Оригенизм и аскетика. Аскетика, разумеется, имеющая истоки только в монашеской аскетике от конца 3 века до конца 4 века, а точнее аскетика Евагрия, который более оригенист, чем сам Ориген.
Аскетика православия пронизана оригенизмом-евагриизмом. Практически это и не скрывается.
Что взято из оригенизма в монашескую аскетику? Почитание тела за ничто, вера в бестелесность в новом веке, по крайней мере полное отсутствие представления о роли тела в будущем веке. Это понятно. Если отрицать телесность, убивая чувственность в борьбе со страстями, а потом опять иметь тело в будущем веке, чувственное тело, то зачем спрашивается была борьба?
Вот и появляются представления о чистых умах, душах без тел, светоподобных "телах" и прочем. Недавно один священник РПЦ (из миссии в Палестине) по ТВ прямо так и заявил о существование лишь чистых умов в будущем веке. Я Был в шоке.
А самое печальное то, что иной аскетики и нет. Нет аскетики строгой положительной телесной чувственности. Даже нет на это ни идей ни намеков. Как-будто Ориген прав, и тела и чувственность Богом созданы только в наказание чистых умов, отпавших от Бога ...
Самое интересно, что в Евангелиях крайне мало, почти нет намеков на подобную аскетику. Только сорокодневный пост Иисуса и несколько мыслей о посте, часть из которых поздние вставки. Напротив, Христос всемерно поддерживает потребности тела человеков и не чурается разумных удовольствий и тем более дарения таковых другим, например, часто бывая в жилищах отнюдь не нищих иудеев, возлежа с ними на наверняка не скудных трапезах и вряд ли без вина, а также создавая вино из воды, что явно не на удовлетворение насущных нужд, а просто для веселия плоти. Простите, но откуда и зачем, тогда аскетика с уклоном в оригенизм? Откуда тотальное отрицание чувственности и лишь сквозь зубы про удовлетворение необходимых потребностей, где никто не знает границ необходимого? Не внесла ли такая аскетика множество бед? Не сбила ли миллионы аскетов с правильного пути трезвой и чистой, но вовсе не бесчувственной жизни? Возможна ли аскетика, где нет бегства от разумной чувственности? Какой бы могла быть такая аскетика?