Исихазм

Автор Тема: Иисусова молитва для мирянина  (Прочитано 42934 раз)

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Иисусова молитва для мирянина
« : 19 Апрель 2016, 19:31:59 »
Данную статью о практике Иисусовой молитвы для мирянина написал Валаамский иеромонах Киприан. В свое время я разместил ее на своей страничке В Контакте https://vk.com/id290143887 Предлагаю всем нам поближе познакомиться с современным монашеским видением практики Иисусовой молитвы для мирян.


Занятия Иисусовой молитвой мирянина, существенно различаются от делания монаха, и ему недосягаемы и порой даже не понятны, способы молитв, творимых исихастом. Здесь Иисусова молитва механическая – молитва произносится вслух или «про себя», накладывается крестное знамение, совершаются поклоны. Молитвы совершают обычно с применением четок.[/size] Назначение четок – прерывание помыслов во время молитвы. Считать молитвы не нужно, четки не для счета, счет - это дело совсем другое. Если ты решил после утреннего правила читать Иисусову молитву сто раз, это будет небольшая разминка для твоего ума. Утренняя гимнастика не делает человека чемпионом. То есть, если ты решил научиться Иисусовой молитве, то должен уметь находить время для занятий. И уже в зависимости от времени, которое ты можешь провести в молитве, и будет число кругов четок. У тебя есть два часа, которые ты можешь молиться, тяни четки два часа и не отвлекайся на подсчет молитв. Когда часы были редкостью, тогда святые отцы использовали четки как меру времени. Опытно определяли, сколько времени уходит на какое-то число молитв и в зависимости от духовного уровня, физического состояния и свободного время христианина предлагали ему количество молитв. Четки лучший инструмент для занятия Иисусовой молитвой. Однако следует избегать перебирания четок на показ.
За неимением четок можно загибать пальцы, причем, для того чтобы не сбиться какую пятерку ты считаешь, первую или вторую счет лучше начинать с мизинца, как начинать загибать, так и разгибать. Сжал кулак, поочередно загибая пальцы, начиная с мизинца, и разгибай с мизинца. На левой руке лучше откладывать единицы, а на правой, если есть в том необходимость, десятки.

Прерывание молитвы.

Прерывание другой молитвой.

а) молитва по четкам.

Читаешь на узелках десять Иисусовых молитв, на одиннадцатом узле - Богородице Дево радуйся, а на соединении читай Отче наш.
Правило чтения молитв по четкам предлагают на маленьких узелках проговаривать Иисусову молитву, на большом узле «Богородице Дево радуйся» и на соединении, на крестике прочитать «Отче наш», и поклоны.
Проговорить десять Иисусовых молитв, прервать чтением «Богородице Дево радуйся» и наложить на себя крестное знамение. На десяти коротких молитвах, ум не способен удержать свое внимание. Рассеянность и увлечение помыслами властвуют над умом. Святые отцы назначили прерывать Иисусову молитву чтением другой молитвы, зная неспособность человеческого ума не развлекаться, не уходить в мечтание, не блуждать свободно, где ему хочется. Так что, прерывается не молитва, а увлечение помыслами, молитвы уже нет, ты только проговариваешь слова и сам, не слышишь их. После прочтения большего количества Иисусовых молитв и «Богородице Дево радуйся», ум приноравливается и к этому ритму правила и оставляет молитвы без своего внимания. Против этого: изменить на крестике произносимые молитвы, в данном случае прочитать «Отче наш», и сделать крестное знамение с поклонами.
Бывает, что когда дочитываешь молитвы, то перед узлом, и особенно перед соединением помыслы в другой раз не тревожат ум, и молитва идет без рассеяния. Может появиться желание не прерывать молитву, а продолжать ее как чистую и данную свыше. Отбрось сей лукавый помысел, ты не дочитаешь до середины следующего десятка, как помыслы пленят тебя. К ним прилепится еще и смущение, будешь укорять себя, что не исполнил правило и пропустил молитвы.
Правило исполняй неуклонно, не пренебрегай им. Некоторые святые отцы предлагают при одолении помыслов, особенно при засыпании, ударять себя (не сильно!) четками по плечам или спине.
Перебирать четки от себя или к себе, не имеет ни какого значения, как тебе удобнее, так и делай.
Если ты не делаешь прерывание на больших узелках, то молитвы у тебя нет, твой ум давно уже в мечтах, ему там хорошо, и ты этого не замечаешь.
Необходимо иметь ввиду, что не обязательно читать именно «Богородице Дево» на больших узлах, можно применять какие-то другие короткие молитвы, например «Спаси Господи, люди Твоя». А на соединении, если молишься сидя, то не делать поклоны. То есть не нужно описываемый способ загонять в какие-то жесткие рамки.

б) составить десять молитв.

читать 7 раз молитву Иисусову и 3 раза молитву “Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго”, что составит десять молитв по четкам.

в) рассматривание помыслов.

Прочитав десять молитв, на одиннадцатом узле рассматриваешь приходившие помыслы и тотчас каешься в грехах, о которых они тебе напомнили, а так же в рассеянности и невнимательности в молитве.

