Исихазм

Автор Тема: Иисусова молитва и искусство  (Прочитано 19128 раз)

м. Евстафий

  • Сообщений: 54
    • Просмотр профиля

Иисусова молитва и искусство
« : 02 Июль 2014, 10:48:21 »
Братья и сестры, уважаемый Админ!
Вопрос, который давно меня занимает: должен ли человек, серьезно занимающийся И.м. оставить за кадром своей жизни различные, скажем так, мiрские утешения, будь то просмотр фильмов (не блудных и не боевиков, разумеется), слушание музыки (классической, ну... джаза). В целом - приобщенность к светской культуре - насколько допустима для молящегося И.м.?

lily

  • 3
  • Сообщений: 3809
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #1 : 02 Июль 2014, 19:14:15 »
Я оставила за кадром церковный официоз и вернула концерты классической музыки, выставки, поэзию и те искусства, которыми занимаюсь. Искусство - способ трансляции духовного, мистического опыта и духовная практика, который иначе никак не транслируется и никак не достигается. Чувсвую себя прекрасно. То, что происходит в церкви куда более мирское, чем хороший концерт Баха. имхо.
Вера и субкультура - разные вещи. Мистики давно за оградкой земной церкви, повыгоняли еще 400 лет назад...
And death shall have no dominion

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #2 : 03 Июль 2014, 00:48:16 »
человек искусства может смотреть на молитву глазами искусства, человек в молитве может смотреть на искусство глазами молитвы...и что ж он может там видеть? примерно как профессиональный художник смотрит на  каракули младенца...если его эти каракули озадачивают, вызываю вопросы, страхи итд...то сомнительно что тут  можно говорить о состоявшемся делатели молитвы, суть имеющему силу и огонь молитвы, если ж он в каракулях видит штрихи к светлому и не очаровывается мазней младенцев, как нечто великим и сильным, то это уже явно человек стоит вне веяний, вне мнений о полезности и не полезности каракуль... :-) поэтому каракули допустимы ровно настолько на сколько видящих их может видеть их трезво без фантазий на их счет... :-)

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #3 : 03 Июль 2014, 01:19:04 »
Сначала чтобы ярко были расставлены приоритеты, всякое исскуство меркнет в лучах призывающей благодати. Затем, когда эти приоритеты закрепились, можно усматривать проблески и во всём остальном, в искусстве в том числе. В какие-то моменты оно может содействовать Богообщению, укреплять огонь преданности. А бывает и наоборот разрушительным. Причём со знаком плюс и минус может выступить одна и та же мелодия, или фильм, нужно по ситуации прислушиваться.
Но признаюсь, для меня любое исскуство по большей части так и остаётся пресным и скучным, неинформативным. Но редко вспомнится строка классика или хорошая забытая музычка и восхитят гениальностью. Я - за качество во всех проявлениях в материальном мире и искренне ему радуюсь, если встречаю. Фильмы что-то вообще перестала смотреть, чаще ловлю себя на том, что прекращаю соображать, в чём сюжет: кто с кем и чего кому от кого нужно. Просто смотрю получается сквозь экран, и где-то на середине спрашиваю того, кто смотрит: "А о чём тут вообще?"

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #4 : 03 Июль 2014, 01:29:29 »
должен ли человек, серьезно занимающийся И.м. оставить за кадром своей жизни

Не должен. Постепено все это как-то само уходит на периферию. То есть, при спонтанной встрече с этим (случайно услышав хорошую музыку, прочитав короткий рассказ, увидев фрагмент фильма) реагируешь на это полно и иногда даже неожиданно для себя. Но специально уделять этому время нет мотивации.

Слушайте и читайте, пока "слушается", пока есть интерес.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #5 : 03 Июль 2014, 11:14:16 »
Братья и сестры, уважаемый Админ!
Вопрос, который давно меня занимает: должен ли человек, серьезно занимающийся И.м. оставить за кадром своей жизни различные, скажем так, мiрские утешения, будь то просмотр фильмов (не блудных и не боевиков, разумеется), слушание музыки (классической, ну... джаза). В целом - приобщенность к светской культуре - насколько допустима для молящегося И.м.?


