Леонид, попытаюсь ответить на Ваши вопросы и недоумения, хотя подозреваю, что Вы сами лучше меня знаете все ответы на эти вопросы.
"Откуда человеку взять [в себе] любовь к Богу, если он Его ещё не нашёл? Как можно ваще полюбить нечто или Кого-то, о ком не имеешь ни малейшего представления?"
Человек искусственное существо - тварь, созданная Богом с определенной целью, - такова наша вера Православная.
Поэтому человек ВСЕГДА и во всем не самосущен, а ведом Богом, но обладает свободой воли и выбора, которая для Бога неприкосновенна.
Именно Бог дает человеку возможность любить Себя, и саму любовь к себе. Дело человека принять или отвергнуть эту любовь. Сам же человек взять и полюбить Бога никак не может.
Следует признать, что Бог не всем дарует возможность любви к Себе, ибо не все достойны этой любви. Но и из тех, кому дарована возможность испытать любовь к Богу, как высшее наслаждение, не все оказываются достойными этой любви.
"Господь самим своим Боговоплощением и способностью мять и ломать физическую реальность [Его чудеса] свидетельствует своему окружению о своём явленном Божестве, но даже и Он предлагает им искать Царства Божия, находящееся внутри, не покладая рук: "ищите и обрящете, стучите и откроется вам"."
Я уже писал о не верном переводе притчи Христа о Сеятеле, и говорил, что там речь идет не о «слушании слова О ЦАРСТВИИ», а о способности непрерывно слушать и слышать и разуметь в сердце НЕПОСРЕДСТВЕННО САМО СЛОВО – ПОВЕЛЕНИЕ ЦАРСТВИЯ. Внутри нас непрерывно звучат повеления Царствия, повеления Бога, просто мы не умеем и не хотим слушать и слышать эти повеления, наша самость забивает голос Бога в сердце, и мы становимся глухи. Тот же, кто начинает слышать и всегда слышит и повинуется Слову Бога, тот и находится в Царствии Божием. Понимаете? Разве это не очевидно? Таковой есть подданный Небесного Царя и таковой в Царствии Божием пребывает. Для меня это очевидно. Для такого человека меняется абсолютно все. Такой человек пребывает с Богом и в Боге внутри себя, и Бог ведет и охраняет такого человека согласно 90 псалма (Вашего любимого). И таковой (если захочет) может творить и большие чудеса, чем творил Христос, согласно Его обетованию. Это также очевидно. Неочевидно только то, как действительно на практике войти в Царствие послушания любящему тебя Богу, как суметь ответить любовью послушания на Его любовь.
"Если я, не имея в себе никаких свидетельств действия Божьей воли во мне самом, займусь самосмирением, то чего я смогу достичь, и через сколько времени жизни мне такая практика надоест? Разве есть уверенность в том, что совсем неведомый мне Бог снизойдёт и явит Себя в течение хоть сколько-нибудь приемлемого срока такого смирения [ожидания]? "
Это в Вас говорит почитание себя самосущным существом. Онтологически эта особенность лежит, видимо, очень глубоко, скорее, в самой сущности самосознания собственного «я». Самосознающий субъект, видимо, всегда сознает себя сначала самосущным. Однако, если не избавиться от этого, то никогда не войдешь в Царствие – самость не позволит это сделать. Последние два с половиной столетия добавили к этой онтологии еще и мощную атеистическую практику, захватившую мир, начиная с эпохи просвещения.
Конечно, никакой уверенности в особой предрасположенности Бога к конкретному человеку нет и быть не может. Мы несовершенные существа и Бог каждому знает цену и знает возможности каждого. Но, видимо, это пороговые значения, а реальные достижения все же зависят и от человеков. Все, что зависит от нас – это научиться слышать непрестанно слово Царствия, например, в тишине ума, когда Слово Бога слышно наиболее отчетливо. Для этого и нужна непрестанная сердечная молитва, чтобы чуждые Богу слова и мысли не роились в голове.
"Сергий, поведайте нам, пожалуйста, о своих критериях, чтобы каждый тут мог проверить свою принадлежность Православию. "
Зачем Вам это? Это не публичная информация. Отвечу в личку.
"Полагаю, однако, что человек эпохи Модернити, ничем не ограждённый от усвоения и оценки поступающей к нему из различных источников информации, и будучи убеждён в своей правоте, сможет обнаружить зёрна Православия и в инославных источниках. "
Не смею судить об инославных источниках на предмет наличия в них зерен Православия.
Могу судить лишь о конкретных высказываниях конкретных людей, что и проделал, сказав, что приведенные высказывания М. не православны, так как он только лично своими силами стремиться познать Бога и только лично своими силами надеется стать Богом. Возможно, и у него и у других инославных, есть и иные слова, но мне они пока не ведомы. И не стремлюсь все постичь в инославных традициях, у меня и Добротолюбие прочитано (внимательно и с рассуждением) менее чем на половину…