Следующая схема: сокровенный сердца человек, внутренний человек, внешний человек.
Проявление (выход наружу) того, кто назван ап.Петром сокровенным сердца человеком, происходит при рождении свыше. Он является духовным центром и ядром всего человека. Образно говоря, он, рождаясь младенцем, вначале спеленут, затем учится ходить, развивается, взрослеет - и по мере роста берет руководство над внутренним человеком. При этом внутренний также начинает как бы прорастать наружу. Перегородка между внутренним и внешним уменьшается и истончается.
Особенность исихастской практики в том, что она требовала и требует совершать работу над собой без потери связи с физическим телом, которое наибольшим образом привязано к внешнему человеку. Так лучше всего сохраняется связь внешнего человека, внутреннего и духовного центра. Поэтому эта практика и более сложная, и более трудная. Путь развоплощения и бегства наверх куда проще. При обретении внутренней чистоты погружение в грязь мира внешнего человека - акт весьма болезненный.
Поскольку почти каждый ищущий в начале духовного пути отождествлен со своим внешним человеком, который является лишь сосудом-оболочкой человека внутреннего, он способен на внешние потуги в виде рационального умственного поиска и насилия над чувствами, борьбы со страстями и физической аскезы. Такая внешняя деятельность выглядит привлекательной, но она не ведет в пространство внутреннего человека. Сосуд облагораживается снаружи, оставаясь закупоренным и грязным внутри Посему так важно, чтобы внешняя деятельность утихла, и тогда бы стал слышен сокровенный зов изнутри.
Напомню, что технические правила раскупорки внутреннего сосуда описаны в классической схеме молитвы - от ее словесно-умного варианта до умно-сердечного с опусканием ума через горло. Первая пробка и находится в горле в месте контакта умственного и чувственного.
Об особенностях взаимоотношений внешнего человека, внутреннего и духовного сердца. Сокровенный сердца человек в обычном состоянии - т.е. у большинства людей - спит (не развит). Обычно внешний человек более развит, чем внутренний. Иногда внутренний развит больше, чем внешний (напр., у аутистов). И очень часто бывает, что внутренний человек, будучи весьма развитым, отделен от внешнего, используя его как марионетку. В свою очередь этот внутренний человек подсознательно выполняет заказы общественного, корпоративного, родового и личного (идущие от эго) порядка.
Посему в начале духовного пути сотрудничества внутреннего и внешнего человека практически нет: внешний почти ничего не знает о внутреннем, внутренний пользует внешнего, а духовный человек не рожден (спит).
О формировании внутреннего человека. Надо понимать, что это путь долгий. Очень долгий. Напомню, что некоторые младенцы рождаются уже со сформированным внутренним человеком, а некоторые ужасно дебелы и плотяны от рождения до смерти.
Есть два способа формирования внутреннего человека, экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный осуществляется через творческую работу ума, чувств и тела. Интенсивный способ заключается в интуитивном следовании духовному свету, идущему из самой глубины человека. Это следование, поначалу неосознанное, приводит к рождению свыше, и тогда уже Дух открывает, очищает и наполняет пространства внутреннего человека.