Излишний акцент на дыхании уводит ум от молитвы. Слишком часто или чрезмерно медленно - внимание поглощается движением воздуха и ни на что не распространяется больше. Как опыт остановки ума полезно, но палка о двух концах.
Молится должен не рассудочный режим работы ума, а его иррациональное не подконтрольное рассудку сердце.
При такой молитве сердцем, движущейся самой по себе, и дыхание синхронизируется с молитвой само по себе. Это просто практика. Просто так само собой происходит.
Ночью, проснувшись, это часто можно наблюдать тому, в ком молитва уже стала частью его духа.
Такая молитва утишает ум от множества кишащих в нём помыслов, и открывает его для сердечного созерцания.
У человека проходит бич нашего времени - тревожность, дёрганье, суета, коими ныне просто поражены все.
Внезапно человек начинает замечать простые и ясные вещи, у него открываются глаза.
И, воистину, человек начинает быть способным рождаться свыше (имеющий уши, начинает слышать), что имеет результатом изменение его отношения к жизни, смене ценностей, когда не он в центре мира, а его любовь к другим, которая теперь постепенно рождается в нём.
Суета же рассудочных трепыханий ума на рациональной дорожке мешает зарождению в человеке любви, простоты, истины, ясности, затмевает и душит любовь.
Молитва же, особенно когда она движется сама собой, инициируемая синергией духа и Духа, разрушает рассудочный трепет и метания ума, ум становится ясным и чётким, притом и в своём рассудочном движении тоже (ему открываются многие тайны), что открывает и осознание умом высших божественных истин, которые, разумеется, приходят в виде вполне вербализированных помыслов, что и есть озарение ума, когда ум становится способным его воспринимать, ведь неподготовленный ум воспринять озарение не может правильно. Это и есть то, о чём говорит Александр в параллельной теме, отмечая, что лишь обретя Иисуса Христа в себе, можно начать здраво и правильно воспринимать этот безумный суетный мир.
Пытаться же заниматься "дыхательными практиками" под видом молитвы дело пустое.
Молитва с некоторого момента сама живёт в человеке, если человек хотя бы однажды смог с искренностью достучатся до Бога. Это дар Бога сердцу человека, это одновременно и одномоментно щит и меч сердца человека для защиты и подчинения сердцу человека его рассудка. Наверняка у разных людей всё происходит по разному, я описываю лишь свои представления и свой небольшой опыт, стараясь обходиться своими словами без высокопарных выражений святых отцов.
Многие сильные рассудочные умы лишь рассудком пытаются подчинить себе все свои помыслы рассудка, пытаются рассудком управлять рассудком. Это в конечном итоге кончается безумием в той или иной степени и форме (отсюда море работы у специалистов с корнем "психо" в своём сложно составном слове именовании) или полным угасанием рассудочной деятельности.
Только любовью из сердца можно на самом деле управлять рассудком в полной мере, когда он занимает своё место подчинённого любви. Тогда происходит воссоединение ума и в человеке царствует Господь Бог Любовь, царствует по образу Иисуса Христа.
Именно такой образ Иисуса Христа и рисуют Евангелия, если в них внимательно вчитаться.
Но вот только взращивать это горчичное зерно любви в своём сердце весьма непросто ...
Вот об этом то и стоит больше всего говорить на нашем форуме.
Но это не просто даже говорить об этом.
А делать это ещё сложнее.
Например.
Для меня важен простой вопрос: всегда ли истинное проявление духовной любви, просто истинное проявление дел любви должно сопровождаться душевными чувствами, проявлениями, переживаниями, слёзами, наконец, или это дело совершенно не обязательно?
Можем ли мы узнать любим ли мы или нет на самом деле?
Вопросы то простые, но важные очень ...
И есть ли на них чёткие и однозначные ответы?