Колхозник, вот благодать вы назвали своим словом, а вторую силу - "тем, что мы называем злом".
Есть среда, в которой свет как свет и тень как производное среды и освещенного светом объекта. Так?
Мир не сам по себе, Бог воплотился.
Но мир не гомогенен. Что же это за сила, кроме благодати? Вторая сила. Которая не имеет собственного имени, насколько я поняла из вашего "того, что мы называем"? Про искаженние грехом понятно. Не становится ли это искажение реально существующей силой. Пусть через человека. Но ведь человек реален? Или искаженный человек нереален?
Для пробуждающегося сознания важно наличие Сил которые способны вывести его из состояния сна. Это и есть Силы благодати и зла. Если хотите кнут и пряник. Наверняка Вы помните, как святые настоятельно рекомендовали своим ученикам возвращаться к состоянию, когда на них действовали искушения, если последние тем или иным способом от них освобождались. Это были действительно разумные советы, но как? неужели святые сознательно желали зла своим ученикам?
Да, искажения могут давать дополнительный импульс Силам, которые не
притягивают к себе (как благодать) а
подталкивают к (благодати), в этом акте сокрыта божественная мудрость. Так что, искаженный человек вполне реален, просто он блуждает во сне (или пограничном со сном состоянии), ну и стукается то об одно, то о другое. Больно конечно, но это трезвит и пробуждает. То о что человек стукался просыпаясь и ему от этого было больно, пробудившись, становится нейтральным, так как уже не может причинить вреда. Силы в своих действиях разнятся, но в своей божественной сути, нейтральны.
Книга Иова
…
2:10. Но он сказал ей: ты говоришь как одна из
безумных: неужели доброе мы будем принимать от
Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не
согрешил Иов устами своими