г) крестное знамение и поклоны.

Крестное знамение обычно накладывают на больших узлах, а с поклонами на соединении. При сильном нападении помыслов крестное знамение накладывают на каждом узелке, а на больших узлах с поклоном (поклонами).

д) молитва на четыре стороны.

Прочитав десять молитв, наложи на себя крестное знамение и сотвори земной поклон, повернись вполоборота и повтори молитвы, знамение и поклон, и так по кругу. Поворачиваться через правое плечо. Молитва обычно совершается, когда трудно определить восток, но особенно при одолении сна или сильных и навязчивых помыслов.

е) чтение писания или святых отцов.

Прочитав сто или больше молитв, замечаешь, что ты устаешь, твое внимание рассеянно, тогда оставь молитвы и почитай писание или о Иисусовой молитве у святых отцов.

ж) слово молитвы на узелке.

Известен также и такой способ молитвы по четкам: на каждом узелке молящийся прочитывает не всю молитву, как это обычно делается, а лишь одно слово молитвы. Можно попробовать сочетать этот способ с другими, для борьбы с помыслами. Здесь будет изменяться ритм произношения молитвы, что несколько прервет безразличную монотонность, ты как бы встряхнешься от какой-то задумчивости.

Изменения в молитве.

Применение вставок. Изменение окончаний молитв. Сокращение слов в молитве.

Применение вставок. Молитва перед иконами.

Встань перед иконами. Смотри на икону Пресвятой Богородицы и со вставкой, произнеси десять раз гласно Иисусову молитву:
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Богородицы, помилуй мя.
Прочитав десять раз, на большом узле перекрестись и сделай поклон.
После чего, обратившись к следующему образу святого, читай:
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами преподобного Серафима, помилуй мя.
И потом так же обращаться к другим или возвращаться к прежним образам святых. На чей образ будешь взирать у того и просишь помощи, изменяя вставку. Начинать молиться к другому образу можно поворачиваясь всем телом, или повернув голову или только переведя взгляд. Когда в храме, то достаточно перевести взгляд, и, конечно же, недопустимо сопровождать твою внутреннюю молитву осеняя себя крестным знамением и творя поклоны, что необходимо делать со всеми, согласно совершаемой службе. Не крути головой по сторонам, и не топчись на месте, тебе достаточно двух или трех образов, что прямо перед тобой. Никто не должен догадываться о твоем внутреннем духовном делании. Будучи один, лучше, особенно вначале, повернуться всем телом, даже если иконы близко друг от друга, нужно постепенно вырабатывать привычку неподвижного стояния. Освоив способ «Применение вставок» перед иконами, его можно применять и как самостоятельный способ моления, то есть, не глядя на иконы, допустим с закрытыми глазами в храме, и как прием борьбы с помыслами, когда ты молишься другим способом.

Изменение окончаний молитв.

Основа молитвы это – Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, а следующая часть молитвы изменяется периодически через десятки или сотни раз.
Примеры окончаний смотреть у свт. Феофана или прп. Сампсона.
Применять способ можно, как и в «Сокращение слов в молитве».

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, озари страхом Твоим душу мою, окаянную.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, прости, прости, не помяни многое множество согрешений моих.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, прости, прости, не помяни бесчисленное множество согрешений моих.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

«Пятисотница.»

«Установить на каждый одиннадцатый узел молитву «Достойно». Каждую сотницу отличить от другой изменением кончика Иисусовой, например:
первую сотницу «помилуй мя»,
вторую «и меня помилуй»,
третью «помилуй меня по велицей милости Твоей,
пятую «Спасе мой и Боже мой, пощади и помилуй мя».
Вот по этому рецепту преподобный Серафим Саровский, епископ Феофан Затворник, и блаженный схимонах Силуан научали нас сладкому келейному правилу, Иисусовому правилу.» Старец иеросхимонах Сампсон.

Сокращение слов в молитве.

Протянув по кругу один или два раза четки, читай, сократив количество слов в молитве, например: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя; или Господи, Сыне Божий, помилуй мя. Способ можно применять в тех случаях, когда механические способы применить сложно, в основном это когда ты находишься среди людей, в транспорте, на работе и других общественных местах. Проговорив про себя, допустим десять раз молитву полностью, другие десять говоришь сокращенную молитву.
Можно 10 раз: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. и 10 раз: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.
В этом способе борьбы с помыслами нужно временно сократить количество слов в молитве, и таким образом совершать молитву, до тех пор, пока помысел не отойдет и ум не возвратится в молитву и сердце, после чего перейди к прежнему совершению молитвы. Какое изменение применить решай сам или из тех, что я привел или примени твое сокращение/изменение чередования слов, по твоему душевному расположению.

Накладывание молитвы на движения: взгляда и механические ритмичные.

