Исихазм

Автор Тема: Положение тела при созерцании и умном делании.  (Прочитано 18711 раз)

Кетч

  • Сообщений: 523
    • Просмотр профиля

Самая удобная поза для молитвы та, которая удобнее сознанию. А сознанию, как не ворочайся (в постели ;) ), удобнее, когда удобно телу. Уже упоминал опыт молитвы после курения конопли. Ну и помогает депривация имхо, как минимум беруши. Либо это грань засыпания, либо полная сенсорная депривация в утеплённой ванне, с водой 36 гр. по цельс., тогда тело перестаёт ощущаться. Естественно молиться нужно учиться при любом положении, хоть в холодном зиндане ИГИЛа, хоть за новогодним столом с сельдью под шубой и шампанским. Но опыт глубокого расслабления физ. тела в молитве как бы усиливает и обостряет её. В Добротолюбии пишут про низкий стульчик. Я пробовал и ничего не понял.

Сидение на низком стульце... В Добротолюбии указана высота  -"в пдь ", что равно примерно 20 см... Что такое 20 см? Подложил под попу книжку потолще и сиди... По моему, эта поза аналогична  позе по-турецки, но в ней легче расслабиться, потому что таз в ней находится немного (20 см) выше уровня стоп... В этой позе немного склоняешь голову, кладя её  почти на колени (или на сами колени, если позволяет гибкость мышц), руки сцепляются в "замок" на уровне лодыжек... Получается нечто вроде позы эмбриона, при этом внимание само концентрируется в животе или солнечном сплетении... И дыханием почти не нужно управлять...

Можно попробовать сесть в такую же позу на диване, только нижней частью спины (поясница, зад) несильно прислониться к чему то  (к стене, например)... Лично меня расслабляет.

И ещё мне нравится поза  -сидишь на обычном стуле, докти на столе, голова  на ладонях (или на пальцах)... Но тут уже надо искать соответствие высоты стола, стула и своего роста :-)
Чем чище зеркало - тем лучше отраженье... :-)

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля


Сидение на низком стульце... В Добротолюбии указана высота  -"в пдь ", что равно примерно 20 см... Что такое 20 см? Подложил под попу книжку потолще и сиди...

с книжками так не сядешь. По моему это фотку еще Рада выкладывала
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

Кетч

  • Сообщений: 523
    • Просмотр профиля

Я  сказал из своего опыта... Может, это мне в кайф сидеть на книжках, а кому то нет... :-) Были молитвенники, которые утверждали, что сидя\лёжа им не молится, а как встанут - так сразу и начинается...
Чем чище зеркало - тем лучше отраженье... :-)

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля


Сидение на низком стульце... В Добротолюбии указана высота  -"в пдь ", что равно примерно 20 см... Что такое 20 см? Подложил под попу книжку потолще и сиди...

с книжками так не сядешь. По моему это фотку еще Рада выкладывала
Высота нормальная 25 см. Когда ты садишься на такой стульчик, тело принимает положение ребенка в утробе матери. И склонив голову на левую грудь, как раз оказываешься над входом в сердце. Именно в таком положении творится Иисусова молитва, когда ум твой опускается в сердце и возносит оттуда молитву. Когда посидишь часок другой, тогда утруждается все тело и достаточно тяжело после вставать. Именно об таком утруждении пишут все святые отцы. Встает вопрос - когда вставать? А это уже опыт учит и кто проходит опытно, тот знает ответ.

Кетч

  • Сообщений: 523
    • Просмотр профиля

Насчёт склонения головы именно на левую часть груди  -не уверен: сердце то большое  -от верхней части левой груди (персеи) до пупа (хотя молитва может уйти и в ноги и под землю)... А так всё верно.

