...Но когда, например, оперирование в разговоре понятиями "добро и зло", "грех и добродетель" видят как признак нечистоты (дуальности) ума, как признак непродвинутости, отсталости - это мне не близко...
Несомненно, есть грех и добродетель, есть тьма и свет. Так и Господь говорит - "смотри внутри себя, не тьма ли тот свет (как ты думаешь - свет), что в тебе". "Свет пришёл в мир, но возлюбили тьму". "Иди, и больше не греши."
Елена, нюанс в другом.
Вот возьмём правильность веры. Возьмём примером встречу Иисуса с самаритянкой. Конечно, говорит Иисус, иудеи верят правильней, и они знают. Но Бог ищет другого.
Т.е. оценка правильности веры - да/нет - сама по себе верна. Но есть больший смысл и большая цель.
Также пример - соблюдение постановлений. Вот пост - это хорошо, добродетель. Можно назвать по-другому. А уклонение от поста - плохо. Но Господь говорит о женихе, о ветхих мехах и новом вине своего учения. Т.е. - немножко о большем смысле.
Иной пример - закон справедливости. Око за око. Он есть, он правильный."А я говорю вам " - говорит Иисус, и про любовь и милость. Про незлобие. Т.е. - вообще уход от оценки. Как это, подставить другую щёку, отдать исподнее и помогать в два раза больше ??!
Список примеров можно продолжить. Собственно, всё отличие, которое предлагает Иисус Христос в своём учении, и есть оставление некой оценки, некоего правила - ради более важной идеи. (Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы)
Не значит, что оценка невозможна.
Но....
Один мой знакомый говорил, что "не успеть за человеческую жизнь сделать из человека Человека". Просто потому, что изменения в нас медленные. И тогда возникает дилемма - или использовать другие методы, или плюнуть на тех, кому можно помочь.
Вспомним Иисуса - сколько он ругался, что ученики, которым открыты тайны, не понимают притч. Сколько он ещё с ними будет и будет их терпеть. Как много учеников ушло после слов о Теле и Крови, и он даже предложил ближайшим уйти.
Т.е. - ради скорости изменения, ради готовности - Иисус решился ужаснуть, прогнать, обидеть (значит, не с праведником они были, осквернились вместо приближения к Богу) множество учеников.
Точно такая же дилемма стала и перед Александром. Либо ничем не цеплять людей, быть с ними приятными - либо быть с ними жёсткими, но тем самым предложить быстрейшее развитие до того уровня, который даст Бог.
Именно поэтому это используется на форуме, и менее - в обычной жизни.
Так что эти методы вовсе не новы, и одобрены Самим.