на движения:

А) взгляда

а) за авторучкой.
Не спеша, читай молитву и то же время, обратным концом ручки, проведи прямую линию, круг, дугу, треугольник, квадрат или любую другую фигуру. Взгляд удерживай в месте соприкосновения ручки с плоскостью. Начало и окончание движения ручки должно совпадать с прочтением молитвы. Движение может быть прерывистым, когда каждому слову или молитве соответствует одна линия или фигура, или непрерывным, когда каждому слову или молитве, так же, соответствует одна линия или фигура, но фигуры пишутся без отрыва ручки, в продолжение нескольких молитв. Скорость чтения и величину фигуры, (буквы или цифры) определишь опытным путем. Для борьбы с помыслами меняй фигуру каждый раз или через заданное число молитв, например на больших узлах. Должно получиться три действия 1) проговаривание молитвы; 2) движение ручкой; 3) перемещение узелка. Первые два действия совместные, а третье действие дополнительное, пауза.
Освоив этот способ, его можно выполнять без четок, а так же применять при письме или рисовании.

б) за секундной стрелкой.

Проговаривая молитву, следи и удерживай взгляд на движении секундной стрелки часов. Для борьбы с помыслами можно применить различные способы.

в) взгляда на предметы.

Посмотри на предметы, находящиеся перед тобой на столе, на стене или за окном, выбери порядок перемещения твоего взгляда по ним и говори одно слово или часть молитвы, глядя, на каждый из них. Помыслы прерываешь молитвой, как обычно на одиннадцатом узле, или изменением порядка перемещения взгляда по предметам.

г) взгляда по точкам или линиям.

Для этого наметь несколько точек на окне, полу или на любом предмете, что есть перед тобой и как в способе в) читай Иисусову молитву.
Способы в) и г) удобно применять без четок, сидя или стоя, находясь в храме, в общественных местах и при поездках в транспорте, будучи пассажиром.

Б) механические ритмичные:

а) во время ходьбы.

На каждый шаг произноси одно слово молитвы. Счет молитвам веди пальцами левой руки, а десятки правыми, и загибать и разгибать пальцы лучше начинать с мизинца так не спутаешь, первая у тебя пятерка или вторая. Прочитав, несколько молитв, заметишь, что молитва проговаривается, а ум увлекся помыслом. Для борьбы с ним, есть несколько способов. Перейти на чтение молитвы на шаг одной ноги, или начать чтение молитвы, пропустив, без слов один или два шага. Сократить или добавить слова в молитву, на шаг произносить одно или несколько слов. Сочетать изменения в ходьбе и молитве. Не всегда сразу заметишь мечтательность и, даже пребывая в мечтательности, будешь часто уверен, что творишь молитву. Против этого назначь себе за правило, прочитать десять молитв и применять изменения независимо увлекся ты помыслом или нет. Правила не переменяй во время ходьбы, когда заметишь, что выдерживаешь его без развлечения помыслами, только в другой раз, увеличь число молитв.
Во время ходьбы на каждый шаг проговариваем одно слово молитвы, через какое то время одолеют помыслы в таком случае пропустим один шаг и на шаг с другой ноги начинаем говорить молитву, не пройдет и пяти молитв помыслы привяжутся и снова пропустить шаг. А можно на шаг только одной ноги, допустим левой говорить слова молитвы и сосчитав пять молитв (больше или меньше зависит от борьбы с помыслами), на шаг правой ноги начать говорить молитву. Пройдет некоторое время, и устанешь не от ходьбы (или как выше от поклонов), а от молитвы, точнее от борьбы с бесами, пока удержать такую молитву невозможно, требуются постоянные упражнения.

б) во время копания.

На одну копку лопатой проговори часть молитвы, а когда откидываешь другую. Однако здесь много зависит от твердости почвы и твоей физической силы. Надо приспособиться, найти ритм, и накладывать молитву как будет тебе удобно. От развлечения помыслами применяй правило и изменения в молитве.

в) при однообразной работе.

Процесс делится на отдельные циклы или операции: винтить гайку или шуруп, чистить картофелину или мыть посуду, копать лопатой или грести веслами и т. п. Во время работы гласно читай молитву. Каждой операции или циклу работы соответствует слово/часть молитвы, молитва или несколько молитв, в зависимости от их продолжительности. После чего небольшая пауза. Счет молитвам не ведется.

г) на дыхание.

Вместе с вдыхаемым и выдыхаемым воздухом произноси слова молитвы.
Дышать ровно и неспешно, вслух, шепотом или проговаривая про себя, произнести часть молитвы на вдох и, оставшуюся часть на выдох. Дыхание с чуть приоткрытым ртом, тогда оно меньше мешает молитве. Какую часть произносить на вдох, а какую на выдох зависит от твоего здоровья, твоей возможности. Не должно быть напряжения дыхания. Если не хватает дыхания, то сократи молитву: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, или Сыне Божий, помилуй мя.
Изменения количества слов на вдох и выдох, или изменение количества слов самой молитвы, используй для борьбы с помыслами.
Способ соединения молитвы с дыханием предлагают как нечто особенное в делании молитвы. Хотя этот способ удержания внимания, один из множества вспомогательных способов обучению молитве. При молитве в сердце, обращать внимание на дыхание не следует, это будет мешать молитве.