Просто в те времена никто не сидел на книжках, книги были на вес золота... А так сидеть можно и  на чурбане, и на камне  -главное геморрой не наисдеть :-)
Чем чище зеркало - тем лучше отраженье... :-)

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Насчёт склонения головы именно на левую часть груди  -не уверен: сердце то большое  -от верхней части левой груди (персеи) до пупа (хотя молитва может уйти и в ноги и под землю)... А так всё верно.
Кетч! Святые отцы подразумевают под сердцем духовным:
1/ верхнюю часть его в районе соска левой груди - мыслительная;
А также страстную часть души:
2/ средняя часть ниже соска груди - раздражительная;
3/ нижняя часть в районе чрева - желательная;

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Виктор Шипилов, пожалуйста, дайте цитаты из со на то, что они "подразумевают под сердцем духовным": 1/, 2/, 3/

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Виктор Шипилов, пожалуйста, дайте цитаты из со на то, что они "подразумевают под сердцем духовным": 1/, 2/, 3/
Духовный человек, живущий молитвою, "познает, что сердце его не есть только физический орган или орган психической жизни, но нечто не поддающееся определению, способное соприкасаться с Богом, источником всякого бытия" (Старец Силуан. С.227).
Апостол Петр называет сердце сокровенным человеком: сокровенный сердца человек (1Пет. 3:4). Это действительно то место, где святится Бог:Господа Бога святите в сердцах ваших (1Пет. 3:15). В сердце восходит благодать Божия: ...доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших (2Пет. 1:19). Хотя человек и соединяется в сердце с Богом, сердце остается меньшим, а Бог – большим: Бог больше сердца нашего (1Ин. 3:20).
Когда мы поступаем по плотской похоти, благодать Божия, находящаяся после крещения в глубине духовного сердца, заслоняется страстями. Поэтому задача человека заключается в том, чтобы раскрыть эту благодать при помощи подвижнической жизни во благодати, то есть прогнать облако, покрывающее сердце. Поскольку же диавол, по словам блаженного Диадоха, в святом крещении изгоняется из сердца, то "как же может, после такого посрамления, этот изверженный опять войти внутрь и пребывать там вместе с истинным Домовладыкою, в Своем доме упокоевающимся, как Ему благоугодно?"
Феолипт, митрополит Филадельфийский, учит, что сердце, то есть ум, раскрывается, когда человек живет как безмолвник. "Когда, прекратив внешние развлечения, ты укротишь и внутренние помыслы, тогда ум начнет воздвизаться к делам и словам духовным" (Добр. Т.5. С.166). Святой призывает отказаться от общения и бороться против внешних помыслов, пока мы не обретем место чистой молитвы – дом, где обитает Христос. "Итак, прекрати беседы внешние и со внешними, пока обретешь место чистой молитвы и дом, в коем обитает Христос" (там же, с.166).
Отсюда явствует, что сердце – это то место, которое можно открыть благодатным подвигом и в котором является Христос, Это известно человеку, очищающему себя от страстей и всех дел греха. У падшего же человека, живущего далеко от Бога, сердце закрывается и становится совершенно неведомым. Человек не знает, существует ли оно. Но человеку, живущему по Богу, сердце известно. Для него оно является реальностью.
Согласно учению святых отцов, это духовное сердце находится в плотском сердце, как в некоем органе. Святитель Григорий Палама ссылается на речение Господа: "Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления" (Мф. 15:19) и на слова преподобного Макария: "Сердце правит всем составом человека, и если благодать овладеет пажитями сердца, она царит над всеми помыслами и телесными членами, ибо в нем заключены ум и все помыслы души". В этой связи он пишет, что "сердце наше есть сокровищница разума и первый плотской разумный орган" (Свт. Григорий Палама. Триады... С.43). Тот же святой, чтобы подтвердить учение о том, что в сердце, телесном органе, находится духовное сердце, ссылается на слова апостола Павла: "Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших... вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на платяных скрижалях сердца" (2Кор. 3:2-3) и научение Максима Исповедника: "Посетив чистое сердце, Бог удостаивает посредством Духа начертать в нем Свои письмена, как на некиих Моисеевых скрижалях" (там же, с.103-104).

