Исихазм

Автор Тема: Пояс.  (Прочитано 8052 раз)

вован

  • Сообщений: 106
    • Просмотр профиля

Re: Пояс.
« Ответ #15 : 05 Ноябрь 2015, 06:36:45 »
Ответ наверно лежит в новых открытиях.Чрево очень важное место. Вот сдезь:
http://econet.ru/articles/80221-mozg-v-zhivote-istochnik-intuitivnogo-znaniya-i-mudrosti?utm_content=eco+news+ecolife&utm_source=econet&utm_medium=econet.ru&utm_campaign=ecolife

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Пояс.
« Ответ #16 : 05 Ноябрь 2015, 14:59:48 »
Спасибо, Вован.

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Re: Пояс.
« Ответ #17 : 05 Ноябрь 2015, 23:17:33 »
   Поделюсь своим многолетним исследованием этой темы. Образ пояса - один из ключевых в Писании. Впервые образ  препоясания появляется в Библии по внушению от Самого Бога при вкушении первого пасхального агнца : " Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны" (Исход, 12,11) и  последний раз упоминается в Откровении.  Интересный факт : Зунна́р — (от греч. зоннарион, от араб.زنار) пояс определённого цвета, который были обязаны носить зимми — христиане и иудеи в Леванте, подданные Османской империи; зуннарами назывались также волосяные пояса, которые носили христианские духовные лица для умерщвления плоти.
По средневековым мусульманским канонам ношение зуннара свидетельствовало о принадлежности к христианской вере. В Каране ни пояс ни препоясание не упоминается НИ РАЗУ!!!! тем интереснее  следующий  крик души :

 "Увы! Мое незнанье таково,
Что я — беспомощный — страшусь всего,
Пойду зуннар надену, — так мне стыдно
Грехов и мусульманства моего!
Препоясавшись вервием служенья,
Срываю маску самоуниженья!
Я до сих пор рыдал один, под смех разлуки;
Но ей самой рыдать настало время.

 Омар Хайям, «Рубаи» (перевод Владимира Державина)



 Интересна этимология слова " Пояс"  и поговорки  с ним не только в русском,  но и в других языках.
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Re: Пояс.
« Ответ #18 : 06 Ноябрь 2015, 00:54:51 »
 на латыни пояс тоже - зона. В гереческом ζώνη,  имеет удивительные значения:
1)   (женский) пояс (носимый вокруг талии)
2)   брак, бракосочетание, свадьба
3) (мужской) пояс (схватить за пояс, т. е. арестовать кого-л. (у персов);
5)   стан, осанка, поступь
 В разных областях России для обозначения поясов использовались кроме внешних терминов, как гулунец, именной, крайка, окрайка, плетешок,  подживотник, есть и такие удивительные как словесный,   и  столбовой,. Т.е тоже некое указания на связь пояса со стоянием и даже СЛОВОМ.Тельник – крестильный пояс 1-3 см шириною, носимый на голом теле, под одеждами и внешними поясами, одевали при крещении вместе  с нательным крестом. У латышей нательный поясок надевали младенцу сразу после рождения, а повторно — при крещении уже вместе с крестиком.С ним не расставались до самой смерти(без пояса не хоронили) и не снимали его даже в бане. Ходить, обедать, спать без крестильного пояса, а особенно молиться, считалось большим грехом. Традиция крестильного пояса, некогда всеобщая, сохранялась в глухих деревнях Заволжья и Пермской области вплоть до 80-х годов ХХ века.
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Re: Пояс.
« Ответ #19 : 06 Ноябрь 2015, 01:32:58 »
Проще всего  такое значение пояса соотнести с языческим понимание пояса, как оберега,  или его бытовой необходимостью во времена отсутствия карманов ( пояс давал возможность положить много за пазуху и навестить на него кошель или оружие.), Но это не  объяснит глубинное значение многих мест в Писании ( например, эпизод с поясом пророка  Иеремии) и  обязательное ношение пояса для практики служения , как мы видим не только у монахов , но  в любой армии
  Все очень просто - пояс единственный элемент одежды, который способен сильнее всего влиять на осанку -  в  буквальном смысле про- яснять ее , помогая лучшее коррдинации верха и низа.   ПОЯС несет в себе корень - ясать, в значении схватить, объять....в том числе и разумом , отсюда апостольское - "препояшьте чресла ума вашего"  Отсюда и "пояснять" и "поясница" , к которой крепятся "лядвия  наши наполненные поруганием"( сегодня медицина их называет поясничными мышцами- они отвечают за наше прямохождение, за правильный брак "животного низа с духовным верхом". «Все мы по пояс люди» (т. е. наполовину, а там - скоты).

