Исихазм

Автор Тема: Дыхание во время молитвы.  (Прочитано 21922 раз)

Кетч

  • Сообщений: 523
    • Просмотр профиля

Re: Дыхание во время молитвы.
« Ответ #60 : 27 Март 2016, 00:53:28 »
Вообще я согласен с Сергием, который уже написал: главное  -любовь к Богу и вера; от себя же добавлю ещё и искренность. Когда ты искреннен и любишь,  сердце и душа сами собой молятся, взывают без принуждения.

Но это правда бывает редко. 3000 молитв? - это вы взяли из "Откровенных рассказов странника", которые служат  скорее для вдохновления к подвигу молитвы, а не как практическое пособие.  Дело и правда не в количестве (Бош  -не бюрократ...), но... В "Добротолюбии" и правда говорится, что пначалу берётся количество. Почему?  Потому что обычно ум человека рассеиваетя  на сторонние  помыслы, да и собственно навыка молитвы ещё нет... Чем  чаще ребёнок выводит свою первую буковку "А"  -тем лучше и лучше она выходит :)  Тем н е менее, в плане молитвы по мере роста навыка надо стремиться не к количеству, а к качеству.
Чем чище зеркало - тем лучше отраженье... :-)

Саливен

  • Сообщений: 6
    • Просмотр профиля

Re: Дыхание во время молитвы.
« Ответ #61 : 27 Август 2016, 01:40:35 »
Svod, начинать надо с одной целой молитвы на вдох и одной на выдох. Также важно сердцебиение. На каждый удар сердца-слово. Поначалу важно научиться просто повторять молитву непрестанно, взывая ко Христу. Поставьте себя на место калеки из Евангельского повествования, вопиющего ко Христу об исцелении. 'и сущим во гробех живот даровав'  Мы есть те сущие во гробех. На овладение привычки просто повторять молитву в уме непрестанно отведи себе пол года. Вторые пол года уйдут на обретение навыка слушать удары своего сердца. Учиться нужно каждую свободную минуту днем, и два часа ночью-час перед сном и час перед пробуждением. Речь идет именно о механическом повторении без всякого опускания ума в сердце, и чего нибудь похожего. Сцепить зубы и тупо повторять молитву раз за разом, не ожидая ничего. В школе учились десять лет, зубрили уроки. Здесь задача з убрить одну моливу, пока не привьется-из личного опыта скажу, что надо минимум пол-года. Потом с сердцебиением еще пол года. Не ожидай никаких изменений. Их дает Господь если хорошо выполнишь работу. 'в мире скорбни будете, но егда узрю вы и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никто же возмет от вас' ' всесожжения не благоволиши, жертва Богу дух сокрушен. Сердце сокрушенно и умиротворенно Бог не уничижит' сердце это символ ума. Твердите в уме молитву и приносите Христу ту жертву, которую Он Сам тебе назначил на искупление грехов. Вначале тяжело возвращать сбившееся течением жизни, работой внимание снова на повторение молитвы. Здесь важно упрямо твердить и не бросать работу пол года. Если через пол года не научишься-можешь послать меня куда подальше. Слава Иисусу Христу!

Дедушка

  • 3
  • Сообщений: 48
    • Просмотр профиля

Re: Дыхание во время молитвы.
« Ответ #62 : 10 Октябрь 2019, 12:56:51 »
Хотелось бы обсудить вопрос контроля дыхания во время молитвы, вопрос конечно скомпрометированный Дунаевым, который видит в этой технике влияние нехристианских аскетических практик, но как христиане так и нехристиане всё же  вынуждены дышать, и вопрос о том как это делать, вопрос не сколько догматический и вероучительный, а чисто физиологический, и то что он поднимался святыми отцами было продиктовано не сколько их мнимым желанием подражать суфиям или индуистам а скорее просто чисто необходимостью.

