После поста Александра мое уже будет несвоевременным. но все же напишу, раз писалось
.
Пишу, действительно с позиции внешнего человека, по другому не понимаю
Очень важный момент, многократно звучавший на форуме: прежде всего важно предоочищение, которое позволяет опытно прожить благодать и в какой-то мере начать процесс ее усвоения.
Важно, что осознанное проживание благодати телом, видимо возможно лишь на этапе, когда ее умеешь различать и проживать на других более тонких уровнях. Это связано с тем, что телесные ощущения легко спутать, что станет причиной подмен и прелести на этом уровне. Также здесь может стать помехой отсутствие тонкого внимания к практически неуловимым внутренним движениям телесного сознания (интеллекта), отсутствие возможности и навыка такого слышания тела не дает возможности вступить с ним в диалог на понятных телу и нашему общепринятому сознанию языках.
В свете умного делания телом важно проживать и усваивать благодать, а не что-то иное. И конечно же не «зависать» и не «залипать» на телесных ощущениях, болях состояниях. Однако иногда их следует уметь произвольно вызвать (как актеру играющему по системе Станиславского) для входа в молитвенное состояние или для некоей молитвенной работы по низведению благодати в различные уровни материального пространства. Понимая, что цель в духовном преображении мира, в том числе через преображение и собственных телесных составов.
Благодать проживается телом достаточно разнообразно. Иногда мышечной радостью, ощущением освобождения и расправления и даже парения. Иногда проявлением болей и болезней «тлеющих» в теле и как-бы выдавленных за границы дневного сознания, но присутствующих в теле.
С точки зрения практики предлагаю вниманием, созерцательно, очень медленно пройти все тело от кончиков пальцев ног до затылка, проходя кости, мышцы, сухожилия, внутренности, органы, суставы, сосуды, нервы. Те места, на которых трудно остановить внимание, где возникает как-бы проскальзывание, где трудно сосредоточиться, там как правило нарушена связь сознания (мозга) с телом. Направление внимания в эти области, иногда усиленное щипком или покалыванием острым предметом (мне помогает импликатор Ляпко) помогает эту связь восстановить. Далее такую процедуру можно провести в моменты, когда благодать «не действует» (действует сокрыто от текущего сознания) и когда происходит явное пребывание потока. Наблюдение за этой разницей поможет накопить опыт проживания благодати.
Из моего опыта на сессии холотропного дыхания, когда звучала соответствующая музыка, дыхание, соответствующее движение — было одно состояние. (Кстати дыхание связанное дыхание ребефинга помогает ощутить самые игнорируемые в текущей жизни участки тела). И вдруг произошел момент явного сильного Присутствия. Ощущения в теле явственно поменялись. И, кстати,(интересный синхрон) стала играть музыка Агни Парфене в исполнении хора Симона Петра на греческом (кажется таже запись, что была раньше в нашем форумском архиве). В результате в теле появились совершенно иные тонкие ощущения, скорее всего тело как-то внутренне стало танцевать (подчеркиваю именно внутренне).
Дополнив свое сознание еще одним пространством осознанного бытия, т. е. телом с одной стороны можно увеличить полноту проживания Присутствия, сделать более легким возврат к молитве в моменты «оставленности»(как у актеров по методу Станиславского) и, с другой стороны, помочь решению диалектического противоречия между материей и Духом через Преображение, т. к. наше тело — это мостик между мирами минералов, растений, животных, ноосферным пространством, миром Логосов и другими духовными мирами.
Жить в теле для православного человека следует учиться заново. Тема слабо проработанана. Как писал митрополит Антоний Сурожский: «христианство — это истинный материализм, где материи отводится громадная роль». Об этом и у преподобного Максима Исповедника, приведенного в теме «Земля Воздух».
Целомудрие на 100% касается и тела, без него не может быть целомудрия.
Практики в виде ограничений в еде, поклонах и наложении крестнаго знамения, а также просто долгих стояний явно не достаточно.