Исихазм

Автор Тема: Оскудение образного мышления.  (Прочитано 7107 раз)

Vacheslav

  • Сообщений: 879
  • Вячеслав
    • Просмотр профиля

Оскудение образного мышления.
« : 03 Июнь 2014, 00:02:10 »
Такой вопрос возник, лишается ли человек возможности как-то ярко, четко образно мыслить, если он занимается ИМ? Или что-то делается неправильно :-(, т.к. при молитве пытаешься избавиться от образов и они либо исчезают, либо как-то тускло проходят мимо, тут понятно, это молитва и св. отцы говорят нам о безОбразной молитве, но если это становиться привычкой в повседневности, то не вредит ли это памяти и вообще мышлению? Нужно ли это образное мышление как-то реанимировать?
Прошу ваших постов относительно вопроса, либо своих проблем и опыта в этой области.                   СпасиХристе!
Горé имеем сердца !

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Оскудение образного мышления.
« Ответ #1 : 03 Июнь 2014, 10:53:22 »
Думаю, такой опасности нет.
Образное мышление (особенно, если оно от природы сильное и яркое) обычно ведет человека за собой. Поток образов, генерируемый умом, уводит человека от самого себя, мешает трезвению.
То есть не человек властвует над образами, а образы над человеком (это, в частности, и моя проблема). Надо стремиться утишить этот поток образов, уходить от него. С тем чтобы образное мышление приходило на помощь именно в те моменты, когда оно действительно требуется.

Aleksei B.

  • Сообщений: 405
    • Просмотр профиля

Re: Оскудение образного мышления.
« Ответ #2 : 03 Июнь 2014, 15:09:17 »
Мне трудно судить в силу неопытности.
Уклонившись немного в сторону: мне порой кажется, что за путь порой приходится платить и ослаблением некоторых качеств рассудка. Впрочем, не критическим  :-D

 Но не думаю, что речь идёт об ослаблении способности к генерации образов. Как раз с этим, наверное, порядок. Если молитва и требует на определённом этапе безОбразности, то на уровне межличностного общения среди собратьев, в религиозных текстах образности очень много. Скорее можно говорить о развитии способности к образному мышлению; возможно, даже, весьма значительному.

И даже так называемая "безОбразнось"... Мне немножко кажется, что это предельный уровень абстрагирования, а не безОбразность  (но здесь уж точно не буду настаивать!)

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7745
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Оскудение образного мышления.
« Ответ #3 : 03 Июнь 2014, 15:43:35 »
Думаю, безобразность в понимании святых это НЕСКЛОНЕННОСТЬ к чувственным образам. У многих святых безобразность ума в вещах божественных никак не просматривается. Напротив, если брать Дионисия Ареопагита, Григория Богослова или Максима Имповедника, то у этих преподобных, напротив, образность в вещах божественных, порой, зашкаливает, хотя эта образность тиха и сообразна исследуемым предметам.
Познавать Бога можно только образно, ибо иных средств нет и быть не может. А вот чувственную образность этого мира молитва должна выжигать каленым железом, как и говорится святыми, когда они ведут речь о трезвении и борьбе с помыслами врага, ведущими в чувственный ад. Образность мышления просто свойство ума. Надо просто научиться найти ему достойное применение.