"Занятие" ИМ достойно быть стержнем, остовом жизни. Углу же обзора (размеру кадра) при этом свойственно расширяться до 360 градусов. Где за кадром не останется ничего. Но восприятие изменится и лишнее само отпадет. С одной стороны.
И должно происходить углублению и обретению покоя, в котором страхи и сомнения не возникают. При этом само проявление человека в жизни также изменяется. С другой стороны.

У Вас вопросов "делать - не делать" или "можно - нельзя" будет все меньше.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #6 : 03 Июль 2014, 16:40:40 »
Да, отпадает все само собой. Даже сейчас, в довольно сухой период, пытаясь немного "развлечься", не могу послушать хорошей музыки более 5-10 минут, а фильмы начинают тяготить минут через 20. Разве только неплохие фильмы про веру или по Библии  идут хорошо.
Но и ещё есть момент - приостанавливает молитву и разоряет внутренности это всё очень сильно, особенно когда идёшь на гране остановки молитвы, поэтому.... Хотя раньше так не было, мог и молиться и смотреть/слушать.
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

м. Евстафий

  • Сообщений: 54
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #7 : 03 Июль 2014, 17:55:53 »
Говорил как-то с нашим наместником об этом. Он мне сказал следующее (передаю смысл): ради какой-то светлой строчки или музыкального пассажа тебе нравится ходить по этой помойке, копаться?.. Т.е. по сравнению с МОЛИТВОЙ всё это (искусство мира сего) - помойка.

Помнится, архим. Софроний об этом писал в своей книге "Видеть Бога как Он есть": о том, как молитвенник в нем победил художника. Во мне эта борьба до сих пор идет. Это именно борьба! Не какое-то сотрудничество-соработничество, т.к. внутренне я понимаю и принимаю слова моего наместника. Но вот... не отпускает. Неужели всё банально и это просто страсть так маскируется?

Причем, еще вот такой интересный нюанс. Лет десять назад (я еще был послушником) любой уклон в искусство негативно отражался на молитве. Скажем, услышишь где-то со стороны знакомую мелодию и потом во время молитвы обязательно всплывет и издевается... Но теперь я дошел до того, что уже год пишу рассказы и отдаю их в толстый литературный журнал: они с удовольствием печатают. Рассказы "не православные". Фильмы, музыка... И - НИЧЕГО! В смысле: молитве как бы всё это не мешает. Как бы параллельно всё: молитвенная деятельность и литературная.
Вот только молиться всё меньше хочется...

Видимо, я уже внутренне всё даже понял, но как же тяжело отказаться от самого-самого!.. Может быть, и сюда написал только для того, чтобы меня похлопали по плечу и сказали: да все нормально, что ты переживаешь так, брат! Были вон монахи-миссионеры-молитвенники-литераторы... Кого только не было. Ну... такой у тебя путь уникальный...

Но ведь проблема эта, как мне думается, не только моя!

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #8 : 03 Июль 2014, 18:40:45 »
да все нормально, что ты переживаешь так, брат! Были вон монахи-миссионеры-молитвенники-литераторы... Кого только не было.
А была ли у них молитва? Если точнее, были ли они монахами?
Вот только молиться всё меньше хочется...
Вот и наша свободная воля.... наш выбор....
Выбрал фильм, потом на молитву хоть трактором затягивай...
Говорил как-то с нашим наместником об этом. Он мне сказал следующее (передаю смысл): ради какой-то светлой строчки или музыкального пассажа тебе нравится ходить по этой помойке, копаться?.. Т.е. по сравнению с МОЛИТВОЙ это всё помойка....
Слава Богу, что есть такие монахи!
Если не секрет, кто он?
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

м. Евстафий

  • Сообщений: 54
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #9 : 03 Июль 2014, 18:48:44 »
У него духовник был схиархимандрит Иоанн (Маслов), глинский старец (был духовником нашего монастыря в 1985-1991).

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #10 : 03 Июль 2014, 19:28:57 »
Слава Богу, что есть такие монахи!

вот от такой радости воняет как от помойки...нашло сердце чему радоваться гордыне и страхам...тот что уста старца узрекли такие слова очень печально, это говорит об упадническом настроении среди монашества...да же мои слова выше, играя на подобном духе были чище и глубже...а я живу в миру, мне всего лишь тридцать лет, и я не занимаюсь молитвой, в смысле хотеть молится...выходит я малой это понимаю, а профессионалы нет...вот как раз эти слова и есть помойка, и да в ней есть нечто светлое...но мало живого, мало действенного и по настоящему высокого...и что вот ради это светлого пассажа старца, надо славить монашество?.. :|

теперь по поводу проблемы художник-молитвенник...в моем понимании она несколько надуманна...уж очень резкое противопоставление, свойственное мирскому мышлению чем молитвенному...