Так вот, если человек произносит молитву устно то ему необходим для этого воздух и соответственно он не забывает вдыхать его и выдыхать произнося слова молитвы, тоесть здесь проблемы нет, человек получает необходимое колличество кислорода и его мозг усиленно работая над внимательным молением получает необходимое ему увеличенное колличество кислорода и не страдает гипоксией.

Рассмотрим теперь молитву только умную без происнесения вслух слов молитвы, при этой молитве напряжение ума ещё выше чем при устном произношении, так как нет физических факторов контролирующих молитву таких как движение голосовых связок, рта, легких и друхих, тоесть все ложиться целиком на мозг, а как дело обстоит с увеличенным снабжением его кислородом в связи с особо усиленным напряжением, а никак, зачастую о дыхании элементарно забывают, слов то не надо произносить, а раз нет дыхания то появляется гипоксия, а часто и острая гипоксия, мозг дает сигнал тревоги и появляется паника, в запущенных случаях нарастают сильнейшие панические атаки.
Вообще афонцы про дыхание и молитву приводят какие то дикие техники, заимствованные явно из индуизма или буддизма.Зачем лезть не в свои ворота.Сказано же в псалтири  "всякое дыхание да хвалит  Господа".Наблюдайте за дыханием не вмешиваясь в его течение и повторяйте на каждом вдохе Господи, а на выдохе Помилуй,предварительно сведя ум в сердце.
У тебя нет души. Ты — душа. У тебя есть тело.

Обломов

  • Сообщений: 251
    • Просмотр профиля

Re: Дыхание во время молитвы.
« Ответ #63 : 08 Сентябрь 2020, 21:51:33 »
Излишний акцент на дыхании уводит ум от молитвы. Слишком часто или чрезмерно медленно - внимание поглощается движением воздуха и ни на что не распространяется больше. Как опыт остановки ума полезно, но палка о двух концах.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7745
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Дыхание во время молитвы.
« Ответ #64 : 08 Сентябрь 2020, 23:33:51 »
Излишний акцент на дыхании уводит ум от молитвы. Слишком часто или чрезмерно медленно - внимание поглощается движением воздуха и ни на что не распространяется больше. Как опыт остановки ума полезно, но палка о двух концах.