д) на звук.

Тиканье часов, стук колес поезда и другие ритмичные звуки, другой раз мешают упражняться молитвой. Не огорчайся, а примени их в делании молитвы. На каждый отдельный звук наложи слог/слово/часть молитвы. Для борьбы с помыслами можно использовать способ, применяемый в церкви.

Замирание.

Некоторые святые отцы советуют перед началом молитвы, принять какое либо положение тела и сохранять его до конца упражнения молитвой. Стоять неподвижно на ногах или коленях, сидеть, прижать подбородок к груди, распрямить плечи, подтянуть живот, лежать в постели, держа голову немного над подушкой и тому подобное. Смыл замирания, заключается в привлечении внимания к сохранению неподвижности, чему способствует терпение усталости и боли от этой неподвижности. Когда помыслы начнут одолевать, тотчас тело, заметно тля тебя, невольно расслабится, ты сразу понимаешь, что ты пленен помыслами и возвращаешься к прерванной молитве. Как книга, выпавшая из рук, будит задремавшего ее читателя.
Прием замирания держит внимание на неподвижности тела и позволяет отсекать помыслы при малейших изменениях положения тела. Помыслы будут предлагать тебе, если стоишь, то перенести тяжесть тела с одной ноги на другую, если сидишь, согнувшись, то слегка выпрямиться, или же повернуть голову и перевести взгляд на что-то интересное и тому подобные изменения как незначительные и маловажные. Не верь таким помыслам, только начни им подчиняться и они не отстанут и пользы от приема замирания не будет. Ты будешь не в состоянии определить, то ли ты пленен, то ли просто облегчил твое положение тела. Порой приходится часто накладывать на себя крестное знамение.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва для мирянина
« Ответ #1 : 19 Апрель 2016, 20:32:55 »
Способы борьбы с помыслами можно умножать до бесконечности если не понимаешь откуда эти вредные помыслы берутся. :-D

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7744
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва для мирянина
« Ответ #2 : 19 Апрель 2016, 20:33:02 »
Интересно. Просто набор приемов молитв. Без разъяснения глубинного контекста причин выбора молитв и методов их творения. Типа: делай так, и будет хорошо. Зная глубинный контекст, скажу, что рекомендации верные. Но без знания контекста, если бы ранее, когда еще не был в теме, прочитал просто эти рекомендации, то остерегся бы им следовать, ибо это дело тонкое ...
Опять же упор на собственные усилия и технику ... Увы, упор на вторичное ...
Главное это вера и любовь ... До САМОЗАБВЕНИЯ  ... На веру и любовь должен быть упор, молитва лишь их выражение ... Тогда Бог Сам даст человеку необходимую ему технику молитвы, которая уже никогда далее не покинет человека ...

Многословное разнообразие предлагаемых молитв скорее вредно. И откуда оно взялось? Не встречал подобных рекомендаций у древних святых. Бог милостив и всегда даст человеку лично ему потребные молитвы, но их будет немного ...

В этом способе борьбы с помыслами нужно временно сократить количество слов в молитве, и таким образом совершать молитву, до тех пор, пока помысел не отойдет и ум не возвратится в молитву и сердце, после чего перейди к прежнему совершению молитвы. Какое изменение применить решай сам или из тех, что я привел или примени твое сокращение/изменение чередования слов, по твоему душевному расположению.
А это золотое правило трезвения. Должно быть освоено как  рефлекс и инстинкт.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Свитер

  • Сообщений: 2
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва для мирянина
« Ответ #3 : 13 Февраль 2017, 17:12:21 »
Виктор Шипилов от 19 Апреля 2016, 19:31:59 Данную статью о практике Иисусовой молитвы для мирянина написал: я. Она не закончена. И это одна из глав предполагаемой брошюры,причем не первая. Печатать которую я сомневаюсь, боюсь внести смятение в не утвердившиеся души.

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва для мирянина
« Ответ #4 : 13 Февраль 2017, 19:35:29 »
Виктор Шипилов от 19 Апреля 2016, 19:31:59 Данную статью о практике Иисусовой молитвы для мирянина написал: я. Она не закончена. И это одна из глав предполагаемой брошюры,причем не первая. Печатать которую я сомневаюсь, боюсь внести смятение в не утвердившиеся души.
Добрый вечер!  Как к вам обращаться. даже и не знаю. Теперь что касаемо статьи "О Иисусовой молитве для мирян" выложенной мною на данном форуме. Ее я нашел на страничке Валаамского иеромонаха Киприана под псевдонимом "Монах Монах", с которым имел некоторое время переписку. Вот эта страничка - https://vk.com/id319092310. К сожалению под статьей не указывалось что она написана кем либо еще.

Dementiy

  • Сообщений: 149
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва для мирянина
« Ответ #5 : 06 Апрель 2017, 11:53:18 »
Главное это вера и любовь ... До САМОЗАБВЕНИЯ  ... На веру и любовь должен быть упор, молитва лишь их выражение ... Тогда Бог Сам даст человеку необходимую ему технику молитвы, которая уже никогда далее не покинет человека ...
Согласен с этим высказыванием, особенно про Любовь.
Для меня (человека, имеющего чисто-техническое образование), самое главное не слова, а чувство.
Но вот вера...

