Исихазм

Автор Тема: Истинные и ложные цели молитвы.  (Прочитано 23492 раз)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

В теме "Таинство в загадках" несколько раз проскальзывал вопрос: в чем собственно состоит цель молитвы? Хотелось бы это обсудить. ИМХО цель молитвы - покаяние, хранение и очищение сердца от греха, поиск Бога, личного общения с Ним, любви к Нему. Цели зависят и от степени молитвы. Хотелось бы услышать что вы думаете об этом.

Но не менее важно сказать о том что НЕ является целью молитвы. В молитвенной практике есть одно тонкое искушение, своего рода "духовное сластолюбие" - вместо истинной цели молитвы (или даже вместе с ней) искать духовных даров - наслаждений, откровений, "видения", безмолвия. Иногда такое стремление глубоко скрыто в глубинах сердца и бессознательно. Как правило именно оно приводит в прелесть, когда человек, осознанно или неосознанно нацеливаясь на то чтобы испытать в молитве некий "духовный опыт", принимает за благодатные разного рода психосоматические, "астральные", галлюцинаторные и др. ощущения нередко исходящий с вражией стороны (т.к. враг хорошо знает наше безотчётное стремление к духовным наслаждениям). Ранее уже говорилось что например и безмолвие может быть ложным. Бог же, зная нашу немощь и удуобосклонность к наслаждениям, удерживает благодатные дары от тех кто ещё не готов для их принятия. Такие дары Божии как благодатные безмолвие и молитва, духовное видение и пр. даются Богом только тогда когда человек совершенно очистил сердце от всякой гордости, самолюбия и духовного сластолюбия, обрёл истинное смирение, отвержение себя и познание собственного ничтожества, так что такие дары Божие ему уже не повредят, не приведут к гордости или "духовной наркомании".

"«Не приходит Царство Божие приметным образом». Те, в которых живет ожидание, стяжали гордость и падение. Искание с ожиданием высоких даров Божиих отвергнуто Церковью Божией. Это – не признак любви к Богу, а недуг души." прп. Исаак Сирин

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Истинные и ложные цели молитвы.
« Ответ #1 : 06 Июнь 2005, 21:21:33 »
Говорит Господь:  Матф.6:33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Я полагаю, эти слова Господа могут быть отправной точкой в понимании цели молитвы.

Вот как говорил ап.Павел:  1Кор.14:1 Достигайте любви; ревнуйте о [дарах] духовных...

1Кор.12:31,13:1-11 Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.ьИ если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;0 когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.

Мы хорошо видим, что Господь и вслед за ним ап.Павел не говорили, что духовные дары искать нельзя, но прежде всего искать надо Царство Божие, достигать любви и... ревновать о дарах духовных. Дары являются духовным приложением.

Позже в церкви складывается более жесткая позиция: Те, в которых живет ожидание (высоких даров Божиих), стяжали гордость и падение.

В конце концов, эта позиция умаляется до распространенного и убийственного мнения: Нам осталось одно покаяние, потому что даров искать нельзя, а любви не имеем.

Эта последняя точка зрения выродившейся веры для нас большого интереса не имеет (в контексте данной темы).

Интереснее, почему прп.Исаак (с сонмом св.отцов) отказывает поиску духовных даров, хотя прекрасно знает слова ап.Павла, призывающего ревновать о дарах духовных. Я полагаю, что св.отцы (уже не ранней и весьма осевшей в землю церкви) исходили из реалии подвижнической жизни: поиск даров стал подменять поиск Царства Божия и любви, и поэтому духовные дары были "забракованы", не потому что они худы, а потому что отодвинулось людьми Царство Божие. Духовные дары как самоцель - признак гордости души.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Истинные и ложные цели молитвы.
« Ответ #2 : 06 Июнь 2005, 21:47:57 »
Соласен. Вообще многое обьясняет фраза ап. Павла "ревнуйте о дарах больших" с последующим изложением того что есть дар больший - божественная любовь. Если получен этот самый главный дар - любовь, которая вытесняет из сердца всякое самолюбие, то остальные дары уже не принесут вреда, потому что "любовь не превозностися, не ищет своего" и т.д. Собственно Матф.6:33 "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" и означает 1Кор.14:1 "Достигайте любви", потому что "рай (=Царство Божие) есть любовь Божия" (прп. Исаак Сирин).

Поэтому наверно справедливо будет сказать что конечной целью молитвы является стяжание любви Божией, или, другими словами, "стяжание Святого Духа", потому что "Бог есть любовь" и стяжание Духа есть и стяжание Его любви.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Истинные и ложные цели молитвы.
« Ответ #3 : 06 Июнь 2005, 22:08:51 »
Надо сделать очень важный практический вывод. На пути в Царствие Господь подвижнику дает различные дары, или, другими словами, у человека, ищущего Царствие, спонтанно раскрываются способности и даже появляются новые дары. За эти способности нельзя держаться. Как бывает часто: откроется дар, и человек начинает его присваивать себе, а затем эксплуатирует, наживая выгоду (иногда очень тонкую). Человеку нужно идти дальше, а дары его не пускают, потому что держится он за них. И вот уже не свободный сын, а раб дара.

