Исихазм

Автор Тема: Иисусова молитва и искусство  (Прочитано 19126 раз)

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #45 : 05 Июль 2014, 23:21:52 »
м. Евстафий, Вам как монаху: Лествица 15;60. Так должны мы поступать и при слушании песнопений и песней. Боголюбивые души, когда слышат пение мирских или духовных песен, исполняются чистейшего утешения, любви божественной и слез; между тем как в сластолюбивых возбуждаются совсем противные чувства.

Тоже и с живописью, и с остальным, и вообще со всем...

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #46 : 05 Июль 2014, 23:36:41 »

В общем-то, я почти знаю сам ответ, но мне просто хотелось еще раз услышать мнение людей, которое мне интересно.

 8-)

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #47 : 06 Июль 2014, 00:37:20 »
В том-то и дело! Искусство "забирает" всего человека. Если ты серьезно занимаешься искусством, больше ты ничем не можешь заниматься. В том-то и дело, что быть потребителем искусства - это одно, а быть творцом - совсем иное. В последнем случае ты перестаешь себя контролировать, ты входишь в некие области, касаешься неких сфер, о природе которых вообще можешь ничего не знать.
Да, быть творцом совсем иное, чем быть ручкой или кистью в руках Творца. И хорошо, если Творца, а не его падшей твари. И если ощущаешь себя творцом, то источник этого ощущения очень напоминает известного подражателя Творцу. Не в том ли и состоит его лукавство, чтобы склонных к творчеству отвратить от Творца и самих себя назвать творцами, а тех, кто не творит - юзерами-потребителями.

В том то и дело, что когда выходишь в некие области, о природе которых не имеешь представления, и когда не молитва выводит в эту сферу, а некая иная сила, то лучше сначала вернуться к молитве.

Творческая деятельность - это разновидность мыслительной деятельности ума. Само по себе творчество - ни грех и не добродетель так же, как и ум. Искусство такой же плод мыслительной деятельности, как и знание. И вот. на мой взгляд, ключ к различению лежит в словах прп. Исаака: "Знание кичит, а ведение смиряет". Знание приобретается человеком, а ведение дается Духом. 

Творчество может быть просветленным светом Истины, когда побуждается силой ведения. Но потоки творчества могут проистекать от иного духа и плоды такого искусства могут быть очень искусными, так что запах превозношения может быть и не заметен для потерявшего контроль над собой "творца", но не для потребителя.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #48 : 06 Июль 2014, 01:56:24 »

В том то и дело, что когда выходишь в некие области, о природе которых не имеешь представления, и когда не молитва выводит в эту сферу, а некая иная сила, то лучше сначала вернуться к молитве.

А если "некая иная сфера :evil:" вводит в молитву?

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #49 : 06 Июль 2014, 02:09:28 »
lily, вы, наверное, неточно пишете, вот вас и недопонимают. Сам такой. :)

  С выражением себя через искусство всё понятно - это есть выражение своего состояния и своей связи (оставим в стороне вопрос - с кем или чем эта связь). В таком случае внутреннего изменения у художника не происходит.

  Интересно рассмотреть другой момент. Уподобляют некоторые внутреннюю (иисусову) молитву инструменту, где наши действия состоят в протирании пыли с клавиш, открывании верхней крышки фортепиано и утановке её на подпорку... и ожидании.
  Что придёт Господь - и сыграет.

   Это тоже вид творчества, только делаю его не я, и внутри меня, и со мной (меняя меня) нечто делает.

   Но вот эта подготовка, протирание клавиш... У творческих натур она зачастую может состояться только выражением наружу - в музыке ли, в живописи (иконописи), в пении ли...  Мне доводилось наблюдать такое. Им тяжело без выражения наружу.
   А с другой стороны, это выражение - как слово, брошенное в души других. И при созвучии может прорасти в подобное, в состояние и устремление.

