Вкратце по Паламе, для изгнания "закона греха", живущего в теле, и стяжания благодати и преображения (обожения) - цели умного делания, есть методика:
1 "противостоя «закону греха» (Рим.8:2), изгоняем его из тела, вселяем ум управителем в телесный дом" - введение ума внутрь (в том числе и с дыханием и с вниманием)
2 "устанавливаем с его помощью должный закон для каждой способности души и для каждого телесного органа"
а) чувствам велим, что и насколько им воспринимать (воздержание)
б) страстной части души придаем наилучшее состояние, которое носит имя «любовь»
в) рассуждающую способность души мы тоже совершенствуем, выгоняя все, что мешает мысли стремиться к Богу, и этот раздел
умного закона именуем «трезвением»
"Кто воздержанием очистит свое тело, силой Божией любви сделает свою волю и свое желание опорой добродетелей, а ум в просветленной молитве отдаст Богу, тот получит и увидит в самом себе благодать, обещанную всем, кто чист сердцем."
Все эти этапы присутствуют в ИМ (сопряжены с ней), потому она является ключевым методом, к которому пришли подвижники.
На каждом из этих этапов есть технические моменты, отвечающие на вопрос "как", это наверно нельзя сбрасывать со счетов, наивно полагая что все само собой образуется (хотя такое случайно возможно). Тут очень много тонкостей, которые могут увести далеко в сторону, так как малейшее движение сердца "не туда", закрепленное в практике, способно обнулить все результаты. Поэтому ИМ есть техника. Или как говорит Палама в другом месте (о молитве) - некий ключ.