Исихазм

Автор Тема: Церковные праздники - во времени или вечны?  (Прочитано 27160 раз)

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Re: Церковные праздники - во времени или вечны?
« Ответ #15 : 22 Апрель 2014, 01:09:22 »
Вот такой вопрос: любимые нами церковные праздники установлены людьми в воспоминание, т.е. с целью вспомнить, воспеть, прославить, возблагодарить или они несут вечный смысл и их "отмечает" вся вселенная, рай и может быть ад? 
  Важен такой момент: сама реальность праздника появляется за счёт сознания верующего (хотел написать только за счёт, но не решился). Т.е. праздника как даты в календаре, как саморазворачивающегося из вечности события, не существует. Или можно впустую поболтать о том, по старому или по новому православному календарю ангелы отмечают Пасху, можем впустую посмеятся над христианами разных конфессий, отмечающих в своё время.
 Так что "двое или трое", может даже один - празднуют, и тогда уже празднует вселенная с ангелами (и бесы вспоминают похищение Христом праведников)), и тогда уже можно говорить, как отпечатался праздник из самой вечности.

lily

  • 3
  • Сообщений: 3809
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Церковные праздники - во времени или вечны?
« Ответ #16 : 22 Апрель 2014, 01:21:57 »
Раvel, а как насчет привязки к солнцу и луне, к сезонам, солнцестояниям и солнцеворотам? Рождество издревле отмечалось как победа света над тьмой, т.е. с этой даты день начинает увеличиваться. То же можно проделать со всем остальным. Католики в этом плане вообще как часы. Плохо когда эти привязки рушатся, событие во времени отрывается от основы, идея от формы. Про новый обычай путать утреню с вечерней даже не знаю что сказать, это прямой вред всему человеческому составу. Никакого субъективизма, древние куда большие реалисты, чем кажется, они не мыслили абстрактно.

Чтобы въехать в древние тексты я решила попробовать мыслить как они, но для этого нужно провести полный демонтаж всего современного образа мыслей. В этом плане повезло с нынешним местом жительства и учебным заведением.
And death shall have no dominion

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Re: Церковные праздники - во времени или вечны?
« Ответ #17 : 22 Апрель 2014, 02:17:11 »
Раvel, а как насчет привязки к солнцу и луне, к сезонам, солнцестояниям и солнцеворотам?
Без вопросов, всё это замечается нами при желании: календари лунные и солнечные, циклы года и т.д. И праздники, включая христианские, иногда к ним привязываются, с разным успехом.
Плохо когда эти привязки рушатся, событие во времени отрывается от основы, идея от формы.
  А вот тут уже не знаю :). Но одно точно - если плохо, то оно уж плохо человеку... разорвал он, допустим, привязку Рождества Христова с древним праздником "Торжества Света над Тьмой" - это ведь не шутки! :-D не хорошо от такого разрыва идеи с формой, лучше к старообрядцам с true юлианским календарём...а ещё лучше к католикам с их "всё как по часам".
Чтобы въехать в древние тексты я решила попробовать мыслить как они, но для этого нужно провести полный демонтаж всего современного образа мыслей. В этом плане повезло с нынешним местом жительства и учебным заведением.
Об этом можно говорить, кое-как.., хотя "современный образ мыслей", как и "мысль древних", в гораздо большей степени абстракция. Но ты из своего опыта говоришь, что вырвалась из такого образа, что смена обстановки и учебного заведения помогли, что нашла в католической церкви и календаре больший реализм, оно и замечательно!

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Церковные праздники - во времени или вечны?
« Ответ #18 : 22 Апрель 2014, 11:43:37 »
Раvel, а как насчет привязки к солнцу и луне, к сезонам, солнцестояниям и солнцеворотам?
 ...

 :-) А что к чему привязано? Откуда уверенность такая? Увеличение дня до Рождества как? Его не было? И в Рождество возможно кто то и празднует победу света над тьмой, но думаю что дело совсем не в этом. Суть иная. ИМХО Вы пытаетесь опустить Небесное, вместо того, чтобы возвысить и преобразить земное. Это конечно можно "проделать со всем остальным", только зачем? Идеи и формы, которые натянуты или притянуты чаще искусственно возможно как раз правильнее разрушить. Тогда яснее суть и ближе Истина. Которая как говорят - делает свободным. В то время как привязки идеи и формы - ограничивают свободу.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

lily

  • 3
  • Сообщений: 3809
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Церковные праздники - во времени или вечны?
« Ответ #19 : 22 Апрель 2014, 13:13:33 »
И в Рождество возможно кто то и празднует победу света над тьмой, но думаю что дело совсем не в этом. Суть иная. ИМХО Вы пытаетесь опустить Небесное, вместо того, чтобы возвысить и преобразить земное.
А в чем дело? Что по-вашему есть возвысить и преобразить земное?