Из моей практики.
Образность чувственную в мышлении стараюсь всегда попалять молитвой. Почти все на автомате. Молитва сама возникает и сжигает помыслы чувственной направленности. К таким помыслам вообще привязываться вредно. При чтении фантастики замечено, что утишен навык постановки себя на место ГГ, как обычно это укоренено в нас с детства. Просто идет восприятие и оценка. Да и вообще замечено резкое изменение восприятия фантастики, она воспринимается совсем под другим углом, хотя детские чувственно-образные м фантазийные рецедивы еще бывают. Трезвение еще не стало абсолютным рычагом и универсальным средством. Трезвение еще иногда как бы "отключается". При чтении технической литературы, а я технарь, трезвение отключается само собой.
Сложнее с восприятием потока информационной среды ТВ и новостных сайтов и форумов, вообще новостей, тут трезвение работает только когда ЧТО ТО ВО МНЕ ЕГО АВТОМАТИЧЕСКИ ВКЛЮЧАЕТ и тогда молитва попаляет все образные помыслы о полученной информации. То есть трезвение начинает работать как АВТОМАТИЧЕСКАЯ внутренняя защита естества от внешнего врага, ПЫТАЮЩЕГОСЯ ЧТО ТО ИЗМЕНИТЬ ВО МНЕ.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Оскудение образного мышления.
« Ответ #4 : 03 Июнь 2014, 21:40:55 »
Думаю яркость мышления зависит от дара красноречия и чистоты ума. А вот образность, наоборот мешает чувствительности и чистоте восприятия.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Оскудение образного мышления.
« Ответ #5 : 04 Июнь 2014, 22:15:57 »
Такой вопрос возник, лишается ли человек возможности как-то ярко, четко образно мыслить, если он занимается ИМ? Или что-то делается неправильно :-(, т.к. при молитве пытаешься избавиться от образов и они либо исчезают, либо как-то тускло проходят мимо, тут понятно, это молитва и св. отцы говорят нам о безОбразной молитве, но если это становиться привычкой в повседневности, то не вредит ли это памяти и вообще мышлению? Нужно ли это образное мышление как-то реанимировать?
Прошу ваших постов относительно вопроса, либо своих проблем и опыта в этой области.                   СпасиХристе!

Не о том страхи. Такой вопрос возникает по маловерию, мешающему довериться молитве всецело без раздумий.

"Господь пасет мя и ничтоже мя лишит. В молитве злачне, тамо всели мя: в благодати Духа воспита мя.
Душу мою обрати, настави мя на стези правды, имене ради Иисуса Христа.
Аще бо и пойду посреде сени искушений, не убоюся зла, яко Ты со мною еси: Промысел твой и молитва Твоя, та мя утешиста"
(Пс. 22)

Верою Господи, помоги моему маловерию!


Колхозник

  • Сообщений: 3111
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Оскудение образного мышления.
« Ответ #6 : 09 Июнь 2014, 22:56:23 »
Наш Сергий стал меняться!!! в лучшую сторону! Серега признавайся, что у тебя в последнее время произошел переворот в сознании?

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Оскудение образного мышления.
« Ответ #7 : 10 Июнь 2014, 01:20:54 »
"Войти внутрь себя" - это образ.

"Внутренний человек", "внешний человек" - это тоже словесные образы. И еще многое другое...

Даже насчет сердечного места не уверена, что оно указывает на конкретное место. Это тоже образ, раскрывающий духовное местопребывание (невидимое).

Вот, например, текст Генри Нувена
Цитировать
Когда я впервые увидел картину Рембрандта, я еще не был, как сейчас, знаком с обителью Бога внутри меня. То, как отец обнимал своего сына, произвело на меня настолько сильное впечатление, что я начал отчаянные поиски того места в своей душе, где я, подобно изображенному на картине юноше, мог бы обрести покой и умиротворение. В то время я не мог знать, что потребуется для того, чтобы приблизиться к этому месту. И я благодарен Богу за то, что Он не дал мне знать заранее, каков Его замысел в отношении меня. И я также благодарен Ему за то, что Он позволил мне, пройдя через невыносимую внутреннюю боль, открыть новую, незнакомую ранее, часть моей души. У меня теперь новое призвание. Оно состоит в том, чтобы из этого нового места говорить и писать, обращаясь и к самому себе, и к тем многим людям, жизнь которых полна страданий и тревог. Я должен встать на колени перед Отцом, прижать ухо к груди Его и, не прерываясь ни на мгновение, слушать, как бьется божественное сердце. Тогда, и только тогда, я смогу осторожно и тихо рассказать о том, что слышу. Я знаю, что должен говорить из вечности ко времени, приобщившись к беспредельной радости, возвращаться к преходящей реальности краткого существования в этом мире, из дома, полного любви, говорить с теми, в чьем доме воцарился страх, из Божьей скинии обратиться к жилищам человеческим. Я прекрасно понимаю, что это великое призвание. И все же я уверен, что это единственный путь для меня. Такое видение можно назвать «пророческим»: оно состоит в том, чтобы смотреть на мир глазами Господа.

Возможно ли это для человека? Более того, а мой ли это путь? Это не вопрос, на который можно дать ответ разумом. Это вопрос призвания. Я призван к тому, чтобы войти во внутреннее святилище моего существа, туда, где пребывает Бог. Туда ведет лишь одна дорога - молитва, непрерывная молитва. Великая борьба и великое страдание помогают расчистить путь, но я уверен в том, что только непрерывная молитва позволяет войти внутрь.