 Туго препоясавшись по чреслам ли или по талии  вы почувствуете , что у вас есть талия( грация:), что подтягивается не только живот , нои поясница, если вы чутки , то уловите и изменения в дыхании. И если при этом оно - не реберное, а диафрагмальное,  то  все тело  вытягивается,  собирается  ( вот она тут - церковь , которая - в ребрах, а не в бревнах!!! ) и значит -  меняется осанка, потому что препоясанные чресла или талия дают опору позвоночнику и тем самым освобождают  ... что? Правильно  и тут тоже - пояс,  только плечевой, который в свою очередь  поспособствует правильной постановке шеи ( тоже своего рода столбунец- пояс  из семи слоев мышц), тогда и голова на место станет и может не только в физической  смысле :). А иначе  зачем бы   о такой архитектуре телесного храма  так заботились монахи и военноначальники (не зря ЛЮБАЯ  армия начинается с  переодевания, препоясывания и строевой подготовки -т. е. собирания, выстраивания внимания, тела и выработки чувства локтя в команде. Хотя глубокий смысл т. н. пренебрежительно  "муштры" не всегда понимают даже офицеры ее проводящие)  Тут тоже, имеющий  опыт  и уши  -да слышит. Потому что  если не поставить правильно дыхание, то от пояса может быть и вред.  Вряд ли  в армии учат ... Хотя китайцы может и учат.. У них же в тайцы есть понятие "пояс силы" - т.е. тот самый внутренний, Богом данный  мышечный пояс, который  наше европейское сознание пытается пробудить внешним образом, через вот такой костылек- напоминалку - поясок или ремешок.
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Пояс.
« Ответ #20 : 06 Ноябрь 2015, 20:33:44 »
Повитуха, в военном деле и в работе пояс прежде всего предохраняет от срыва как спины так и живота. Способность выдержать нагрузки на спину и живот возрастает. Возростает и сила.  Помимо этого он удобен как универсальный элемент одежды и для различных рабочих нужд и даже как оружие. Только это все немного о другом. Хотя наверно поможет понять метафору.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Re: Пояс.
« Ответ #21 : 06 Ноябрь 2015, 20:51:00 »
Родион,
 Ну так мы  и призваны быть воинами Христовыми   и соработниками Его.  Для предохранения срыва или в медицинских целях используют широкий  жесткий пояс.  И все время его не будешь носить  - мышцы внутреннего пояса ослабеют. И  не зря  же в народе и языке устоялся  образ распоясаности не только    в отношении к  физическим нагрузкам. А вот нательный пояс- порой просто льняная веревочка- именно способствует напоминанию  к собранности   постоянной, даже во сне.
    С поясом практикую давно  и по разному. Сплю без него,  снимаю  после вечерней  молитвы, но перед тем как уснуть - препоясываюсь изнутри- подтягиваю тот самый "пояс силы", освобождая поясницу  дыханием. Утром,  на словах молитвы "на дела Твоя подвизаюся, милосердием Твоим"  - в буквальном смысле  - препоясываюсь нательным поясом и всегда чувствую  помощь тела в молитве. Об этом  свойстве собранного к сердцу тела, писал Феофан Затворник, как об условии "внутрь -пребывания."
« Последнее редактирование: 06 Ноябрь 2015, 21:28:06 от Повитуха »
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Пояс.
« Ответ #22 : 07 Ноябрь 2015, 20:47:57 »
Мне кажется ношение пояса без ношения бороды не сработает, борода упоминается в писании не меньше пояса, и сакральный смысл заложен в ношении бороды особый.