Молится должен не рассудочный режим работы ума, а его иррациональное не подконтрольное рассудку сердце.
При такой молитве сердцем, движущейся самой по себе, и дыхание синхронизируется с молитвой само по себе. Это просто практика. Просто так само собой происходит.
Ночью, проснувшись, это часто можно наблюдать тому, в ком молитва уже стала частью его духа.
Такая молитва утишает ум от множества кишащих в нём помыслов, и открывает его для сердечного созерцания.
У человека проходит бич нашего времени - тревожность, дёрганье, суета, коими ныне просто поражены все.
Внезапно человек начинает замечать простые и ясные вещи, у него открываются глаза.
И, воистину, человек начинает быть способным рождаться свыше (имеющий уши, начинает слышать), что имеет результатом изменение его отношения к жизни, смене ценностей, когда не он в центре мира, а его любовь к другим, которая теперь постепенно рождается в нём.
Суета же рассудочных трепыханий ума на рациональной дорожке мешает зарождению в человеке любви, простоты, истины, ясности, затмевает и душит любовь.
Молитва же, особенно когда она движется сама собой, инициируемая синергией духа и Духа, разрушает рассудочный трепет и метания ума, ум становится ясным и чётким, притом и в своём рассудочном движении тоже (ему открываются многие тайны), что открывает и осознание умом высших божественных истин, которые, разумеется, приходят в виде вполне вербализированных помыслов, что и есть озарение ума, когда ум становится способным его воспринимать, ведь неподготовленный ум воспринять озарение не может правильно. Это и есть то, о чём говорит Александр в параллельной теме, отмечая, что лишь обретя Иисуса Христа в себе, можно начать здраво и правильно воспринимать этот безумный суетный мир.
Пытаться же заниматься "дыхательными практиками" под видом молитвы дело пустое.
Молитва с некоторого момента сама живёт в человеке, если человек хотя бы однажды смог с искренностью достучатся до Бога. Это дар Бога сердцу человека, это одновременно и одномоментно щит и меч сердца человека для защиты и подчинения сердцу человека его рассудка. Наверняка у разных людей всё происходит по разному, я описываю лишь свои представления и свой небольшой опыт, стараясь обходиться своими словами без высокопарных выражений святых отцов.
Многие сильные рассудочные умы лишь рассудком пытаются подчинить себе все свои помыслы рассудка, пытаются рассудком управлять рассудком. Это в конечном итоге кончается безумием в той или иной степени и форме (отсюда море работы у специалистов с корнем "психо" в своём сложно составном слове именовании) или полным угасанием рассудочной деятельности.
Только любовью из сердца можно на самом деле управлять рассудком в полной мере, когда он занимает своё место подчинённого любви. Тогда происходит воссоединение ума и в человеке царствует Господь Бог Любовь, царствует по образу Иисуса Христа.
Именно такой образ Иисуса Христа и рисуют Евангелия, если в них внимательно вчитаться.
Но вот только взращивать это горчичное зерно любви в своём сердце весьма непросто ...
Вот об этом то и стоит больше всего говорить на нашем форуме.
Но это не просто даже говорить об этом.
А делать это ещё сложнее.
Например.
Для меня важен простой вопрос: всегда ли истинное проявление духовной любви, просто истинное проявление дел любви должно сопровождаться душевными чувствами, проявлениями, переживаниями, слёзами, наконец, или это дело совершенно не обязательно?
Можем ли мы узнать любим ли мы или нет на самом деле?
Вопросы то простые, но важные очень ...
И есть ли на них чёткие и однозначные ответы?
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

akellah

  • Сообщений: 778
  • Олег
    • Просмотр профиля

Re: Дыхание во время молитвы.
« Ответ #65 : 09 Сентябрь 2020, 14:42:55 »
Излишний акцент на дыхании уводит ум от молитвы. Слишком часто или чрезмерно медленно - внимание поглощается движением воздуха и ни на что не распространяется больше. Как опыт остановки ума полезно, но палка о двух концах.
Вопрос тогда можно поставить иначе - а что значит излишний акцент? Дыхание - аспект технологии (а не внимания), если хотите, настройка психосоматики, и если технология нарушена, значит и результата не будет. Примерно как в спорте - не выполнишь норматив тренируясь с нарушениями методы. Но вообще в вопросах аскетики, скажу так, очень легко оказаться в  роли блохи, которая движется в нужном ей направлении (как ей кажется), только блохе невдомек что она находится на большом слоне, у которого свой путь и ему по барабану куда нужно блохе.
Разве нет бальзама в Галааде? разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего? (Иеремия 8: 22)

Обломов

  • Сообщений: 251
    • Просмотр профиля

Re: Дыхание во время молитвы.
« Ответ #66 : 09 Сентябрь 2020, 17:57:35 »
akellah, когда начинаются дела с кислородом/углекислым газом, тогда и лишнее.

Обломов

  • Сообщений: 251
    • Просмотр профиля

Re: Дыхание во время молитвы.
« Ответ #67 : 09 Сентябрь 2020, 18:07:09 »
Сергий,
Цитировать
Пытаться же заниматься "дыхательными практиками" под видом молитвы дело пустое.
Дыхание само по себе может быть полезным для ума, как точилка для ножа.

akellah

  • Сообщений: 778
  • Олег
    • Просмотр профиля

Re: Дыхание во время молитвы.
« Ответ #68 : 09 Сентябрь 2020, 18:49:44 »
Обломов, верно ухватили мысль. Далеко не все отцы древности понимали суть дела, которым занимаются.
Разве нет бальзама в Галааде? разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего? (Иеремия 8: 22)