Сергий, можете пояснить, что Вы понимаете под верой, раз уж ставите ее в один ряд с любовью.
Ищу одного человека

Свитер

  • Сообщений: 2
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва для мирянина
« Ответ #6 : 03 Август 2017, 06:16:59 »
Омск, Россия

Азы молитвы или начало молитвенного делания.

Эпиграф.

Ни богомыслящему годится покаяние,
Ни кающемуся - богомыслие.
Ибо насколько отстоит восток от запада,
Настолько выше богомыслие покаяния.
Симеон Новый Богослов

Величайшее из всех безобразий есть - требовать от других того, чего не делаешь сам.
прп. Антоний Великий

Предисловие.

Только для тех немногих, простых людей, которые пытаются самостоятельно жить в границах православия.

Начал молиться Иисусовой молитвой самостоятельно, без наставника около двадцати лет назад. За это время не встретил ни одного человека, занимающегося этим молением. Возможно, что они были рядом со мной, но по своему смирению на мои вопросы о делании молитвы, отмалчивались. С другой стороны, никто меня ни разу не спросил, как ее творить. Став священником и приобретя некоторые навыки моления, предлагал заниматься Иисусовой молитвой прихожанам, часто посещающим храм, но ни один из них не решился заниматься. Предлагал научить читать «Отче наш» без рассеяния. Рассказывал, как это достигается. Меня выслушивали почтительно-внимательно и воодушевленные кивали головой. При встрече через некоторое время спрашивал их, «как твоя молитва», «да, так», уныло отвечали они. На том и расходились. Вышел за штат, на покое. И до этого читал все, что попадалось о молитве, теперь же чтение приобрело другой характер. Если раньше больше обращал внимание на «побочные действия», как бы, не навредить себе. То со временем стал уделять внимание способам или иначе технике делания. Стал через интернет находить современных писателей о молитве, посещать форумы, интересовало все связанное с молением. Поразил уровень писателей и, особенно форумчан в их понимании молитвенного делания. Уровень писателей, если они пишут от себя, высок. Много нового и интересного почерпнул у них. А так же находил подтверждение своим находкам на ниве молитвенного делания, что для меня крайне важно и необходимо. Современные отцы достигали духовного состояния, будучи, в основном, окормляемы различными наставниками.
Уровень делания форумчан оценить трудно, его почти что нет. Есть только стремление к спасению, что весьма и весьма одобрительно. Их состояние печально, они не имеют наставника и в своей среде ищут себе помощи. Есть и другие писатели, которые, желающих молиться, путают своими знаниями, которыми они жонглируют как в цирке. Знания в других областях, современных писателей слагаются из изучения писаний святых отцов и дополнения их своим мнением, для чего не требуется духовного опыта. Иисусова молитва это точное знание, приобретаемое только опытным путем и подтверждаемое писаниями духовных отцов. Все эти три причины: а) разные пути молитвенного восхождения; б) отсутствие наставника; и в) невообразимая путаница вокруг Иисусовой молитвы, – подвигли написать данные записки.
Стал писать о Иисусовой молитве, что-то написал. Остановился. Святые отцы указывают, что чтение псалтири предваряет обучение Иисусовой молитве. Начал писать о чтении псалтири и молитв. Научиться этому, не будучи воцерковленному почти невозможно. Некоторое внимание уделил описанию начал церковной жизни.
Получилось три раздела или три вида обращения к Богу, что и есть цель написания моих записок.
Первый раздел можно назвать – начало церковной жизни, это основание непоколебимое и необходимое для спасения. Причем первый раздел описан будет более как обозначение определений церковных. Ибо их множество вносят путаницу в неутвержденные верой души. Определения должны быть простыми, как только возможно.
Второй раздел – это чтение. Читать без рассеяния, без мечтательности. А наоборот со вниманием, пониманием и чувством.
Третий раздел – это Иисусова молитва. Здесь будут описаны способы и приемы совершения молитвы и показаны пути этого делания.
Вот так решил писать. Собрал воедино план и, остановился.
Если это описать, таким образом: просто рассказать как вести церковный образ жизни, как читать псалтирь и молитвы и как совершать Иисусову молитву, то, не имея наставника можно взять на себя подвиг, превышающий силы.
Возникла необходимость разделить православных христиан на группы в зависимости от их духовного роста. Выделил три группы, хотя их значительно больше:
На приходе. Мирянин.
В монастыре. Монах.
Уединение. Исихаст. Анахорет.
Деление на группы условное, границы между ними невидимы, неразличимы, размыты. Это настораживает, как бы кто не ринулся вперед, считая себя достигнувшим чего-то. Потому необходимо предостережение, для всех приступающих к чтению записок. Здесь не будет, почти ничего говориться о духовных переживаниях подвижников молитвенного делания и об искушениях, встречающихся на их пути. Все это описано святыми отцами, и дополнить к ним, что-либо, не представляется возможным.