  Интересно почитать мысли форумчан по этому поводу - с нетерпением ожидаю.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

lily

  • 3
  • Сообщений: 3809
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #50 : 06 Июль 2014, 02:18:06 »
Делать искусство и потреблять его - 2 абсолютно разных процесса. Прочитать поэзию и что-то почувствовать или жить так чтобы через тебя лился поток - это разные вещи. Меня тут тоже так и не поняли, обсуждая с позиций "юзеров" что все грязь...
В том-то и дело! Искусство "забирает" всего человека. Если ты серьезно занимаешься искусством, больше ты ничем не можешь заниматься. В том-то и дело, что быть потребителем искусства - это одно, а быть творцом - совсем иное. В последнем случае ты перестаешь себя контролировать, ты входишь в некие области, касаешься неких сфер, о природе которых вообще можешь ничего не знать. Ап. Павел пишет где-то, что пророкам повинуются духи пророческие. Сфера искусства - своего рода пророческая сфера. Во всяком случае так считают сами художники (я употребляю термин "художник" в широком смысле этого слова). Однако же эта сфера не повинуется человеку, но сам человек повинуется ей. Невозможно быть православным писателем, или католическим музыкантом. Ты или писатель, или нет.
Да, вопрос в том, можно ли усидеть на двух стульях, можно ли служить Богу и искусству. В общем-то, я почти знаю сам ответ, но мне просто хотелось еще раз услышать мнение людей, которое мне интересно.
Во-первых как бы не стать героем притчи о талантах.
Во-вторых... если Бог дает дух пророчества, то именно такого служения Он и желает, а иное служение, которое кажется более "высоким", может таковым вовсе не быть потому что именно этой личности Бог дал иное.
Насчет двух стульев не поняла, так как вижу в творчестве (в некоторых его видах) более высокое служение, чем ритуал (который на поверхности, прост и очевиден). Если православные мне грязнили голову, то еврею, суфию или китайцу не нужно долго объяснять что такое каллиграфия.
О природе сфер можно знать, но нужно очень много работать головой, сердцем, иногда руками... и задавать вопросы.
Мой лучший друг - монах, его тоже бросает между интуициями и ритуалом. Как нападет дух пророчества говорит как царь Давид (и сам ставит это выше, чем пение псалмов и все остальное), а пока болеет остается один ритуал. По-моему само противопоставление ложно.
And death shall have no dominion

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #51 : 06 Июль 2014, 02:21:13 »
О творчестве
Этот пост представляет собой небольшое размышление о творчестве.
Отец Софроний в книге «Видеть Бога, как Он есть» приводит удивительное понятие – «благодать смертной памяти», которая была дарована ему еще в детстве. И он откликнулся на этот дар поиском смысла жизни и смерти.

Я помню себя мальчиком, когда перед сном до меня впервые дошло, что когда-нибудь я умру также, как все умирают. Осознание смерти пронзило меня, как молния. Это было первое озарение благодати смертной памяти. Сердце в груди сжалось от ужаса. Я познал тленность моего Я и конечность бытия. Как? Неужели я больше ничего не увижу? Неужели это навсегда? Сердце не могло смириться с этим откровением истины и успокоилось только после того, как не поверило в смерть души. Тогда я решил, что тело умирает, но Я все равно буду жить. Не знаю как, но буду! Вот оно ведение, заложенное от природы Создателем при творении человека. И тогда я впервые ощутил, что мое Я важнее моего тела. Детскому сердцу открылось ведение, что тело умирает, но Я может жить вечно. Но для вечности моего Я надо что-то делать. И я решил, что я обязательно раскрою эту тайну. Наверно, поэтому меня увлекали точные науки и я поступил сначала в физмат школу, а затем в физико-технический институт. Но изучение наук не приближало меня к вечности.

