НЕ-ДВОЙСТВЕННОСТЬ
~ Эссе Бернадетт Робертс
Некоторые люди спрашивали, определяет ли термин "недвойственный" состояние бес-Самости. Короткий ответ: "Нет". За пределами Самости нет никакого "единого" или " единения", никакого "союза" или "единства", вообще ничего, что можно было бы обозначить. За пределами Самости термин "недвойственность" не имеет никакого значения. Те, кто понимает истинную природу Самости или Сознания и его прекращение, знают это и не задают вопрос.
Мы будем тщетно искать окончательное просветление (недвойственность) индуизма в монотеистических религиях. Особое откровение Бога в монотеистической религии отличается, оно не разделяет ту же цель или конечную реализацию индуизма. Те, для кого реализация недвойственности является конечной целью, очевидно, приняли индуистскую систему верований, поэтому они стремятся к тому же индуистскому просветлению или недвойственности. Для монотеиста, однако, недвойственность не имеет никакого значения.
<***>
В христианстве откровение божественного Центра - это не откровение души или "собственного я", а только Божье. Хотя сам "опыт" (как и все, что мы опытно переживаем) является нашим "собственным я", однако "то", что было открыто, не является нашим "собственным я". Это откровение о пребывающем единстве или единении Бога с душой и "я" не делает ни нас Богом, ни Бога нами - "Ты не это". С этого момента, однако, нет сознания "Я-Ты", но есть "Мы-Нас".
Мы больше не можем думать: "Я Есть", но скорее "Мы Есть". Бог - это наша вторая половина, реализация души и самости, завершение нашей человечности. В глубинах нашего "я" мы находимся в единении с божественным, что не делает нас божественными, но скорее, подобно Христу, мы вечно едины с Богом, и в этом вечном единстве мы проживаем человеческое приключение. Здесь мы встречаемся с истоками двойственной природы Христа: полностью божественной и полностью человеческой.
недвойственный центр?
Мы не можем говорить о "центре" (чего-либо), если нет окружности. Что-то должно существовать, чтобы иметь центр, иначе термина "центр" не существовало бы. Центр есть не только у каждого физического тела, но и у души и у самости. По определению, центр - это фиксированная точка, вокруг которой происходит какая-то деятельность. Хотя мы можем искать этот неподвижный центр или точку неподвижности в себе, даже если нам кажется, что мы его нашли, это не продлится долго, мы не сможем остаться с ним.
Чудо великой Темной Ночи и последующего Откровения Единения заключается в том, что вся эта драма происходит в глубинах нашего центра, самого центра нашей души и самости. Когда этот центр раскрывается как Бог, он становится божественным Центром, из которого мы живем, движемся и имеем свое бытие, и нет другого способа жить.
Мы можем говорить о божественном Центре только потому, что мы сами являемся его окружностью - тело, душа и "я". Если бы мы не были разделенными существами или сущностями, то не было бы никакой окружности и, соответственно, никакого центра. Даже если бы мы считали себя чернильными кляксами во вселенной, мы все равно могли бы нарисовать круг вокруг кляксы, чтобы найти ее центр. И как нет центра без окружности, так и нет и окружности без центра. Уберите одно из них - будь то центр или окружность - и оба исчезнут. Дело в том, что хотя мы можем считать центр сингулярным или недвойственным, но на самом деле это не так. Для того чтобы существовал центр, должна быть окружность, поэтому все существующее представляет собой двойную конфигурацию, из центра и окружности.
С откровением Божественного как Центра бытия - центра нашей души и самости - этот Центр становится Неподвижной Точкой, из которой мы получаем нашу жизнь и бытие, центром, вокруг которого мы движемся и живем. Но какова, спросим мы, истинная природа этой окружности, которая живет из Центра и движется вокруг него? Это наше "собственное я", наша душа, наше тело, это все, чем мы являемся, кроме божественного Центра. Ни единой частичкой нашего "собственного я" или души не является этот божественный Центр.