E.N.P.

  • Сообщений: 89
    • Просмотр профиля

Re: Истинные и ложные цели молитвы.
« Ответ #4 : 07 Июнь 2005, 00:04:56 »
Цитата: Evgeny
Цитировать
В молитвенной практике есть одно тонкое искушение,
-----поскипано-----с
Полностью согласен!
С маленкой поправкой на личное понимание "прелести"
Цитировать
Как правило именно оно приводит в прелесть, когда человек, осознанно или неосознанно нацеливаясь на то чтобы испытать в молитве некий "духовный опыт",
Мне кажется что "не приводит" а это и есть прелесть.
Даже если это не поиск повторно испытать наслаждение достигнутым, а борьба с бесами. как-то довелось мне читать в ФИДО воспоминания одного исихаста, где он в течении нескольких лет каждую ночь выходил на битву с бесом. В течении нескольких лет. И каждый день тщательно к этому готовился. Потом в один раз победил, и описал этот подвиг. (у меня погиб вместе с винтом архив, а имени монаха не помню)

Евгений.

E.N.P.

  • Сообщений: 89
    • Просмотр профиля

Истинные и ложные цели молитвы.
« Ответ #5 : 07 Июнь 2005, 00:17:07 »
Цитата: Alexander

Цитировать
Интереснее, почему прп.Исаак (с сонмом св.отцов) отказывает поиску духовных даров, хотя прекрасно знает слова ап.Павла, призывающего ревновать о дарах духовных.
Это мы говорим о письменных трудах. А это по определению предназначено широкой аудитории. В которой большинство ещё не готовы к правильному пониманию поиска даров. (это моё личное мнение)
Вот как и Иисус говорил своим двенадцати избранным ученикам: "Всем я говорю притчами, а вам я говорю всё. Ибо тем внешним, не дано знать Царства Божьего" ("цитировал" по памяти. точно не помню. А искать, времени сейчас нет)

Евгений.

GeorgiZ

  • Сообщений: 128
    • Просмотр профиля

Истинные и ложные цели молитвы.
« Ответ #6 : 07 Июнь 2005, 17:46:24 »
Цель молитвы такая же как и цель христианства - богообщение - живое, реально переживаемое. Но путь к богообщению - покаяние и смирение.

alluz

  • Гость
Истинные и ложные цели молитвы.
« Ответ #7 : 18 Июль 2005, 16:39:15 »
Могу предложить другую тему, подобную этой: какова цель дыхания?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Истинные и ложные цели молитвы.
« Ответ #8 : 18 Июль 2005, 17:42:48 »
И какова цель дыхания, Alluz, по вашему?

r.b.Alexander

  • Сообщений: 154
    • Просмотр профиля

Истинные и ложные цели молитвы.
« Ответ #9 : 18 Июль 2005, 18:02:27 »
Какова цель молитвы???...

Если читать Евангелие Господь сказал.."Бдите.. и.. молитеся.. да не внидите в напасть.

Иоан Кронштадский сказал "Кто молится тот уже спасается".

Некто из святых сказал "Кто молится-тот исполняет все добродетели ибо молитва-глава всех добродетелей".

Полагаю цель молитвы это и есть спасение ибо через неё преобретаются все дела..смирение, терпение,кротость,любовь,помошь и благодать и всех страстей искоренителю, прощение ипрасителю......и т.д и т.п.

Какова цель дыхания???
 Незнаю я для меня так никакой как просто орудие внимания...
Интересно то, что в Упанишадах сказано дъявол поразил все наши чувства и ум.изначально все было благим и дъявол от злости и зависти исказил все чувства поэтому сейчас... слух слышит доброе и худое...гдаз видит добро и зло..обоняние воспринимает благовоние и зловоние...вкус горькое и сладкое...тело чувствует блаженство и боль...ум помышляет доброе и худое...чувства радости и горя...и т.д. Но то что демоны не смогли одолеть..так это дыхание поэтому дыхание превыше тела..слуха, обоняняния и т.д.(из Упанишад)
Конечно интересно кто как думает иначе и что...
Христос ныне, днесь, тойжде и во век.