Следующим благодатным откровением было мое неожиданное увлечение искусством, которое можно назвать «благодатью стремления к вечности». Я также, как и отец Софроний увлекся живописью. Удивительно совпадение его творческого поиска с моим. Нас обоих вдохновляла красота видимого мира, но мы видели за ней невидимого Создателя, тайна бытия которого влекла к себе неудержимо. Наверно, это свойственно художникам-символистам, которые через некие символы пытались проникнуть в вечное и беспредельное. Ощущение вечности бытия свойственно всем людям, но у художников оно приобретает обостренную и явно выраженную форму в виде образов.

Мой ум в студенческие годы тоже не соглашался со смертью и искал вечное. Сначала он жадно впитывал произведения искусства, в которых ощущалась вечность. Это были картины и поэзия французских символистов, Чюрленис, а затем музыка классиков Бетховина, Моцарта, Брамса, поэзия Блока, Бодлера, «Саламбо» Флобера и т.д. Я тоже, как и отец Софроний жадно впитывал в себя вечное и торопился жить. Как сказал отец Софроний, «Мой дух нуждался в вечности, и вечность, как я понял позднее, стояла предо мною, действительно перерождая меня».

О как близки и понятны мне его слова:
 «Красота видимого мира, сочетаясь с чудом возникновения самого видения, — влекла меня. Но за видимою действительностью я стремился ощутить невидимую, вневременную, в моей художественной работе, дававшей мне моменты тонкого наслаждения».

Когда я поступил в институт, то казалось, что мой жизненный путь обретает определенность и я стану физиком-исследователем. И было совершенно неожиданно для всех, что я увлекся искусством, стал рисовать и уже на третьем курсе сделал персональную выставку картин в стенах студенческого клуба. Тогда декан факультета заметил, что не ошибся ли я в выборе института. И я был готов бросить институт и всецело посвятить себя живописи. Так она увлекала меня. Руки горели от желания воплощать на холстах красоту и вечность жизни. «Происходившее со мною не было следствием моей инициативы, совсем нет. Но Бог, по Ему единому ведомому Промыслу о нас, благоволил посетить меня и допустить меня прикоснуться к Его Вечности. Его святая рука беспощадно бросала меня ничтожного в неописуемые бездны». 

Никто не мог понять откуда это вдруг появилось во мне. А теперь ясно, что это была призывающая благодать, которая давала творческую силу для познания вечности. Ее уроки не пропали даром. И хоть я вернулся к обычной студенческой жизни, закончил институт, начал работать по специальности и жил за свинцовой стеной быта, но как сказал отец Софроний,  «совсем нежданно для меня, некая тонкая игла как бы проткнула толщу свинцовой стены, и чрез создавшийся волосной канал проник луч Света».

Этот луч Света пришел ко мне вместе с Иисусовой молитвой. И с тех пор мне стала открываться благодать, как заботливая рука Божья и радость наполняла сердце горением к молитве. Благодать дала мне вкусить Любовь Христову и познать чистую молитву. Это не было сплошным наслаждением. Наоборот, каждое новое приближение благодати сопровождалось ее удалением и испытанием. Я падал, я предавал благодать, отчаивался, слезы лились ручьем, но продолжал молиться, влекомый молитвой в неизведанное.

Однажды, мне открылось ведение вечности во Славе Света и Любви. И тогда новая волна творчества захлестнула мой ум. Я просто захлебывался от потока творческой силы, открывающей уму логосы вечности. Я снова стал творить, но уже не в живописи, а в стихах. Они лились потоком прославления и изумляли красотой, но я не успевал их записывать, а что успевал, то не было похоже, на то, что слышал. Не я творил, хоть и моим умом творилось.

Но тонки подмены лукавого. И я возлюбил не Творца, а сладость творчества. И мой ум стал искать пути приближения к Творцу, подражая свойствам единения – безмолвию, бесконечности, вечности, покою. Это ложный путь ума, устремляющий ум к подражанию вечности. На этом ошибочном устремлении лукавый незаметно подсовывал подмены благодатных свойств молитвы.  И подбрасывал преждевременные наставления типа «возлюби безмолвие». И мой ум заглатывал наживки и падал в услаждение, не видя подмены. А лукавый давал ложное ощущение безмолвия и покоя.  И зрение грехов не просветлялось, а застилалось плотной завесой самомнения и превозношения, пока однажды, не услышал я вместо молитвы: «Не хочу смерти грешника».