Мирянин. Монах. Исихаст.

Одна из целей записок, не просто повторить в след святых отцов, что они писали о благодати, молитве, церковной жизни и прочем, а насколько возможно проще разделить написанное прилично каждому состоянию: а) мирянин, б) монах, в) исихаст.
Три вида, три пути спасения для православного христианина. Согласно притче о сеятеле, один даст плод в тридцать, другой в шестьдесят и третий в сто. Потому и духовная высота у них разная и то, что как необходимое иметь исихасту, чтобы только лишь называться им, невозможно достичь мирянину. И в то же время, монах, вне стен монастыря или в монастыре, где ворота открыты для всех проезжающих, ни чем не отличается от мирянина. И священник на приходе, не умеющий читать, мало чем отличается от мирянина. И даже монах в монастыре, но не умеющий читать и не знающий Иисусову молитву, простой холостяк, как в общежитии. Не внешние одежды делают монаха, и не далёкость и суровость отшельничества сочетаются с анахоретом и исихастом.
Описаны различные случаи поведения для того, что бы мирянин не смущался, а знал, что он правильно поступает, в том или другом случае. Важно знать, что твои поступки должны соответствовать твоему духовному росту. Иначе ты будешь жалеть, и переживать о совершенном деле или сказанном слове, и долго мучиться от бессилия, что-либо поменять. Как ржавчина, казалось бы, вначале твой добрый поступок, будет разъедать душу.

Цели.

Церковная жизнь.

Мирянин.
Заставить себя ходить на церковные богослужения.
Постоянно читать свято-отеческое наследие.
Выполнять правило в течение дня.
Монах.
Частое и продолжительное посещение служб.
Исихаст.
Посещение служб по необходимости.

Чтение.

Мирянин.
Повторить правила светского чтения. Ударение, интонация и прочее.
Учиться читать на церковном языке. Знание языка.
Осваивать правильность церковного чтения. Понимание читаемого текста.
Приобретать навыки продолжительного пребывания в чтении/молитве.
Монах.
Совершенствовать навыки продолжительного пребывания в чтении/молитве.
Вычитывать псалтирь/евангелие полностью.
Исихаст.
Читает согласно со своим правилом.

Не нужно.

Мирянин.
Не нужно мирянину завидовать монаху или исихасту, или унывать о невозможности достичь большего в духовном росте. Господь, видя твои обстоятельства и печаль, связанную с ними, и твое попечение не только к своим близким, но любовь и милость, проявляемую и оказываемую нуждающимся, восполнит недостающее.
Монах.
Не нужно монаху без рассуждения стремиться к безмолвию и уединению, терпя и смиряясь и выполняя послушание на одном месте, ты достигнешь большего. Ну а когда выгонят, начинай рассуждать, может поделом тебя выгнали, а может пора и уединяться.
Исихаст.
Не нужно исихаста учить и давать ему советы, он уже сам знает дальнейший путь. Он может обсуждать и обмениваться мнениями о духовных состояниях с более искусным или же, подобным ему исихастом.

Чтение молитв.

Мирянин.
Мирянин осваивает и приобретает навыки чтения молитв, научается читать с вниманием, но совершенства достичь он не сможет.
Монах.
Принимающий монашество, должен немного уметь читать с вниманием, трудится в чтении и достигает совершенства.
Исихаст.
Исихаст, утрудившись от делания Иисусовой молитвы, иной раз на короткое время позволяет себе чтение, которым он владеет в совершенстве.

Иисусова молитва.

Мирянин.
Мирянин учится и осваивает механические способы делания Иисусовой молитвы, самое безопасное моление, от которого никто не впадал в прелесть. Имеет представление умного делания.
Монах.
Монах владеет механическими способами, упражняется в умном делании, некоторое время может уделить художественному деланию Иисусовой молитвы.
Исихаст.
Исихаст основное время суток проводит, занимаясь художественным деланием Иисусовой молитвы, осваивает другие способы молитвы, изредка читает, и, будучи отвлечен каким либо попечением, молится умным или механическим способом. Это самый опасный путь в православии, где множество искушений и соблазнов, и множество искалеченных душ.
Исихазм — происходит от греческого слова исихия, что означает спокойствие, тишина, уединение.

Ум. Знание.

Мирянин.
Молитва произносится гласно или внутренне проговаривается, умом плоти. Такую молитву часто путают с умной молитвой. Во время молитвы, ум души задействован не полностью.
Монах.
Человек учится читать душой совместно с плотью.
Молитва читается гласно (умом плоти), а душа предваряет читаемые слова, проговаривая их (умом души). Молитва читается дважды вначале душой, а затем повторяется плотью. Внимание души и плоти в словах молитвы. Ум души сочетается с умом плоти. Это и будет умная молитва, умное делание. Монах, приобретя необходимый навык, учится присовокуплять чувства.
Исихаст.
Иисусова молитва утверждается в сердце. Молитва произносится в сердце, сердцем. Эта молитва самодвижная. Читая молитву дважды, исихаст присовокупляет чувства. Молитва читается трижды – душой, сердцем и с чувством. Это художественное делание. Душа может получать знание от ангелов.