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Re: Пояс.
« Ответ #23 : 07 Ноябрь 2015, 21:45:34 »
Мне кажется ношение пояса без ношения бороды не сработает, борода упоминается в писании не меньше пояса, и сакральный смысл заложен в ношении бороды особый.
Все таки, Андрей,  надо Вам было прежде проверить свою  скороспелую гипотезу по симфонии. Тем более , что в Новом Завете про бороду ни разу нет ни упоминаний.  Да и  как быть  тем у кого она не растет:). А вот  пояс " работает" не зависимо ни от пола , ни от возраста, ни от генов, ни от комплекции....Его даже на голое тело можно надеть хоть живому,  хоть усопшему.  И не зря же в Православной Церкви есть праздник посвященный Поясу Богородицы, а вот память бороды чьей-либо нигде празднуется. И не случайно этот праздник Пояса  - последний праздник церковного года.  Как вы думаете почему? Хотя  мало кто знает о нем и тем более о его  духовном практическом смысле.
« Последнее редактирование: 07 Ноябрь 2015, 22:01:15 от Повитуха »
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Пояс.
« Ответ #24 : 08 Ноябрь 2015, 17:14:51 »
Все таки, Андрей,  надо Вам было прежде проверить свою  скороспелую гипотезу по симфонии. Тем более , что в Новом Завете про бороду ни разу нет ни упоминаний.  Да и  как быть  тем у кого она не растет:). А вот  пояс " работает" не зависимо ни от пола , ни от возраста, ни от генов, ни от комплекции....Его даже на голое тело можно надеть хоть живому,  хоть усопшему.  И не зря же в Православной Церкви есть праздник посвященный Поясу Богородицы, а вот память бороды чьей-либо нигде празднуется. И не случайно этот праздник Пояса  - последний праздник церковного года.  Как вы думаете почему? Хотя  мало кто знает о нем и тем более о его  духовном практическом смысле.

Вместо препирательств, предлогаю разобрать как собственно пояс "работает" на какие сферы человеческого бытия влияет.

На мой взгляд у мужчин эффект от пояса несколько иной чем у женщин, и здесь значение бороды может и не является определяющим но его сложно недооценивать.

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Re: Пояс.
« Ответ #25 : 08 Ноябрь 2015, 18:22:07 »
  Андрей, я и предложила для начала немало для разбирательства на разных уровнях. В купе с вашими   мыслями и др. участников обсуждения - есть  что разобрать ( без перевода на другие темы вроде бороды, платка или еще каких -то внешних атрибутов, не имеющих сюда никакого отношения). С радостью уточню, если есть вопросы к тому,   чем поделилась выше. Жаль, что создателя темы не видно.
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Re: Пояс.
« Ответ #26 : 09 Ноябрь 2015, 18:14:03 »
   Светлое и темное символически соединяет и гармонизирует в Человеке пояс. Смысловое поле слова «пояс» означает «состояние опоры». Как пуповина соединяет зарождающуюся во чреве жизнь с матерью, так и пояс соединяет в человеке «верх» и «низ». Пояс можно назвать веревкой или лестницей между мирами. В крестьянской среде было принято сразу после рождения или по истечении какого-либо срока (6 недель) опоясывать мальчика шерстяным нательным поясом, круглым по форме (уподобление пуповине). Девочке предназначено природой рожать и самообновляться, поэтому «пуповина-пояс» ей не нужна.

   Более поздние культурные пласты свидетельствуют, что нательный поясок после рождения повязывался и девочкам и мальчикам. Нательный поясок завязывали узелком на пупе. Узел в народной культуре имеет важное, сакральное, значение. Смысловое поле слова «узел» - были витыми, плетеными или ткаными. Широкие полосатые пояса назывались «кушаками» и служили для подпоясывания верхней одежды. По количеству полос на поясе, цветовой гамме и ширине этих полос можно было узнать место проживания хозяина пояса.

Источник: Каршинова Л.В. Русский народный костюм: Универсальный подход / Л.В.Каршинова. – Белые альвы, 2005. – С.51-54. – («Народная культура как целостное мировоззрение»)
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Пояс.
« Ответ #27 : 09 Ноябрь 2015, 19:27:15 »
  Андрей, я и предложила для начала немало для разбирательства на разных уровнях. В купе с вашими   мыслями и др. участников обсуждения - есть  что разобрать ( без перевода на другие темы вроде бороды, платка или еще каких -то внешних атрибутов, не имеющих сюда никакого отношения). С радостью уточню, если есть вопросы к тому,   чем поделилась выше. Жаль, что создателя темы не видно.

