Исихазм

Автор Тема: "Аскетика для Чайников"  (Прочитано 35333 раз)

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

"Аскетика для Чайников"
« : 02 Март 2015, 00:46:10 »
"Аскетика для Чайников" (техника безопасности для начинающих и продолжающих) - очередная статья о.Олега (Чекрыгина), которую предлагаю здесь обсудить. В статье много внимания уделено ловушкам на пути неофита, а также подробно говорится об отличительных чертах лже-аскетики, чтобы показать затем как и ради чего (а вернее, ради Кого) должно употреблять аскетикоу, с разумением и на пользу.

Мне его статья интересна, прежде всего, практическими советами мирянам -- тем, как просто и внятно о. Олег излагает и раскладывает, что, когда и для чего потребно.

http://pravtoday.ru/asketika-dlya-chajnikov/

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: "Аскетика для Чайников"
« Ответ #1 : 02 Март 2015, 16:54:55 »
Не так давно "увидела" у себя массу зацепок за "религиозный эгрегор". Они будто бы впитались в самую кровь, в подсознание, как пиявки. И оказывается, чтобы идти дальше, необходимо от них освободиться. А это уже непросто (потому что как и, наверное, многие в своё время слишком всерьёз подошла к делу). Нужны бы какие-то методы для переосмысления и избавления.
Может быть сделаю слишком громкое заявление, но решила, пожалуй, оставить религию. Буду верующей (В Троицу, в Христа), но нерелигиозной, как знаете, когда говорят о неофитах, у которых просто "Бог в душе". Что такое религия? Это способ установления связи с Богом. То есть нечто внешнее, которое может выполнять функцию, а может превратиться в мешающий барьер.
Когда начинала воцерковляться, папа говорил: "Если пойдёшь по этому пути, будешь дурой". Вот теперь частенько думаю: "Уж и впрямь, не дура ли?" И мама ещё тут вдобавок многозначительно: "Ты всё поймёшь, но будет поздно".
Что я должна понять?
Что надо, как в этой статье, оказывается просто обычно жить, ни с кем не руша связей?
В общем, как-то жаль без толку потраченного времени, получается. С другой стороны, ведь эта ступень ой как важна, ой как нужна. Просто нужно вытереть сопли, отряхнуться, встать и... идти дальше!  Такие размышлизмы на тему...

Феофил

  • Сообщений: 62
  • работник 11 часа
    • Просмотр профиля

Re: "Аскетика для Чайников"
« Ответ #2 : 03 Март 2015, 10:46:32 »
Знакомы и мне эти сомнения и метания.  “Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь вечную” (Мф. 7:14), настоящий путь нам показала св. матерь Мария Египетская, но, если мы еще не готовы идти этим путем, то надо оставаться в "церковной ограде", где дают истинную кровь и плоть Христову и, что "они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте".
Что же делать и как поступать мирянину, которого тяготит всякое фарисейство, например, творить еще "умное делание".
«От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься»

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: "Аскетика для Чайников"
« Ответ #3 : 03 Март 2015, 11:38:30 »
Феофил, церковная ограда, о которой Вы говорите, ужасная формулировка. И отражает состояние сознания верующих людей. Она замыкает и лишает свободы. Безопасность же, которую она якобы дает - иллюзия. Там, где нет Света, естественным путем действует тьма. Там, где есть Свет - там тьма не возможна в силу самой природы Света. Но тогда ограда будет отбрасывать тень. Она не нужна. Светильник не ставят под спудом. Кто желает идти к Свету, будет идти к Нему. И самое интересное - что Свет распространяется сам. Чтобы придти к нему нужно очищать сердце свое. И ум свой. Тогда Свет не будет иметь препятствий и произойдет встреча. Свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Сквозь чистое и прозрачное Он приходит сам. Потому как Он внутри человека, а не внутри ограды.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Феофил

  • Сообщений: 62
  • работник 11 часа
    • Просмотр профиля

Re: "Аскетика для Чайников"
« Ответ #4 : 03 Март 2015, 13:04:00 »
Родион, не вижу ничего страшного в формулировке "церковная ограда", всяко лучше, чем "очередь у параши", которую применяет автор статьи. В обеих случаях речь идет об уставной церкви, в которой порой становится тесно душе, ищущей Бога, но как известно "в чужой монастырь со своим уставом не ходят", или принимай этот устав и приходи, или ищи вне, но "вне Церкви спасения нет". Под "Церковью" я понимаю в данном контексте апостольскую приемственность и таинства, которых нет вне "церковной ограды".