творческое личность на заре своего становления сталкивается с такой ситуаций, приход вдохновения, далее его угасание...творческий подъем и далее спад...выйти из этого круга нет возможности, без усилия личностного...вот каждый и ищет как себя простимулировать, отбросив все грубые пути можно сразу сказать таким стимулятором может выступить молитва, несколько преуспев в молитве ум вырастает из дуальности есть вдохновении, нет вдохновения...он может долго находится в творческом подъеме, и это уже не подъем для него, а просто его состояние...

При таком состоянии присутствуют и спады активности, это уже продиктовано иными процессами чем сугубо творческое вдохновение...и если в начале таких спадов творчество затрагивается тоже, то со временем такие спады уже его не касаются, т.е. человека всегда находится в творческом состоянии, конечно имеется ввиду в мирских рамках...поэтому тут возникает иная проблема, не творить или не творит, а правомерно ли молитву вот так использовать и сливать полученную силу в сугубое творчество...выходит сил много, а куда их использовать человек не может понять и начинает творить...и такое состояние действительно проблематично, получается человек научился стяжать силу, но не вырос умом чтоб увидеть иные пути для творчества...для умного творчества...умного не просто словесно-вдохновляющего но и деятельно-спасительного скажем так...

полагаю Софроний и имел виду такую борьбу, должен был иметь такую, а не просто творить не творить...и да эта борьба по настоящему борьба, ведь легче языком чесать чем реально впрягаться в спасительную помощь ближнему...за сугубое творчество можно и выгоду получить, денежку например, а тут только реальную жесть перемалывающию тебя...и как велико искушение в писульку и музыкульки сбежать...но чистые сердца милость Божия и от этого укроет заботой...
« Последнее редактирование: 03 Июль 2014, 20:05:36 от veresk »

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #11 : 03 Июль 2014, 20:06:50 »
У него духовник был схиархимандрит Иоанн (Маслов), глинский старец (был духовником нашего монастыря в 1985-1991).
Т.е. Вы с Беларусии....
Спасибо!
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #12 : 03 Июль 2014, 21:06:19 »
Помнится, архим. Софроний об этом писал в своей книге "Видеть Бога как Он есть": о том, как молитвенник в нем победил художника. Во мне эта борьба до сих пор идет.

«Молитвенник в нем победил художника». Это значит, что в нем ранее жил и художник также, т.е. не отрицался художник, не противопоставлялся…и так до тех пор, пока вся жизнь его не стала молитвой.  Когда человек (его душа) становится единым (в Боге), без разделения на того, который занимается творчеством и молится, или того, который пишет и молится, или того, который слушает музыку и молится, это и означает «победу» молитвенника.

Мне кажется, что Ваш путь совсем не уникальный.  Скорее, это путь Вашего наместника уникален, - тем, что он выражает путь грубого отрицания и противопоставления, путь, который уже уходит в прошлое, к динозаврам.  А Вы, похоже, совсем к ним не хотите.)) Отсюда и особенность именно Вашей борьбы. Пока Вы сражаетесь не на том уровне, на котором сражался архим. Софроний, т.к. только еще выбираете для себя - каким путем двигаться дальше: грубым и отживающим  путем отрицания или же благословенным и вечным путем Господа – путем преображения. Но и от результатов этой "борьбы", этого выбора многое зависит...

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #13 : 04 Июль 2014, 00:32:26 »
Грация, вот на Вас Леонида нет....????
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #14 : 04 Июль 2014, 01:17:13 »
Братья и сестры, уважаемый Админ!
Вопрос, который давно меня занимает: должен ли человек, серьезно занимающийся И.м. оставить за кадром своей жизни различные, скажем так, мiрские утешения, будь то просмотр фильмов (не блудных и не боевиков, разумеется), слушание музыки (классической, ну... джаза). В целом - приобщенность к светской культуре - насколько допустима для молящегося И.м.?

Я считаю, Вам не стоит обдумывать эту мысль так уж серьёзно, но и насильно отрицать тоже, просто пропустите это "противопоставление молитвы и искусства" мимо себя и идите дальше.