Генри Нувен. "Возвращение блудного сына"

Образ - основополагающее богословское понятие (человек - образ Бога).

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Оскудение образного мышления.
« Ответ #8 : 10 Июнь 2014, 12:45:57 »
На первых этапах молитвы угашается фантазийность и воспитывается трезвая образность восприятия. При подходе к пределу образного восприятия образ распахивается, как открывается окно,  и ум выходит в безОбразное.

Посему и такие словесные образы, как "внутренний человек", "внешний человек" и пр., должны распахнутся. И тогда откроются сокровенные смыслы, запечатанные образами и отпечатанные в них. Кто знает сокровенный смысл "вхождения в себя", для того это уже не слепой образ.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Оскудение образного мышления.
« Ответ #9 : 10 Июнь 2014, 12:48:56 »
Как раз в одном жж прочитал на эту тему:

Разве не нелепо, что ведомое нам [материальное] солнце мы постигаем не словом, не слухом, но приступаем к нему через [телесное] зрение, и смотрим на него, погружаясь в сияние солнечных лучей, а от умопостигаемого Солнца правды не торопимся усердно претерпеть, насколько хватит сил, Его неизъяснимое, несказанное радование от сверкающего и разливающегося зорями блистания всесветлых лучей и невыразимое наслаждение? Мы довольствуемся стрекотанием слов извне в чувствилище слуха, и вместо того, чтобы с любовью искать продвижения вперёд, желаем упиваться произнесением словес, будто закрыв глаза, малодушно и жалко. И словно ненавидя сами себя, не хотим подвигаться от слушания речей к божественному и истинному ви́дению на предмет речи. [...] Хорошее дело — псалмопение, но как молоко для младенцев: «Молоком я вас напоил, — говорил апостол, — а не твёрдой пищей накормил, ибо не могли вы» (1 Кор 3, 2). Псалмы и чтения для тех, кто не может через ви́дение питаться истиной, — однако желать состариться в произнесении и слушании слов о свете, но не стремиться с любовью узреть его своим [умным] взором, не просто весьма стыдно и нелепо, но непременно есть самолюбование и превозношение, лукавство и порок неверия. (прп. Каллист Ангеликуд)

Колхозник

  • Сообщений: 3111
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Оскудение образного мышления.
« Ответ #10 : 10 Июнь 2014, 14:22:37 »
Образ, слово, энергии и прочие, проявляются на "поверхности души", еще до внешнего физического проявления. Как правильно пишет Александр? мы должны раскрыть это окно что бы заглянуть глубже, в то место, откуда берется рождение образов, слов, энергий. Это место безОбразов, но несет в себе духовные смыслы.

Силу родится и поддерживать жизнь образу, слову, энергии дает дух. Поэтому его и называют, "сокровище благих и жизни Подателю".  Наш дух напрямую связан с Духом и является Его продолжением, как ветвь на древе. И наши слова, образы и силы, есть продолжение духа, в своем от него рождении.

Мы можем достичь и смотреть безОбразно в безОбразном пространстве, но мы не можем выразить духовные смыслы (лежащие в самой глубине) "на поверхности", не применив образ, слово, энергию. Причем свойства, качество и вид последних, зависит от тех искажений и недугов души которые свойственны тому или же иному человеку.

Мы не избавляемся от образного мышления, это просто невозможно. Мы учимся смотреть в внутри себя…безОбразно, что бы понять кто мы, что бы найти себя и Бога, что бы максимально очистить то, что рождается в глубине нашей души (в духе) и отражаемого затем в слове, образе, энергии от тех искажений, что мы имеем. Практикуя безобоазное виденье, у вас Vacheslav, появится возможность иметь более чистое образное мышление и более совершенные и сильные внешние образы.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Оскудение образного мышления.
« Ответ #11 : 11 Июнь 2014, 02:19:10 »
Александр, спасибо за красивые слова человека, вкусившего «неизъяснимое, несказанное радование от сверкающего и разливающегося зорями блистания всесветлых лучей и невыразимое наслаждение».

Да, оказывается, в ЖЖ есть статьи на эту тему. Александр, дайте пжл ссылку на эту статью. Хочется послушать немного написавшего эти строки.