Нападение внешнего врага.

Мирянин.
Дать сдачу. Защитить ближнего. Научить ближнего, защищаться. Держаться миром, всем вместе уметь давать отпор.
Монах.
Не допустить ударить себя и ближнего. Держаться миром, всем вместе уметь давать отпор.
Исихаст.
Подставить другую щеку.

Пример преподобного Серафима.

Пришли злодеи с топором, что бы поживиться, человек отбросил нападавшего и овладел топором, как поступать дальше?
Мирянин.
Намять бока и обратить в бегство. Возможно, пригрозить нападавшим и довести дело до суда.
Монах.
Пригрозить нападавшим, при необходимости намять бока.
Исихаст.
Бросить топор под ноги нападавшим, мол, делайте, что хотите.

Если застал вора.

Чем более значимая вещь, тем менее она необходима для вора. Например, машина – для тебя необходимая вещь передвижения, для вора это нажива; не значительное количество продуктов питания или одежды – для тебя потеря восполнимая и терпима, для него это суровая крайняя необходимость.
В зависимости от значимости для тебя и для него украденного:
Мирянин.
Наказать; отпустить без ничего; отпустить с тем, что он взял.
Монах.
Отпустить без ничего; отпустить с тем, что он взял.
Исихаст.
Отпустить с тем, что он взял. К взятым вещам добавить, то, что еще осталось в кельи.

Благодать.

Благодать это действие Святаго Духа. Это действие постоянное на всех людей. И только от самого человека зависит, принимать это действие или нет. Быть в общении со Святым Духом или нет. И степень общения разная.
Мирянин.
Не может видеть или чувствовать действие Святаго Духа. Если ты ведешь церковную жизнь, то это возможно только под действием Святаго Духа. Ты под благодатью, без благодати духовная брань невозможна. На мирянина она действует неприметным образом. И только в редких исключительных случаях на очень короткое время ты можешь заметить влияние благодати. Не ищи благодати. Дух дышит, где хочет и когда хочет.
Монах.
По мере очищения от греховных привычек и достижения успехов в борьбе с помыслами ты будешь иногда замечать действие благодати. Благодать будет направлять тебя, и удерживать на пути спасения. Пока ты будешь получать только не большое знание. Со временем ты получишь слезы покаяния и умиления. Здесь опасность возгордиться и впасть в прелесть.
Исихаст.
Научившись определять действие благодати, и постоянно молясь, исихаст, мало по малу, придет к знанию, чувствованию и видению своего пребывания в Святом Духе.
Описать это трудно.

Духовная брань.

Привычки. Борьба с помыслами (нападки бесов).

Мирянин.
Очищение от греховных привычек.
Монах.
Очищение от греховных привычек и борьба с помыслами.
Исихаст.
Отражение помыслов. Пренебрежение помыслами. Откуда он пришел и зачем приходил?

Внимание – направление действия ума и контроль над ним.

Борьба с рассеянностью (блуждание ума).

Мирянин.
Навыки управления вниманием.
Монах.
Управление вниманием. Возвращение ума в сердце.
Исихаст.
Сдерживание ума в сердце. Безмолвие ума.

Применяемые способы.

Мирянин.
Механические.
Монах.
Мысленные.
а) опережение мыслию
б) сопровождение мыслию
Исихаст.
"ум, глубоко молчащий".

Покаяние. Исповедь.

Мирянин.
В церкви. Очищение от греховных привычек – священник.
Монах.
Очищение от греховных привычек – священник.
Борьба с помыслами - духовник.
Исихаст.
Борьба с помыслами - духовник.
Борьба с помыслами - сам, если нет подобного ему, и молитва с исповеданием греха. Но, что бы не искушать людей, перед причастием - исповедь. «сыны свободны, но чтобы не соблазнять…»

Skylander

  • Сообщений: 2254
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва для мирянина
« Ответ #7 : 03 Август 2017, 06:49:23 »
Всё та же схема ухода от мира: мирянин - монах - анахорет и только через церковь, духовников, священников. Каждый сверчок знай свой шесток. И забывается, что Дух  дышит, где хочет, ведь важнее правила, предписания, схемы.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва для мирянина
« Ответ #8 : 03 Август 2017, 08:12:34 »
Предложенное деление на мирян, монахов, исихастов имеет место - с учетом, что оно не только условное, но и является внешней грубой калькой скрытого внутреннего пути.

Схему отличает излишняя ментализация и наложенные ограничения. Обычное дело: человек сам ставит границы, пусть и размытые, а затем удивляется, почему другие в эти границы не помещаются.

Получается, что в реальной жизни сподвижников по молитве практически не найти. Это всем участникам форума знакомо. Форум организует виртуальную встречу тех немногих, кто как-то нацелен на молитвенное созидание себя. И выясняется, что другие люди могут идти внешними путями, заметно отличающимися от своего и своих представлений о правильности молитвенного пути.