"Если свет, который в тебе, есть тьма, то какова же тьма"?
«От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься»

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: "Аскетика для Чайников"
« Ответ #5 : 03 Март 2015, 13:25:17 »
Какая же слепая тоска в словах Феофила. В 90-х годах вокруг этих слов магического заговора гремели баталии. В нулевые велись вялые споры. А сейчас... словно из пыльного шкафа достали подбитую молью одежду, которую давно никто не носит.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: "Аскетика для Чайников"
« Ответ #6 : 03 Март 2015, 13:30:02 »
Лучше-хуже это признаки двойственности. Вы для себя поймите что Вам нужно. Свой-чужой монастырь или Истина. Первое всегда ограничено. Второе невыразимо. Любой устав - творение рук человеческих. Вне внешней Церкви есть спасение. Потому как не стоит путать цель и средства или инструменты. И также стоит понимать что спасение (кстати, что Вы разумеете под спасением?) дарует не Церковь. Вы своей формулировкой лишаете спасения миллионы людей. А это не так. Противоречит самой Любви Христовой. Так блудницы и мытари идут впереди многих "праведников" и ближе к Царству Его.
Следующее противоречие понятий - "или принимай этот устав и приходи, или ищи вне". Принять устав и придти в церковь еще совсем не значит искать не вне. Это те же самые внешние методы. Искать заповедано внутри. Но не внутри церкви. Внутреннее пространство ограды ничем не отличается от внешнего пространства. Оно предназначено грешникам таким же как и вне ограды. Это одна территория, и только самовлюбленная гордость православная ставит эту ограду, дабы для себя отделить грешников которые вне ограды от грешников которые в ограде. А затем грешников в ограде объявить праведниками или спасенными или спасающимися. Но чаще априори спасенными.
Все мы люди, ВСЕ, и только ограда нас разделяет. Ограда выдуманная из извращенного ума. Порождение ехидны а не приемственности. С моей точки зрения ни очередь у параши, ни ограда не являются чем то стОящим.Это мусор. Умственно-сердечные помои с разными штампами. Человек выше религии. У него царское достоинство. Все сыны Света, кто творит волю Его из Любви Его. А кто кричит по разные стороны ограды друг на друга, кидаясь какашками - не сын.
Как не вспомнить славянское - "Мой Бог меня рабом не кличет!". А Вы - "ограда, ограда. Вне церкви нет спасения."... Зато и в церкви есть погибель. Смотрите на свое сердце а не на ограду. ИМХО.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: "Аскетика для Чайников"
« Ответ #7 : 03 Март 2015, 14:16:19 »
Raisa, думается мне что расцерковление - это естественное очищение организма после лже-воцерковления. Чем больше прельщаются на входе, тем больнее и тошнотворнее на выходе.

Но как иначе избавиться от отравления, тем кто охотно, словно маленькая рыбка, плыл на свет, а оказалось, что свет этот — приманка на морде рыбы-удильщика? Кто под воздействием призывающей благодати стремился напитаться Истиной, а впитал в себя по-полной —обратную сторону религии, ее изнанку?

Осознать эту беду - уже шаг к выздоровлению. Но без катарсиса не обойдется...