Кетч на мой взгляд хотел обсудить значение пояса для внутреннего делания, тоесть некий символ или не символ а материальный объект помогающий удерживать внутреннюю концентрацию на области талии-живота, хотя Ваши мысли о поясе как атрибуте особого социального или мистического состояния могут конечно дополнить значение пояса и дополнительно акцентировать внимание.

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Re: Пояс.
« Ответ #28 : 09 Ноябрь 2015, 21:41:48 »
Пояс -   от  «ясать – поясать»  - т.е обхватить , объять. Пояснить , поясница- односмыленные слова. Буквально и символически реально про- ясняет  где в теле верх и  низ и как их связать,  со-единить   в  целое, единое. Про постановку пупа наверное слышали?  И про то, что пояс предохраняет от опущения внутренних органов, от переедания и  дает  тонус, бодрствование… Я когда первый раз  встала, правильно препоясав чресла, у меня сон как рукой смыло,  и  трудный текст от которого уже слипались глаза,   вдруг  ПОЯС- нился  и стал читаться и усваиваться, словно я его сама написала. Это важно в практическом и символическом плане. Вспомните «препояшьте чресла ума вашего»?
   В народе были   поговорки: «Что ты без пояса ходишь, как татарин?!»  и «Без пояса ходить грех». Т.е распоясанный  уже не только не христианином, но и даже не русский, т.к . и до принятия христианства на Руси пояс всегда был не просто неким элементом одежды. Люди, ходящие без пояса, считались колдунами, связанными с нечистыми силами, например, русалки традиционно описываются как одетые в белые рубахи без пояса. Распутной девке не позволяли носить пояс.

В языческие времена пояс был - оберегом и участвовал во многих обрядах и до наших дней дошедших  у разных народов.  Возможно  что ислам,  обвиняя христианство в язычестве, видимо  и их практику ношения поясов для духовных целей,  счел наследием языческого оберегового прошлого и  поэтому вместе с "грязной водой,  выплеснул и ребенка", не заметив практического смысла собирания поясом  в целое не только тело, но и душу. Джавад Нурбахш в "ПСИХОЛОГИЯ СУФИЗМА " видит в поясе .... потакание своим желаниям – оковы самости ( нафса). В то время как в христианстве пояс как раз служит символом и способом самоограничения в своих желаниях- круглосуточное утеснение плоти ( и именно места средоточия животных похотей). В исламе вообще очень слабое место - антропология,   в том числе и прикладная. Нет своей телесной культуры, есть только культура быта. Тело прячется вернее его усиленно прячут...  Может  такое отношение к телу, потому что там нет монашества? Потому что  нет  Боговоплощения в этом земном теле?  Суфизм в своей антропологии ближе к йоге,  к медитации, к  разотождествлению с телом. Поэтому зачем его собирать  и видеть в нем некую храмовую  структуру ?  Там и там медитации больше сидячие, а это совсем другая внутренняя  геометрия . У нас важнее стояние- а здесь приходится по другому собирать тело. А если и сидим , то тоже совсем в иной позе.


Пояс - даже трудно назвать одеждой, особенно нательный. Он находится как  бы на границе  не только низа и верха, но и символа и материи, душевного и телесного.
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

Кетч

  • Сообщений: 523
    • Просмотр профиля

Re: Пояс.
« Ответ #29 : 11 Ноябрь 2015, 02:11:18 »
Прошу меня простить: после того, как я увидел, что фктическ все ответы сводятся к символизму  - интерес к собственной теме как то поувял (хотя понимаю, что и в миволизме  -свой язык и вовсе н всегда  -теоретический).

Елена, спаисбо большущее за ваш рассказ, который  больше напоминает путешествие  в прошлое и по разным странам!)