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Виктор Шипилов, очевидно, я просил другие цитаты из со, поясняющих Ваше 1/, 2/, 3/ - а именно:

Цитировать
Святые отцы подразумевают под сердцем духовным:
1/ верхнюю часть его в районе соска левой груди - мыслительная;
А также страстную часть души:
2/ средняя часть ниже соска груди - раздражительная;
3/ нижняя часть в районе чрева - желательная;

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Цитировать
Из письма школьного учителя, Януковичу:

«… эх, Витя … Витя. Предупреждал тебя: в жизни, обязательно, придется
писать слова, в которых больше трех букв».

 :-)
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

И.Брянчанинов  в  главе "О молитве Иисусовой устной, умной и сердечной"  : "Читая в отцах о сердечном месте, которое обретает ум молитвою, надо понимать словесную силу сердца, помещенную Творцом в верхней части сердца, силу, которою сердце человеческое отличается от сердца скотов, имеющих силу воли или желания и силу ревности или ярости, наравне с человеками. Сила словества выражается в совести или в сознании нашего духа, без участия разума, в страхе Божием, в духовной любви к Богу и ближнему, ощущении покаяния, смирения, кротости, в сокрушении духа или глубокой печали в грехах и в других духовных ощущениях, чуждых животным.
Сила души — ум, хотя и духовна, но имеет местом пребывания своего головной мозг, так и сила словества, или дух человека, хотя и духовна, но имеет местом пребывания своего верхнюю часть сердца, находящуюся под левым сосцом груди, около сосца и несколько выше его."

 «быть вниманием надо в сердце или внутри персей, как говорят иные отцы, именно – немного выше левого сосца, и там повторять молитву Иисусову» Никодим Святогорец.

"Чрез чистую умную молитву подвижник научается великим тайнам духа. Сходя умом в сердце свое, сначала вот это - плотяное сердце, он начинает проникать в те глубины его, которые не суть уже плоть. Он находит свое глубокое сердце, духовное, метафизическое, и в нем видит, что бытие всего человечества не есть для него нечто чуждое, постороннее, но неотделимо связано и с его личным бытием" (Старец Силуан).
« Последнее редактирование: 27 Февраль 2016, 22:23:15 от Повитуха »
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Виктор Шипилов, очевидно, я просил другие цитаты из со, поясняющих Ваше 1/, 2/, 3/ - а именно:
Александр! А что такое душа?

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

«… эх, Витя … Витя.
Ведь очевидно, что притворство, лицемерие, ирония, отталкивание свидетельствуют о болезни сердца, которому присущи грубые движения.
Виктор Шипилов, а зачем Вам это? Можете сказать? Зачем Вам эти молитвы часами, посты и пр.? Откровенно.
Исихий Пресвитер уделяет огромное внимание молитве Иисусовой, поскольку она очищает ум от вредных помыслов. Когда человек страдает от вредоносной пищи, он принимает рвотное средство и извергает ее. Такое же значение имеет молитва для оскверненного ума. Задача очищения ума заключается не просто в нахождении проникших в него помыслов, но в их отвержении, которого можно добиться не логическими рассуждениями и анализом, но только молитвою Иисусовой. Когда мы говорим "молитва", то имеем в виду действие Святого Духа, приходящего в сердце при поминании имени Христова. Не случайно святитель Григорий Палама подчеркивает, что деятельность ума, состоящая в помыслах, легко очищается "у упражняющихся в молитве, в особенности однословной". Когда человек предается молитвенному деланию, деятельность ума исцеляется.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля


Повитуха! Ваши цитаты хороши, но они также не поясняют того, о чем написал выше Виктор Шипилов.

Виктор, о чем свидетельствует Ваш ответ вопросом на просьбу? О том, что Вы не можете подтвердить свои слова цитатами из святых отцов?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Повитуха, спасибо! Приведенное Вами - уже обсуждалось раньше на форуме. В частности, мы говорили, что свт.Игнатий ошибался в локализации физ.сердца - его верхушки - в районе левого сосца. Там нет сердца, оно расположено ближе к центру груди.

Я просил иное - привести цитаты из со, поясняющих три пункта, выдвинутых Виктором в качестве мнения со.

И еще. Никодим Святогорец говорит о мнении иных отцов, не указывая кого именно. Было и мнение, которое не иное. И даже не одно. Этакий аскетический плюрализм :)