Почему говорю про ложное воцерковление? Потому что часто заметны его симптомы.
Если утрачена простота и свобода, мир и радость в Боге, какая была прежде близкого знакомства с религиозной традицией, если утрачено милосердие к ближнему, значит ложно воцерковился и взамен вероучения принял в себя антихристову подмену. Чем и отравился, чем и заболел. Тогда  самый краткий шаг к исцелению таков: изблюй яд, вернись к простому и естественному общению с Ним, и Он очистит и исцелит.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: "Аскетика для Чайников"
« Ответ #8 : 03 Март 2015, 14:26:50 »
Феофил, как Вы представляете себе следование пути св. Марии Египетской — здесь и сейчас, на практике? Куда, по Вашему, идти, где  пустынь? Поясните.

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: "Аскетика для Чайников"
« Ответ #9 : 03 Март 2015, 14:48:11 »
Нужно движение внутрь и опыт, что бы понять, нет никакой ограды, а есть взаимопроникновение Церкви и чистого сердца. И Бога нет в рукотворном храме, в котором вовсе не св. трапеза является центром почитания, а свечной ящик. Нет его и в гундяевской корпорации алчных и развратных приемников апостолов чиновников. Нужно освободить свой ум из бесовской ограды книжников и фарисеев. И понять, что Бога легче обрести вне устава и вне ограды. Потому, что Он ну никак не подчиняется нашим представлениям о таинствах и апостольской преемственности.

Юра, я думаю, что расцерковление это попытка не приобщаться корпоративным грехам церковной организации. Своеобразная попытка сбросить их гнёт.

Феофил

  • Сообщений: 62
  • работник 11 часа
    • Просмотр профиля

Re: "Аскетика для Чайников"
« Ответ #10 : 03 Март 2015, 16:23:03 »
Феофил, как Вы представляете себе следование пути св. Марии Египетской — здесь и сейчас, на практике? Куда, по Вашему, идти, где  пустынь? Поясните.


Никак не представляю, просто говорю: если мы не можем следовать путем св. Марии Египетской, то надо оставаться в "церковной ограде"
«От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься»

Феофил

  • Сообщений: 62
  • работник 11 часа
    • Просмотр профиля

Re: "Аскетика для Чайников"
« Ответ #11 : 03 Март 2015, 17:01:16 »
Следующее противоречие понятий - "или принимай этот устав и приходи, или ищи вне". Принять устав и придти в церковь еще совсем не значит искать не вне.


Скажите, Родион, а "умное делание" это поиск вне или внутри "ограды"?
«От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься»

Феофил

  • Сообщений: 62
  • работник 11 часа
    • Просмотр профиля

Re: "Аскетика для Чайников"
« Ответ #12 : 03 Март 2015, 17:15:19 »
Что бы быть правильно понятым, хочу сказать, что уже выходил за "церковную ограду", когда канонизировали царя и разорили Сурожскую епархию, не приняла моя душа этого, но погуляв свободно вне, поискав Любви и Света, Который преображает сам без всяких "церковных оград", не нашел Их.

Могу только порадоваться за тех, кто нашел Любовь и Свет толи по благодати Божией, толи в результате "умного делания", но объясните мне как вы обошли заповедь Христову: "Если не будете есть Плоти Сына человеческого, и пить Крови Его; то не будете иметь в себе жизни"
«От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься»

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: "Аскетика для Чайников"
« Ответ #13 : 03 Март 2015, 17:31:26 »
Феофил, так в том то и дело, что Вы мыслите внешними, дуальными категориями. Вне... Если не обратишься к сердцу своему и не взыщешь чистоты ума в сотворчестве с Богом, будь ты хоть вне, хоть внутри, будешь продолжать бодаться с навязанными шаблонами. И царь вкупе с Сурожской епархией здесь не причём.

А вот священники причащаются Крови и Плоти за каждой литургией и... мучают большинство из них те же грехи, та же тьма духовная.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: "Аскетика для Чайников"
« Ответ #14 : 03 Март 2015, 17:35:27 »
Феофил, хорошо, вы никак не представляете  :-)
Но когда "просто говорите" о следовании "настоящим путем Марии Египетской", возникает вопрос:
что означает лично для вас это следование, на практике?  В какую пустынь нынче селиться?
Какую подвижническую жизнь в ней вести, и какова аскеза в этой жизни?