Дело не в опускании небесного, а в установлении связей между небом и землей, Богом и миром, божественным и человеческим. Вас ограничивает то, что Вы спите ночью и бодрствуете днем? Христос делал то же самое, кроме пары особых случаев. Это и есть настоящее христианство - оставаться человеком и осмыслять земные явления в категориях божественной реальности.

Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени...

о том же пространно говорил и пророк Исайя.

Когда "Свете тихий святыя славы, безсмертнаго Отца небеснаго, святаго блаженнаго, Иисусе Христе: пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына, и Святаго Духа, Бога" поется утром, это проблема, потому что оно проводит параллель между светом заходящего солнца и Светом славы. Чтобы пережить закат таким образом, оно должно петься тогда, когда задумано.

ps вообще забанила официальную церковь как авторитет, хожу иногда когда душа просит.

12 месяцев - 12 праздников - 12 апостолов - 12 колен Израиля и т.д.
And death shall have no dominion

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Церковные праздники - во времени или вечны?
« Ответ #20 : 22 Апрель 2014, 21:51:48 »
Aндpeй, зависит от системы мышления. Вечное время - оксюморон. В вечности время - пространство. Архитектура лучше отражает проекцию из вечности, чем текст, но вечность - и не изображение, и не текст. Заметьте, когда в откровениях описывают реалии вечности выходят как бы рисованные образы, сменяющие друг друга, а не цепь взаимосвязанных (в земном понимании) событий.

Есть мнение что вечными являются неделимые элементарные частицы времени, из которых и состоит наше привычное протяжённое время, а в откровениях описывают не вечность а свои фантазии , человек достигший созерцания не способен его вспомнить, созерцание мгновенно, то есть абсолютно непротяжённо и память не может успеть его запомнить, поэтому описания созерцаний это описания последующих за созерцанием ощущений и фантазий.

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Церковные праздники - во времени или вечны?
« Ответ #21 : 22 Апрель 2014, 22:35:44 »
Или можно впустую поболтать о том, по старому или по новому православному календарю ангелы отмечают Пасху, можем впустую посмеятся над христианами разных конфессий, отмечающих в своё время.
Кстати да.
Так что "двое или трое", может даже один - празднуют, и тогда уже празднует вселенная с ангелами
Может уж всё-таки наоборот: вселенная с ангелами празднует и это улавливают эти "двое-трое"?

Конечно, Там есть движение, какое-то развитие, обители, свой чудесный порядок и наверное и особые времена. Но как-то не верится, что вечно отмечаются и нам всегда предстоит каким-то образом вспоминать эти конкретные 12 праздников. Наверное, всё же они больше для Землян, священная история, так сказать. Ну зачем Там, например, Успение?

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Церковные праздники - во времени или вечны?
« Ответ #22 : 22 Апрель 2014, 22:58:02 »
Елена говорила, что чтение Псалтири вводит её в вечный режим времени. Подобно замечаю, что встреча со знакомыми какой-угодно давности прекращает носить временной оттенок, мол, давно не виделись. Всё больше - будто и не расставались.

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Церковные праздники - во времени или вечны?
« Ответ #23 : 22 Апрель 2014, 23:01:23 »
вообще забанила официальную церковь как авторитет, хожу иногда когда душа просит.
Тоже крепко над этим думаю, не забанить ли?

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Re: Церковные праздники - во времени или вечны?
« Ответ #24 : 22 Апрель 2014, 23:49:11 »
Так что "двое или трое", может даже один - празднуют, и тогда уже празднует вселенная с ангелами
Может уж всё-таки наоборот: вселенная с ангелами празднует и это улавливают эти "двое-трое"?
Возможно. :-) Наше сознание имеет связь прежде всего с земным календарём - измерением и пространством времени. Вот в нём точно реальность праздника создаётся самим верующим, и поэтому в таком календаре у двух верующих праздник может не совпадать по дате. И уж наверняка не честно будет сказать, что с ангельских обителей праздник улавливается и проецируется именно в "мою" установленную дату.
 Но, мы свою то Реку Времени не можем понять, зачастую ощущаем её течение в разном темпе (в детстве этой реке свойственно течь медленнее...), а уж что в ангельских обителях так подай Господь прозрения, а потом ещё придать этому прозрению хоть чуточку честный образ земными средствами.

lily

  • 3
  • Сообщений: 3809
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Церковные праздники - во времени или вечны?
« Ответ #25 : 22 Апрель 2014, 23:55:34 »
вообще забанила официальную церковь как авторитет, хожу иногда когда душа просит.
Тоже крепко над этим думаю, не забанить ли?

