого дерева и уничтожив его, погубить все древо, но я таких людей не знаю ( да и врядли это совершенно возможно в силу естественной природы ума и мириадов порождений других умов в творении). Хотя вижу такое желание и в тебе и в Леониде. Чаще люди со временем и с трудом начинают видеть его, отсекать от него ветви и только лишь потом докапываются до корней.

Согласен, что можно увлечься настолько вырубкой леса, что при этом и Бога забыть. Явление это часто наблюдаемое, даже на этом форуме.

зы: подозреваю, что Святой Дух все же не стяжается, а разрастается в пространстве свободы души. Господь никого не принуждает, сколько мы Ему отводим пространства в себе, столько Он и заполняет.
Володь, сравнение с деревом, тобой приведённое, аналогично наставлению Шри Тилопы:  http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=533.msg3571#msg3571 Похоже, что ты читал.  :-)

Отсечь корень ума, как верно замечает Н И К И Т А, нам самим невозможно, и Шри Тилопа, конечно, хитрит, выделяя за скобки прямое участие Господа в процессе отсекания корней [чтобы увяли листья]. Но мы это понимаем, и пусть ни у кого не возникает сомнения на сей счёт. Уж не помню сколько тыщ раз поместил я на этом форуме напоминание Господне: "Без Мене не можете творити ничесоже".  :-)
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Колхозник

  • Сообщений: 3121
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Размышления иеромонаха Дионисия
« Ответ #80 : 10 Февраль 2014, 00:38:00 »
Мысли и чувства пытаться себе подчинять - бесполезное занятие. Они, как тараканы -  разбежались, затырились по углам - и нет их вроде, а потом опять - повылазят, да еще целой кучей. И никакие ловушки и морилки их не берут. Меняются цивилизации, вымирают животные виды - а тараканам хоть бы хны.  :wink:
Их можно просто игнорировать, отдав все внимание Ему одному. И полную свободу действий. А уж Он все устроит. И с хитросплетениями, и с тараканами, т.е. мыслями, чувствами, разберется.  Как надо!   :-)
Володь, сравнение с деревом, тобой приведённое, аналогично наставлению Шри Тилопы:  http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=533.msg3571#msg3571 Похоже, что ты читал.  :-)

Отсечь корень ума, как верно замечает Н И К И Т А, нам самим невозможно, и Шри Тилопа, конечно, хитрит, выделяя за скобки прямое участие Господа в процессе отсекания корней [чтобы увяли листья]. Но мы это понимаем, и пусть ни у кого не возникает сомнения на сей счёт. Уж не помню сколько тыщ раз поместил я на этом форуме напоминание Господне: "Без Мене не можете творити ничесоже".  :-)
Нет, не читал, но спасибо за ссылку. Просто когда отвечал, пришел такой образ.

Кстати из соседней ветки приведу пример, который очень хорошо иллюстрирует Путь к Богу:
Цитировать
У. У Иисуса есть притча о потерянной монете11Евангелие от Луки (15 : 8 - 9), которую женщина ищет до тех пор, пока не находит.

М. Да. Она хорошо иллюстрирует истину, что Бог или Гуру всегда ищут искренних искателей. Если бы монета была мелкой, женщина бы так долго ее не разыскивала. Вы понимаете, что это значит? Искатель должен подготовить себя посредством преданности и устремленности.
Смотри, Махарши говорит, что в начале нужно проявить и показать свою устремленность, что бы потом найти Искомое! т.е. Бога.

Устремленность и преданность это и есть то время когда человек сам старается освободится из рабства, а это и есть борьба и аскетика, но истинную свободу дает (как ты правильно говоришь) только Бог. И этот момент не спутать ни с чем, так как ты ясно понимаешь, что эта свобода не плод твоих усилий, а Бога. Хотя и твои усилия и устремленность не остаются бесплодны (душа получает навык).

Святослав

  • Сообщений: 45
    • Просмотр профиля

Re: Размышления иеромонаха Дионисия
« Ответ #81 : 10 Февраль 2014, 08:41:28 »
Иеромонаху Дионисию
1.Так я и не узнал зачем давать в публикациях для широкого круга читателей непонятные устаревшие выражения или выдержки на ЦСЯ без расшифровки.
2. У нас живущих в миру это является препятствием. Так мы пробовали изучить скачанный из Интернета текст Феофана Затворника 'Избранное для мирян ', но отложили из-за трудностей понимания смысла составленных там предложений. Подскажите где можно скачать современный вариант. А если такого текста нет, можно проявить социальную активность, и организовать  редактирование текста. Будет польза для многих тысяч обычных людей.
Ищу хоз. трудоголика, внутр.'монаха в миру'.