Но по сути сказанного разве есть нелепость в том,  что есть и те, кто довольствуется «стрекотанием слов извне в чувствилище слуха»? Ибо  сокрытое от ума словесного не открывается по одному желанию человеческому. От нас исходит желание, от Господа – исполнение желаемого. Впрочем, и то, и другое, «и еже хотети, и еже деяти (Флп.2:13)» совершается в нас благодатию Духа.

Не открывается сокрытое безОбразное прежде времени, если не полезно это для молящегося. И уж тем более желать видения света, сокрытого в сокрытом, скорее есть желание от лукавой гордыни, превосходящей самолюбование утешающих себя псалмопением. Ибо и такое утешение дается благодатию Духа для покаяния. Ибо не сразу открывается как нужно петь псалмы и молиться (прп.Макарий Великий – Послание к чадам своим), а лишь на 13-ой ступени искушений. Но и прп. Каллист прав, когда говорит, чти нелепо не стремиться к сокрытому в сокрытом даже, когда еще и сокрытое не открыто. Ибо это стремление есть верный вектор движений молящегося, направляемых благодатию. И если нет устремления к перемене, но есть самоупокоение, то оно от лукавого.

Нелепо ли быть слепым от рожденья и не стремиться к прозрению, если нет опыта видения света, но есть слышание о свете? Все зависит от того, поверит ли слепой говорящему?

Вопрос же по теме – не опасно ли безОбразное движение ума для образного мышления – имеет такой же ответ, как и вопрос – не опасно ли мышление для способности говорить? Это верно подмечено Владимиром (Колхозником).

Мы имеем ум образный, потому что такой ум нам дан. И мыслим словесно, не прилагая к тому усилий, если есть ум. А безОбразные движения ума в молитве только называются движениями ума, потому что им предшествуют движения ума словесного. А когда дается чистая безОбразная молитва, то уже не ум «слушает» словеса Господни, также как не глазами созерцается свет. Чистая безОбразная молитва есть движения Духа, хоть и называется молитвой человека. А видение сокрытого в сокрытом, о котором говорит прп. Каллист.  уже и молитвой не называется, ибо тогда исчезает не только ум, но и сам молящийся. Впрочем, не исчезает, а преображается, становится иным – без ума и молитвы. Но это не лишает молящегося ума. Не стоит беспокоиться. Не о том страхи, Вячеслав.

Страшно остаться в неведении чистой безОбразной молитвы, открывающей сокрытое в сокрытом. Ибо, если не откроется в нынешнем веке, то и в будущем - сокроется. (прп. Симеон Новый Богослов).
« Последнее редактирование: 11 Июнь 2014, 02:36:44 от Neovit »

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Оскудение образного мышления.
« Ответ #12 : 11 Июнь 2014, 04:09:13 »
Преподобный Симеон Новый Богослов всё-таки горячий восточный человек (Стамбул - город рождения, из местных), и его суждения часто выражают крайность.

Конечно, хорошо, если человек достигнет бо́льшего при жизни, но отсутствие чего-то зачастую не есть приговор в вечность.
Невозможное человеку возможно Богу.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Оскудение образного мышления.
« Ответ #13 : 11 Июнь 2014, 08:11:58 »
Neovit, запись в жж под замком, со стороны она не видна. Я перепостил отрывок полностью.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Оскудение образного мышления.
« Ответ #14 : 11 Июнь 2014, 10:36:23 »
Преподобный Симеон Новый Богослов всё-таки горячий восточный человек (Стамбул - город рождения, из местных), и его суждения часто выражают крайность.

Конечно, хорошо, если человек достигнет бо́льшего при жизни, но отсутствие чего-то зачастую не есть приговор в вечность.
Невозможное человеку возможно Богу.
Краевед, согласен с вами во второй части, но прп. Симеон все-таки Богослов. И к его слову следует прислушаться для укрепления веры и надежды. Его зашкливающая горячность не от земного места рождения проистекает, но имеет источник вечный.

Еще по теме - какой прекрасный образ мы читаем у прп. Симеона - образ дерева Страха, на котором расцветает прекрасный цветок созерцания безОбразного. Этот образ раскрывает безОбразное и потому прекрасен. 

Этот образ указывает на источник прозрения - Страх Господний. И потому его слова устрашают.