Хотя мы можем думать об этом Центре как о недвойственном или самостоятельном, без окружности, но без окружности не было бы никого, кто мог бы осознавать какой-либо центр. Даже если мы противопоставим этому представление о том, что Центр осознает себя, мы вернемся к двойственности, только на этот раз к божественной двойственности, божественному рефлексирующему разуму или самосознанию.
Это, конечно, просто еще одна антропоморфная проекция на божественное. Хотя Центр порождает рефлексирующий ум, Он не является ни умом, ни рефлексирующим механизмом. Строго говоря, божественное не знает, что оно божественное, только мы знаем, что оно божественное. Божественное "знание" не имеет никакого сходства с какой-либо формой сознания. По правде говоря, Бог не является осознающим и не обладает сознанием.
Так кто же или что осознает божественный Центр, осознает единство с Богом? Никто иной, как наше "собственное я". Если бы не было индивидуального "я", то не было бы и опытного переживания центра - будь то эго, божественное, пустое или иное. То, что позволяет нам осознавать недвойственный центр, - это окружность, то есть автономный рефлексирующий ум сознания, который (по крайней мере, в Состоянии Единения) одновременно осознает как Бога (свой Центр), так и самого себя. Таким образом, оба, Бог и самость, даны в единой рефлексии. Без рефлексирующего ума никто не смог бы даже заглянуть внутрь себя, не говоря уже о том, чтобы осознать какой-либо центр. Поэтому каждый, кто осознает центр, кто опытно переживает его, или переживает какую-либо внутреннюю жизнь, свидетельствует о полностью двойственном положении дел.
Все сознание - это не только центр, но и окружность центра - рефлексирующий ум, если быть точным. Уберите одно из них, и не останется ни того, ни другого. Не может быть ни центра без рефлексирующего ума, ни рефлексирующего ума без его центра.
Фактически, то, что порождает действие рефлексирующего ума, и есть центр. Уберите это топливо, и рефлексирующий ум прекратится. Уберите его навсегда, и центр исчезнет вместе со своей окружностью, не оставив ни самости, ни сознания вообще. Это определенно было бы отрицанием двойственности, двойственности центра и окружности.
Один только факт осознания божественного присутствия или Центра указывает на то, что рефлексирующий субъектно-объектный-ум (окружность) все еще продолжает существовать и полностью присутствует. Таким образом, окружность остается, даже если она не признана. Если бы двойственности действительно не существовало, то не было бы ни Центра, ни окружности. Если бы эти два понятия отрицались, то не было бы вообще никакой самости - ни феноменальной, ни индивидуальной самости, ни божественного Центра, ни Я, ни Атмана, ни осознанности, ни сознания, ни пребывания, ни внутренней или внутренней жизни. Что касается того, что лежит за пределами этого отрицания, то нет ничего, что можно было бы назвать "единым" или "недвойственным", ничего, что можно было бы так обозначить. В этом вопросе мы можем понять молчание Будды. Что касается того, что лежит за пределами Атмана или самости, то об этом ничего нельзя сказать, потому что не под силу уму это постичь или уловить. Человеческие способности людей никогда не были предназначены для познания высшей тайны Бога. Человеческие способности были созданы для земного существования, а не для небесного, где эти способности бесполезны.
Помимо двойственности центра и окружности, существует двойственность самого рефлексирующего ума - субъект, познающий себя как объект по отношению к самому себе. От начала и до конца путешествия этот рефлексирующий ум остается неприкосновенным. Таким образом, истинная природа сознания - это двойственно-недвойственная установка: рефлексивный ум дуален, центр недвойственен. Вместе эти два (центр и окружность) составляют все сознание целиком, и так оно и останется, если Бог не распорядится иначе. Если Бог распорядится иначе, то всё это исчезнет одним махом (бес-самостность), и не останется ни центра, ни окружности, никакой внутренности вообще. Дело в том, что ни в какое время не может существовать центр сам по себе, без окружности (или рефлексирующего ума). Отнимите целое, и не останется никакого сознания (центр-окружность).
(Продолжение следует)
________________________________________________
великая Темная Ночь = период "пустыни", т.н. период Богооставленности, см. начало темы