Долог путь к вечности и проходит он через познание благодати смертной памяти, поиска вечности, познание Христовой Любви и Света.
Поэзия, живопись, философия, размышления приближают к познанию вечности, но только благодать может дать молниеносное озарение ведения вечности, которое было дано мальчику еще не знавшему грамоты и в простоте ума уверовавшему в вечную жизнь. И только благодать Святого Духа может во истину творить.  Одному Богу известно «Кто вложил мудрость в сердце, или кто дал смысл разуму?» [Иов] и не сотворил человека бестелесным, чтобы он мог видеть Творца в вечности, как ангелы [Мф.18:10].   

Да будут все во Свете вечной Любви Творца!

lily

  • 3
  • Сообщений: 3809
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #52 : 06 Июль 2014, 02:27:00 »
Потеряно знание о сакральном искусстве...
Я училась каллиграфии у еврея, который учился у многих, в том числе и мистиков. Музыка, буквы, геометрия открывают врата, которые не открываются иными способами. С другом-монахом нашли контакт через интуицию, но и через музыку, грегорианское пение - пожалуй единственное сакральное искусство, оставшееся в христианстве.
Вы ничего не понимаете в том, о чем говорите и идете против опыта многих поколений. Вот где полное отсутствие смирения и банальная лень.
And death shall have no dominion

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #53 : 06 Июль 2014, 02:42:45 »
Потеряно знание о сакральном искусстве...
Я училась каллиграфии у еврея, который учился у многих, в том числе и мистиков. Музыка, буквы, геометрия открывают врата, которые не открываются иными способами. С другом-монахом нашли контакт через интуицию, но и через музыку, грегорианское пение - пожалуй единственное сакральное искусство, оставшееся в христианстве.
Вы ничего не понимаете в том, о чем говорите и идете против опыта многих поколений. Вот где полное отсутствие смирения и банальная лень.
Lily, не понятно к кому вы обращаетесь?
"Музыка, буквы, геометрия открывают врата, которые не открываются иными способами"
Это напоминает еврейскую веру в символы и некие сакральные знания. А где же место ведению от Духа Свята?
А я по наивности думал, что только молитва открывает врата, которые не доступны музыке, геометрии и буквам.

lily

  • 3
  • Сообщений: 3809
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #54 : 06 Июль 2014, 03:24:49 »
Ключевое слово "по наивности".
Перенеситесь во времени в средневековый монастырь, скажем, бенедиктинский 12 века или в круг преп.Сергия, поднимите источники, летописи, Патерики и посмотрите чем на самом деле занимались монахи в то время. Не скажу что знаю много, но кое-куда залезла, скажем, в Киево-Печерский патерик.
And death shall have no dominion

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #55 : 06 Июль 2014, 03:47:29 »
  lily, вы не правы, насчёт отсутствия других способов.

  Вообще-то, описываемое вами - это самый медленный способ, пожалуй.
  Обычный - это обучение работы с материей, с физической, и со структурными частями душевных тел человека. Себя и других. Как правило, его не хватало, чтобы из человека сделать человека за время человеческой жизни - скажем, лет 70.
  Край искусственного метода применялся, например, у египтян - как вариант ускорения. Либо станешь очень хорошим человеком, либо умрёшь - если не выдержишь. Скорее всего, нечто подобное было и у других - в Индии/Тибете, например. Но физ.основа методов там немножко другая, надо полагать.