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Размышления иеромонаха Дионисия
« Ответ #82 : 10 Февраль 2014, 13:43:52 »
Цитировать
Первый способ — противостоять помыслам. Приходит к нам злая, гневная или мстительная мысль, но мы понимаем, что это недостойно, и начинаем молиться: «Господи, отсеки от меня этот злой помысл». То есть стараемся противостоять ему своим умом. Этот способ можно назвать законом духовного сопротивления.
Однако помыслы могут быть не единичными, но обрушиваться на человека, как порывы шквального ветра. И сопротивляться каждому по отдельности оказывается достаточно сложно. Мы уподобляемся тогда человеку, который пытается бороться с волнами в бушующем море, веслом направляя свой кораблик. Когда человек понимает, что таким образом ему не справиться с этим шквалом, он может избрать другой путь, который как раз и советуют Святые Отцы как более безопасный и более эффективный. Второй образ ведения мысленной брани — воспарять умом выше помыслов. Это можно назвать законом духовного вытеснения. Мы не сопротивляемся злым помыслам, а вытесняем их благими. Захотелось отомстить кому-то, обидеть, сделать какую-то гадость, обидеться — а мы начинаем, наоборот, за этого человека молиться. Или прилепляем свой ум к Богу, воспаряем к Нему, к своему Творцу и Создателю, и начинаем читать Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». При этом мы как бы поднимаемся над бушующим житейским морем, и злые помыслы, которые могли бороться с нами, оказываются внизу. Преподобный Исаак Сирин говорит, что не только молитва, но и чтение Священного Писания избавляет христианина от этой борьбы со шквалами злых помыслов. Посему недаром Святые Отцы и говорят нам о том, что мы должны уделять большое внимание чтению духовных книг, Нового Завета, Псалтири.
Третий способ мысленной брани особенно актуален для тех, кто уже достиг какого-то духовного совершенства и действительно подвизается — это как бы погружение под эти помыслы. Если можно так сказать, закон погружения. Преподобный Силуан Афонский в течение шестнадцати лет боролся со всякого рода злыми помыслами, и бесы являлись к нему в келью, а он от изнеможения уже не знал, что ему делать. И Господь дал ему откровение: «Держи свой ум во аде и не отчаивайся». Когда человек умом нисходит в адские глубины, размышляет о будущих мучениях, о том, что за все, сделанное им, ему придется дать ответ, когда сам укоряет себя, каждую минуту, каждую секунду пребывает в покаянном состоянии духа, — это уберегает его практически от всех сетей, которые раскидывает диавол.
Таковы три способа борьбы с дурными помыслами. Первый и третий весьма трудны для человека неопытного в мысленной брани, а вот второй —молитва, чтение Священного Писания и воспарение ума к Богу — поможет нам и укрепит нас в противоборстве тем мыслям, которые диавол посылает для погубления наших душ»
Когда мы обнаруживаем, что какая-то мысль начинает нас бороть и какая-то страсть начинает проявляться, надо вспомнить старое святоотеческое правило, которое гласит: клин клином вышибается.
Что это значит? Это значит, что когда идет какой-то конкретный злой помысл, не нужно читать какую-либо длинную молитву. Да, молитва Иисусова непременно помогает молящемуся, как и Богородичное правило. Но, как показывает опыт, крайне тяжело внимательно прочитать долгую молитву, когда мощно восстает гнев, ненависть либо иная страсть. Что же делать? Вышибать клин клином, то есть в ответ на любой злой помысл, обращаться к Богу с краткой молитвой, которая отражает конкретно этот помысл. В молитвослове, среди молитв на сон грядущим, есть коротенькие молитвы Иоанна Златоустого: Господи, не введи меня в напасть, Господи, подаждь мне жизнь вечную — всего двадцать четыре молитвы, по одной на каждый час суток. Святой Иоанн Златоуст специально создал эти молитвы, чтобы совершенствоваться в мысленной брани и ими отражать врага.
Так каждый из вас, когда видит, например, злой помысл раздражения, может кратко помолиться: «Господи, избавь меня от раздражения». Приближается гнев — может попросить: «Господи, избавь меня от надвигающегося гнева». А затем просить, чтобы Он дал добродетель, противоположную злой мысли или злому навыку: «Господи, подаждь мне умирение души», «Господи, подай мне терпение», «Господи, дай мне выдержку». То есть попросить у Бога помощи именно на добрый помысл. Если был помысл раздражения: «Господи, подаждь мне спокойствие». Был помысл гнева: «Господи, подаждь мне прощение или великодушие». Надо совершенно четко, конкретной молитвой постараться призвать помощь Божию. Итак — когда налетает туча злых помыслов, нужно немедленно все оставить и противостать врагу постоянной молитвой, которая будет отражать нападение врага: И бороться до тех пор, пока нападение не прекратится. Этот совет взят из аскетической практики. И когда человек поступает таким образом, он постепенно научается навыку ведения духовной брани. Протоиерей Сергий Филимонов

"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Размышления иеромонаха Дионисия
« Ответ #83 : 10 Февраль 2014, 14:23:38 »
Владимир Б., к сожалению, видно, что автор такой "борьбы" с помыслами опыта не имеет.