Anonymous

  • Гость
Истинные и ложные цели молитвы.
« Ответ #10 : 18 Июль 2005, 23:46:07 »
alluz, это хорошо, если для человека молитва - это как дышать. Не всем же так. У меня вот вопрос о мотивах еще как животрепещет, и такой барадак в мозгах, не знаю. куда деться.:(

r.b.Alexander

  • Сообщений: 154
    • Просмотр профиля

Истинные и ложные цели молитвы.
« Ответ #11 : 19 Июль 2005, 17:31:58 »
Похоже смысл сказанного alluz.    Как цель дыхания - есть поддерживание жизни на земле - так и цель молитвы поддержание жизни во Христе.
Христос ныне, днесь, тойжде и во век.

alluz

  • Гость
Истинные и ложные цели молитвы.
« Ответ #12 : 20 Июль 2005, 05:00:51 »
Пропустил пару дней, а тут уже столько всего.
--------------------------------------------------------------------------------
И какова цель дыхания, Alluz, по вашему?
 
Никто не задумывается над целью дыхания, а не дышать не может. Дыхание - естественное отправление живого организма. Так же и молитва. Помните анекдот: забыл как дышать и задохнулся.

Полагаю цель молитвы это и есть спасение...

Только не цель, а само спасение. И не потому что через неё приобретаются дела, у верующего нет дел, а потому что свидетельствует о жизни.

alluz, это хорошо, если для человека молитва - это как дышать.

Молитва и есть "дышать", а если у Вас нет - просвещайте ум чтением Писания.

Здесь все очень начитанные, и нет нужды объяснять, что все Отцы началом делания полагали Писание.

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Истинные и ложные цели молитвы.
« Ответ #13 : 26 Июль 2005, 14:23:02 »
GeorgiZ,
Цитировать
Цель молитвы такая же как и цель христианства - богообщение - живое, реально переживаемое. Но путь к богообщению - покаяние и смирение.
Кажется, что это главное, только стилистически поправить можно: молитва сама есть действие (или намерение, предложение) общения, а целью общения бывает Бог. Об этом как-то по детски говорил Э.Сведенборг, что человек отдаёт Господу себя, себя не желая, но Господь возвращает человеку его самого и так снова и снова. Я не приверженец разбавленной воды учения Сведенборга, но кажется, что Бог любит своих искренних детей, даже если у них несколько не в порядке с головой :-) пр.Симеон Новый Богослов говорил о чём-то подобном, когда называл искомого Бога непрестанно то появляющимся, то ускользающим из рук.

Так вот у меня был случай: в летнем поселении я спросил одну молодушку-девушку, совершенно незрелое, смиренное и неопытное дитя в духовной жизни: "Маша, а от чего ты хочешь спастись?" Она ответила как-то скоро: "Наверное от самой себя..." Я постарался выяснить что она имела ввиду, но она, похоже, и сама этого не знала. Это просто пришло ей в голову (я, кстати, очень ждал ответа).

Так вот, кажется, что молитва даётся смиренным, которые по слову пр.Исаака о смирении (что смиренный хочет как-бы умалиться и скрыться даже от себя самого), и даётся, как видение Бога, при котором человек забывает себя и ничто после этого не ценит превыше Бога - ни молитву, ни дары, т.е. ничего из действий, навыков, даров и т.п. духовных, но безличных предметов и явлений, но всегда ищет того, кого помнит его душа. Вспомните плачи пр.Силуана Афонского... Они о Ком-то. Вот - цель молитвы. Кто ещё как думает?
Простите меня

Tigon

  • Сообщений: 32
    • Просмотр профиля

Истинные и ложные цели молитвы.
« Ответ #14 : 07 Август 2005, 19:17:13 »
По поводу дыхания и молитвы.

Я новенький, поэтому попробую чуть-чуть.

Молитва есть духовная взаимосвязь (взаимодействие).

Акцент здесь такой. Что делать по-смерти ? Жизнь (духом) есть, а тела нет. Чтобы поддерживать жизнь нужно питание. И ... есть два пути: быть как хищник, получать силы, мытаря других, кто найдется - вызывая с нем страсти и их впитывать (= голодный дух =бес). Это путь обычного человека; и быть Божьим ... питаться Духом Святым.
Для этого надо при жизни: научиться питаться(= молится) НЕПРЕКРАЩАЕМО,т.е. не забываться(= впадать в прелесть нижнего дух. мира), не самостить (тогда Дух уйдет) и ... все то чему учат Отцы.

Те.е. молитва явится на том свете единственным способом благого выживания, и все что мы здесь делаем есть отработка навыков, которые по-смерти станут автоматически действовать. Если здесь мы получаем воздаяние от молитвы в виде разной помощи или выбора решения, то там это будет нашим дыханием (=жизнью), и отсюда крайне важна степень ответственности Вашим (личности) перед Вами (душой-духом), которая туда пойдет.
Поэтому суть молитвы не в словах, а в навыке предстояние пред Богом с сердце (не забываться внешним) с определенными чувствами просящего (как на коленях). Боитесь не научиться дышать.