Лучше слушать душу и сердце, мне значительно полегчало... потом даже захотелось по-настоящему, а не потому что так нужно.
And death shall have no dominion

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Церковные праздники - во времени или вечны?
« Ответ #26 : 23 Апрель 2014, 22:56:45 »
Тут, Лили, только не вылить бы с водой и ребёнка. А так согласна - идти нужно внутренним путём, и наверное, этот путь сердца един для всех людей, независимо от внешнего исповедания или неисповедания.

lily

  • 3
  • Сообщений: 3809
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Церковные праздники - во времени или вечны?
« Ответ #27 : 23 Апрель 2014, 23:24:38 »
Raisa, если Вы не видите где вода, а где ребенок, значит пока не готовы...
Хотите увидеть?
(с интонацией Морфеуса из "Матрицы")
And death shall have no dominion

Ian

  • Сообщений: 378
    • Просмотр профиля

Re: Церковные праздники - во времени или вечны?
« Ответ #28 : 24 Апрель 2014, 08:43:34 »
Что-то внутри говорит что церковные праздники это от человеков. Мы живем в пространстве и времени и нам нужны внешние символы, которые помогают на пути к Богу, а могут способствовать и опусканию в мир язычества и обрядоверия. Из своего личного опыта, я так и не смог вместить ничего кроме Пасхи и Рождества, все остальные праздники я никак не могу запомнить (пробовал несколько раз), когда они празднуются и по какому поводу. Всегда было чувство какой-то вины за наше приветсвие "Христос воскрес" только во время Пасхи, как буд-то Он не всегда рядом с нами "до скончания века".

Иногда приходил на пасхальную службу и приветствовал моих знакомых "Христос воскрес" а мне простодушно отвечали еще не воскрес, а воскреснет после полуночи. Как опускание с небес на землю.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Церковные праздники - во времени или вечны?
« Ответ #29 : 24 Апрель 2014, 12:31:25 »
И в Рождество возможно кто то и празднует победу света над тьмой, но думаю что дело совсем не в этом. Суть иная. ИМХО Вы пытаетесь опустить Небесное, вместо того, чтобы возвысить и преобразить земное.
А в чем дело? Что по-вашему есть возвысить и преобразить земное?

Дело не в опускании небесного, а в установлении связей между небом и землей, Богом и миром, божественным и человеческим. Вас ограничивает то, что Вы спите ночью и бодрствуете днем? Христос делал то же самое, кроме пары особых случаев. Это и есть настоящее христианство - оставаться человеком и осмыслять земные явления в категориях божественной реальности.

Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени...

о том же пространно говорил и пророк Исайя.

Когда "Свете тихий святыя славы, безсмертнаго Отца небеснаго, святаго блаженнаго, Иисусе Христе: пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына, и Святаго Духа, Бога" поется утром, это проблема, потому что оно проводит параллель между светом заходящего солнца и Светом славы. Чтобы пережить закат таким образом, оно должно петься тогда, когда задумано.

ps вообще забанила официальную церковь как авторитет, хожу иногда когда душа просит.

12 месяцев - 12 праздников - 12 апостолов - 12 колен Израиля и т.д.

Это в корне не верно. ИМХО. И это и есть опускание Небесного на уровень ниже плинтуса. Сведение к форме и обожествление формы и связей. Что есть язычество. "Оставаться человеком" в таком понимании не есть настоящее христианство. Христианство в том - чтобы становиться богом по благодати. Не " осмыслять земные явления в категориях божественной реальности ", а включаться действенно в божественную реальность, неся освящение и преображение падшей природе. Как своей, так и той, с которой соприкасаешься. Если погрязнуть в формах (коих огромное количество), то и получается - "вообще забанила официальную церковь как авторитет, хожу иногда когда душа просит". Так как церковь сведена сперва к официальной, а затем вообще в ноль. Однако душа иногда просит. Ее то не обманешь так просто, как себя. А вот попробовать возвести церковь от официальной выше, увидеть большее в ней (или через нее, это как уже угодно) и через это выйти на те явления и ту энергетику, которая первоначально присуща церкви Христа - тут подход иной. Поэтому и праздники у Вас получаются какие то недоделанные. Формы есть, но они пустые.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.