  Действие Духа Святого идёт вне закона обычного развития. Все, рождённые заступлением Иисуса, есть бастарды. В отношении закона развития. Не подлежащие закону, обычному ходу последовательного развития души человека.
  Но это действие Божественное, а  вне его - не удивительно, что процветали мистические направления. В том числе как подготовительные.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #56 : 06 Июль 2014, 11:59:52 »
почему Вы сразу так агрессивно реагируете на то, что я монах?...
Я вообще никак не хочу выпячивать свое монашество....

Зря я все-таки подписался своим настоящим именем...
Человек не забыл упомянуть (в названии ника), что он монах... Видимо привык к "получению индульгенций". ;) Теперь есть повод подкусывать выпяченное монашество, испытать насколько он "твердо стоящий".  :-D
« Последнее редактирование: 06 Июль 2014, 12:23:47 от Питирим »
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #57 : 06 Июль 2014, 12:20:49 »
...должен ли человек, серьезно занимающийся И.м. оставить за кадром своей жизни различные, скажем так, мiрские утешения, будь то просмотр фильмов..., слушание музыки... В целом - приобщенность к светской культуре - насколько допустима для молящегося И.м.?
Начнете жить УД, подобные вопросы отпадут, особенно для "серьезно занимающихся"... ;) Также отпадет деление на монашеское и мирское.
Развлечение в вещественном, плавно переходит в навык блуждания ума.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

lily

  • 3
  • Сообщений: 3809
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #58 : 06 Июль 2014, 13:21:29 »
Краевед, говорю из опыта. На мой взгляд напротив - самый быстрый способ передачи состояний. Именно передачи, а не получения, получение всегда откровение от Духа Святого. Согласна с Иделем, который говорит, что мистицизм - способ активизации внутренней жизни (не больше, но и не меньше).
Год провела в мастерской кузнеца и мозаичиста, подлинный русский человек из Тамбовской области (у меня часть предков оттуда), если в своей жизни видела русского старца, то это он. Работа с формой и материей открывает ворота.
Я встречалась с суфиями Накшбандийя и другими, вообще много с кем (пишу не ради хвастовства, а чтобы поставить вещи на места), меня признают.

Вообще после того, что со мной сделали в православном монастыре многое изменилось... в алхимии есть такой процесс "мученичество металлов", после которого происходит качественное изменение вещества.
And death shall have no dominion

Колхозник

  • Сообщений: 3119
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва и искусство
« Ответ #59 : 06 Июль 2014, 16:02:38 »
мдяяя …..опять простое, делаестя сложным.

Искусство, это выдумка ума. Это он, постоянно противопоставляющий и делящий, поделил простое и Богом данное (по подобию) умение выражать внутренний посыл, внутреннее желание выводить на поверхность, давая ему внешнюю форму и жизнь, на несколько уровней.

Бог пожелал и сотворил. Без Его желания сотворить, был бы один Бог. И мы, будучи богами, по природе своей, в образе и подобии, имеем желание и выражаем его. Внутреннее выносим на поверхность, в доступных для человека выражениях, будь то музыка, слово, танец, живопись и т. д.

Кто-то когда-то начал считать, что некоторые выражения внутреннего, достойны, что бы их считать искусством, а другие нет. Почему?

Вот я стою на берегу океана и по обе стороны от меня находятся устья двух рек. Из одного устья течет грязная вода, а из другого чистая. Смотреть на то что видно в устье, это не значит видеть реку от истока до устья. Что засоряющее стоит на берегах той реки, которая имеет грязную воду? Как убрана пойма реки с чистой водой? Но и та и другая в своем основании имеют чистый Исток!

Вот это выражение внутреннего ..это да, это искусство, а вот это …нет, это не искусство, это бред какой то. Так видит ум, но не дух. Ум скользя по поверхности, придумывает слова-формы и создает им некие рамки, в которых содержит человека. Дух же не приемлет рамок и отвергает их. Человечество создало массу слов-форм ловушек в виде клетей и с ожесточением бегает по ним по кругу, все ища в них выход на свободу. Не понимая, будучи уловленными, что для их истинного Я, нет границ и преград. Таким словом-ловушкой является и слово искусство.