Ищущий внутреннего найдет общее единство, идущий во внешнем увидит различия. Чем более внешний путь, тем сильнее они заметны - до возможного конфликта.

Ум Свитера излишне жесток и отождествлен с ограниченными представлениями. Не хватает чистого дыхания, мало внутренней свободы, почти нет радости духовной встречи... зато много требовательности и обязательств. Опыт есть.

Наблюдение. Редкие самородки, появляющиеся на форуме, обычно хорошо "запакованы" в защитную эгоистическую оболочку. Эта оболочка выработана для самосохранения, и она может быть даже прозрачной. Черепашки молитвы в алмазных панцирях :)

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7744
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва для мирянина
« Ответ #9 : 03 Август 2017, 09:36:35 »
Свитер, ну, можно начать с общих слов, с концепции, общей схемы, с классификаций и прочего.
Можно, но не столь интересно.
Интереснее и полезнее всего крупицы ЖИВОГО опыта молитвы, опыта восприятия Духа Святого.
Вспомните силу воздействия на ум "Откровенных рассказов странника ..." ...
Это самое ценное, и именно это и дает силы обрети собственную молитву многим, читающим об этом опыте.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Dementiy

  • Сообщений: 149
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва для мирянина
« Ответ #10 : 03 Август 2017, 11:01:56 »
Все эти три причины: а) разные пути молитвенного восхождения; б) отсутствие наставника; и в) невообразимая путаница вокруг Иисусовой молитвы, – подвигли написать данные записки.
...
Получилось три раздела или три вида обращения к Богу, что и есть цель написания моих записок.
Много раз я пытался накормить свою душу словами (из книг), но увы, эта пища ей не подходит.
Любая теория проверятся практикой.
Только тогда, когда мирянин  (монах, исихаст) начинает в жизни воплощать какую-то стратегию, только это имеет и вес и значение.

Свитер, лучше бы Вы показали то, что хотите передать словами, чтобы
1) мирянин захотел получить то же, что Вы имеете;
2) монах утвердился в том, что он на верном пути;
3) а исихаист порадовался за Вас.
Ищу одного человека

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва для мирянина
« Ответ #11 : 03 Август 2017, 11:25:33 »
По-моему, бесполезно вычерчивать ментальную план-схему для себя, а для других и подавно. Схемы имеют дурную привычку врать и рваться :) И в конце концов существо начинает просто отторгать эти схемы.

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва для мирянина
« Ответ #12 : 03 Август 2017, 11:41:00 »
А мне понравилось.
Я порадовался  (ах-ах!!! Наверное - я исихаст :):):) ).

Особенно это:
Цитировать
Исихаст.
Не нужно исихаста учить и давать ему советы, он уже сам знает дальнейший путь. Он может обсуждать и обмениваться мнениями о духовных состояниях с более искусным или же, подобным ему исихастом.

Исихаст, утрудившись от делания Иисусовой молитвы, иной раз на короткое время позволяет себе чтение (молитв), которым он владеет в совершенстве.

А вот это бы я изменил
"Исихаст.
Подставить другую щеку."
на - "Подставить другую ягодицу, приведя врага в полное смущение".
(вероятно, он всё-таки по ней пнёт. Но потом, скорее всего, убежит).


"Не ищи благодати. Дух дышит, где хочет и когда хочет."
У Серафима Саровского (описание Мотовилова) - другое мнение, прямо противоположное. В Евангелии также.
Просто способы искания немного другие, наверное, чем принятые в церкви.
Какой благодати ищет человек?
Это как наркоман ищет "прихода".
Ну - получаешь иногда утешение миром сердца и ещё чем - вот и ладушки.
Искать нужно другого. Царства Бога в нас. Но, конечно, сначала нужно для этого созреть.


Про то, чтобы не соблазнять храмовых служителей - точное совпадение с Евангелием. Класс !!!


Нельзя требовать от человек идеала во всём.
В общем - понравилось.  :)
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва для мирянина
« Ответ #13 : 03 Август 2017, 13:26:21 »
Да нормальная схема. Единственный недостаток - только то, что это схема. Неповоротлива и жестковата. И как следствие - ограничена.
Как ремарка может быть полезна.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

svod

  • Сообщений: 4031
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва для мирянина
« Ответ #14 : 03 Август 2017, 14:15:15 »
Мне отзывается тональность поста Свитера. Александр привел неплохой образ "прозрачной  алмазной черепашки"; внутренний человек виден (прозрачность), но  алмазный панцирь состоящий из микросхем мешает выйти внутреннему из черепахи. При этом Свитер не столько выстраивает схемы, как изучает их взаимосвязи, что хорошо, так как есть ощущение, что это изучение направленно не на то, чтобы сохранить алмазный панцирь в целости и невредимости, а для того, чтобы разобрать его и дать возможность  выхода внутреннему.

Видно, что Свитер особо и не держится за эти схемы, и по большому счету готов с ними расстаться, хотя сам этого пока не осознает.
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.