lily

  • 3
  • Сообщений: 3809
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Размышления иеромонаха Дионисия
« Ответ #84 : 10 Февраль 2014, 14:32:45 »
Отсечь корень ума, как верно замечает Н И К И Т А, нам самим невозможно, и Шри Тилопа, конечно, хитрит, выделяя за скобки прямое участие Господа в процессе отсекания корней [чтобы увяли листья]. Но мы это понимаем, и пусть ни у кого не возникает сомнения на сей счёт. Уж не помню сколько тыщ раз поместил я на этом форуме напоминание Господне: "Без Мене не можете творити ничесоже".  :-)
Шри Тилопа не пишет об отсечении ума, как о полном прекращении его деятельности...
Цитировать
Если воспринимаешь пространство,
Фиксированные идеи центра и границы растворяются.
Точно так же, если ум воспринимает ум,
Прекращаются все виды умственной активности
.....
У пространства нет ни цвета ни формы.
Оно неизменно, не окрашено черным или белым.
Так и светящийся ум бесцветен и безформен;
Не окрашен ни черным, ни белым,
Ни добродетелью, ни пороком.
.....
Позволь движениям тела стать подлинными до естественности;
.....
Тело, как полый бамбук, не имеет субстанции;
.....
Союз искусных средств и знания несет с собой благословение.
Привнеси его и дай начало мандале.
Пошли ее в нужные места и распострани по всему телу.

Это почти слово-в-слово похоже на наставления моего учителя каллиграфии.
А это размышления учителя моего учителя:
Цитировать
Мы видим предмет в силу несовершенства нашего зрения. Если бы зрение было совершенным, мы бы не различали больше предметов, мы не видели бы ничего, кроме гармонии.
....
Мы не можем быть в божественной гармонии. Мы ставим себе зрительные мотивы. Но наша тяга к высокому всегда идет вразрез с нашими непосредственными ощущениями… Я стремлюсь создать такую форму восприятия, где бы мое инстинктивное стремление оторваться от предметного помогло мне создать незримую гармонию, в которой растворился бы весь предметный мир. Я веду постоянную борьбу с материалом и с нашими непосредственными ощущениями. Я хочу, чтобы материя осознанно стала духом.
....
Гармония — это некий единый свет, постепенно нащупываемый через построение. Этот свет — вне наших чувств. Мы его ощущаем, но понять не можем. Этому мешает наше конечное, сенсорное. У некоторых мастеров эта помеха и служила основой их искусства. Вот эта связь между божественным, непознаваемым светом и помехой — это и будет «сопряжение».
And death shall have no dominion

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Размышления иеромонаха Дионисия
« Ответ #85 : 10 Февраль 2014, 15:25:51 »
Владимир Б., к сожалению, видно, что автор такой "борьбы" с помыслами опыта не имеет.
Показалось, что Никита говорит об этом.
У меня тоже есть такой небольшой опыт бессмысленности прямой борьбы и с помыслами и со страстями. Только "выше помыслов" заменил бы "глубже к сердцу".
Alexander, раскройте, пожалуйста, свою мысль.
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Размышления иеромонаха Дионисия
« Ответ #86 : 10 Февраль 2014, 15:43:15 »
Владимир Б., вот в Вопросоответах кое-что есть: http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3395.0

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Размышления иеромонаха Дионисия
« Ответ #87 : 10 Февраль 2014, 16:33:27 »
Владимир Б., вот в Вопросоответах кое-что есть: http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3395.0
Да, спасибо!
Ждал этой темы, но почему-то пропустил.
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Размышления иеромонаха Дионисия
« Ответ #88 : 10 Февраль 2014, 19:10:47 »
Цитировать
Я веду постоянную борьбу с материалом и с нашими непосредственными ощущениями. Я хочу, чтобы материя осознанно стала духом.
Такая борьба ничего, кроме ещё более плотного утверждения конвенциональной парадигмы, в которой изначально пребывает автор высказывания, не может принести. А конвенция эта [напоминаю] заключена именно в абсолютизации плотности и твёрдости [незыблемости] проявленного мира, в противовес евангелисту Луке, у которого "небо и земля пройдут", или как у пророка Исайи: "небеса свернутся, как свиток книжный". Эти двое понимают, что незыблемость есть всего лишь видимость, и в воле Господа -- мгновенно прекратить поддерживать экзистенцию.

Современной физике "твёрдого тела" давно известно, что материя не существует, и её кажущаяся плотность определена лишь взаимодействием полей энергий внутри атомых ядер, а также на суб-атомном уровне, и энергетическим взаимодействием атомов между собой.

Вопрос о замене тварной энергии, образующей материю, нетварной энергией [Акт Обожения Твари] лежит в плоскости малопостижимого до тех пор, пока не закончится полная перемена ума, и одного личного желания далеко не достаточно. Нужна многослойная синергия.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

lily

  • 3
  • Сообщений: 3809
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Размышления иеромонаха Дионисия
« Ответ #89 : 10 Февраль 2014, 20:10:33 »
Леонид, надо понимать, что это написал художник, для которого материя - это объект трансформации и чистая практика.
Как результат практики - "связь между божественным, непознаваемым светом и помехой — это и будет «сопряжение»."

Мне кажется, что Вы, Леонид, периодически отрицаете реальность материи, тела, страдания. Как говорит один близкий друг, "хочу посмотреть на этих горе-физиков в кабинете стоматолога", а я добавляю "в конце все закончат одинаково - в могиле". Царский путь именно в соединении энергий, а не в заменах. имхо.
And death shall have no dominion