Вообще же я думаю. Что вы меня поняли распрекрасно. В минувшие века не было автомобилей, не было  обшественного транспорта, не было умной автоматики и коппьютеров. Весь трд монахи делали своими руками: сеяли, пахали, жали, рубили дрова, их же носили, стоили, стирали свои портянки в речах,  ловили рыбку… Жизнь проходида в движении, в активном движении, а движение тела – влияло на душу и дух. НЕ зря же и святые наши отцы, хоть и узнали потом, что трезвение  -круче телесного труда, последний не убрали из своей жизни. Не зря говорили они, что молитва без телесного труда  -малоэффективна. Я думаю, всем известно, что в Египте монахи весь день занимались тяжёлой работой  -это и дух укрепляло, и ум удерживало от болтовни (как то не до рассуждений, когда тащишь какую либо тяжесть), и «выдувало блоки». И тут пояс ыбл очень даже кстати, как писал Родион, говря про армейских. Да и если подумать, то и выстирать рубаху в  речке  -не так то просто, как кажется на первый взгляд. И меч, к примеру с  щитом просто так не взять в руки (хоть это уже и не про монашество)  -нужна была и сила, и пожтянутость, и сноровка  -и пояс тут опять же играл весьма хорошую роль.

Да и при поясных  поклонах: при наклоне пояс поддерживает брюхо, не давай ему обвтснуть и одноврепенно как бы укрепляет поясницу.

Поделюсь я с вами своим горе – экспериментом)  Искренне  веруя, что пояс поможет мне в молитве хоть чем то, я надел его и побегал в нём недельку, порой пытаясь даже поспать в нём (но это мне не удалось  -видимо, с непривычки). В итоге через недельку  -и смех и грех  - у меня появилась… Чудо отрыжка) Она зарождалась  -весьма ощутимо  -в чреве, двигалась вверх, в области груди  немного пропадала, и снова появлялась в горле. Звук, скорее всего, ыбл такой, что соседи думали промеж собой: «Что это за зверюга такая?» ))

Однако же, эта отрыжка сработала как бымоход, и вскоре в теле образовалась «труба» (хочу так же заметиь, что  это весьма неприятное явление воспринималось мною именно как очистка.. ну, внутренностей что ли).  И в итоге получалось так, что как только «труба» зарождалась  -туда почти мгновенно  «прыгал» ум. (как сравнивал , кажется Фкофан Затворник, как падку в воду опускаешь).  НЕ желая  дальше особо рисковать и так не слишком крутым здоровьем, я перестал носить пояс, но  эффект остался на многие месяцы.

Сейчас этот эффект весбма режок у меня, но всё же бывает. Но вот что ещё: я не умею (или думаю, что не умею) класть земные поклоны. Однако, когда я занимаюсь банальным статическим упал  -отжался, то у меня ум буквально летает туда  -обратно без остановки.  НЕ знаю, насколько это важно, но что есть, то есть)

Но всё таки мне думается, что как бы нибыл хорош пояс, всё же целесообразнее самому подтягивать живот. Может, я неправильно препоясывался, но заметил, что когда сам поджимаешь живот, сам выпрямляешь спину, а не надеешься на «автоматику» пояса,  -то и эффект несколько иной … Более свежо себя чувствую что ли, когда всё держу сам.  А когда пояс  -то  всё же мышцы вскорости как бы повисают на нём… И толку выходит мало.

Ещё одно наблюдение, сделанное мною:во время молитвы (и не только) у меня вверх по ногам струится некая тёплая\горячая энергия. Когда же я надеваю пояс, то её как бы обрезает, она перестаёт течь по огам  -но вместо этого начинает разогреваться позвоночник  (не скажу, что по нему начинает течь та энергия, но он становится приятно –тёпдым\горячим, как после гимнастических упражнений).

Кстати, мне не очень понятна роль пояса в  борьбе с чревоугодием (если я правильно понял). Ну, желудок утеснится, но эта ненасытная утроба просить есть не перестанет. Гораздо удобнее приучаь сеяб постепенно есть всё меньше и ментше. А, впрочем, наверное каждому  своё.

Но если пояс помогает собрать и тело, и дух, и душу, можете рассказать, Елена, как правильно препоясываться? Буду вам премного благодарен!

А ещё было бы интерсно услышать про праздник пояса Богородицы)
Чем чище зеркало - тем лучше отраженье... :-)