Исихазм

Автор Тема: Объективные критерии успешности практики ??  (Прочитано 7523 раз)

Peter

  • Сообщений: 15
    • Просмотр профиля

Здравствуйте ! Существуют ли объективные внутренние или внешние критерии по которым можно убедиться что практика идет в правильном русле и наоборот?? спасибо 

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Чтобы немножко не быть голословным....

Цитировать
человеку надлежит иметь тонкое сведение обо всем этом и знать приметы, чтобы при каждом сделанном шаге сознавать, куда достигла и какую страну начала попирать стопами своими душа его ...:

- Достаточно ли, по душевному свету, ведение к различению сего, или различает это во тьме, или совершенно лишено такой способности?
- Точно ли находишь, что помысл начал очищаться?
- Парение мыслей в уме проходит ли в час молитвы?
- Какая страсть смущает ум во время приближения к молитве?
- Ощущаешь ли в себе, что сила безмолвия приосенила душу кротостию, тишиною и миром, какой сверх обычая рождается обыкновенно в уме?
- Восхищается ли непрестанно ум без участия воли к понятиям о бесплотном, в объяснение чего не дозволено входить чувствам?
- Возгорается ли в тебе внезапно радость, ни с чем не сравнимым наслаждением своим заставляющая умолкнуть язык?
- Источается ли непрестанно из сердца некое удовольствие и влечет ли всецело ум? ...

Если же не начал ты усматривать в душе своей, брат, что все это некоторым образом избыточествует или оскудевает, то труды твои, и скорби, и все безмолвие твое - бесполезное утомление себя

Исаак Сирин

Конечно, внутренняя жизнь может иметь и другие признаки (тонкое сведение) о правильности или успешности пути... т.е. - о её большем или меньшем совершенстве.

Peter

  • Сообщений: 15
    • Просмотр профиля

Спасибо ! Но эти состояния очень легко можно спутать с "прелестью" ...если можно добавлю вопрос ....есть ли четкие указания как отличить прелесть от духовного подъема?   

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Само желание получить "четкие указания как отличить прелесть от духовного подъема" связано с прельщенностью, страхами, недоверием... Это сигнал о неочищенности ума и неспокойствии чувств. Гарантий и четких указаний на духовном пути лучше не ожидать, иначе так и останешься в плену ветхой жизни.

Andrei

  • Сообщений: 95
    • Просмотр профиля

Здравствуйте ! Существуют ли объективные внутренние или внешние критерии по которым можно убедиться что практика идет в правильном русле и наоборот?? спасибо

  Дорогой Peter, если говорить об успешности практики как о стяжании Духа Святого (желательно не понимать стяжание как - получение и теперь фсё и навсегда, а понимать как присутствие (присутствия) Святого Духа, ведь  Дух Святой действует, где и как хочет, и после касания Святого Духа считать что теперь любой поток сознания  :-) что в словах, что в уме - есть от Святого Духа – бооольшое самомнение. Ведь Дух Святой не только утешает и наставляет на всякую истину, но и испытует), То (если не считать Евангелие «набором устаревших штампов» :wink: - это не к вам  :-), но тут проскочило и никто не обратил внимание  :-() -

  Признак присутствия Духа Святого в человеке - праведность и мир и радость во Святом Духе. Рим. 14: 17.

  У Апостола Павла в послании к галатам, 5:22-23 - Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.

  Почитайте о Дарах Святого Духа. Дары это особые действия Божественной благодати Святого Духа в душе христианина.  Опять же высшим даром Святого Духа является дар Любви, и этот дар в тоже время является и плодом Святого Духа.

  Любовь считается основание христианской жизни. Без нее христианский подвиг и все добродетели лишаются смысла: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.  И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор. 13:2-3).

  Опять же - основные признаки христианской Любви определены апостолом: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор. 13:4-7).

  Можете поинтересоваться терминологией различных типов любви в древнегреческом языке.

  Почитайте что есть добродетель в христианском понимании.

Читайте с угла зрения (обращая внимание) - признаки, плоды, дары и сформируется ваше понимание о критериях. Ну и используя ту или иную практику (делание) наблюдайте, в какую сторону вас ведет, тянет.

Где читать? Читать - Евангелие, и ....

PS
  Конечно, можно и совсем своими словами понаписать всякого/разного, но зачем устраивать «испорченный телефон»? Ведь важно не что я думаю, как считаю, а как вы это поймете, примете, сформулируете для себя, и потом, познавая далее и оттенки тоже,  будете изменять понимание.

  :-)

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7743
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

если можно добавлю вопрос ....есть ли четкие указания как отличить прелесть от духовного подъема?   
Прелесть - это лесть себе, просто высокое о себе помышление.
Если дело в помышлениях, дающих подъем, то опасность есть.
Если подъем никак не связан с помышлениями, то опасности принять его за прелесть практически нет.
На практике Вы легко разберете и отделите воздействие и пребывание в Вас Бога, от собственных прелестных помыслов, вызывающих подъем.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Андрей.....

  • Сообщений: 186
    • Просмотр профиля

Спасибо ! Но эти состояния очень легко можно спутать с "прелестью" ...если можно добавлю вопрос ....есть ли четкие указания как отличить прелесть от духовного подъема?   

Оригинальный ответ, но зато показательный. Тут два варианта:
1. Человек явно разбирается в прелести и благодати не на словах, но на деле. Вопросы задает чисто чтобы прощупать имеющуюся публику.
2. Человек далек и от благодати и от прелести. Он никогда их не вкушал. Однако, от нечего делать, поначитался св.Отцов и решил прояснить для себя теоретическую часть аскетического пути и умного делания.

Почему-то мне очевидно, что тут второй вариант. И знаете почему? Да потому, что для различения вкуса прелести необходим долгий опыт вкушения того и другого. И только со временем ум начинает замечать и различать последствия того и другого и отделять прелесть от благодати. Прелесть - неправильно употребленная благодать. Дело в тебе. Извращение идет от человека.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Спасибо ! Но эти состояния очень легко можно спутать с "прелестью" ...если можно добавлю вопрос ....есть ли четкие указания как отличить прелесть от духовного подъема?   

Оригинальный ответ, но зато показательный. Тут два варианта:
1. Человек явно разбирается в прелести и благодати не на словах, но на деле. Вопросы задает чисто чтобы прощупать имеющуюся публику.
2. Человек далек и от благодати и от прелести. Он никогда их не вкушал. Однако, от нечего делать, поначитался св.Отцов и решил прояснить для себя теоретическую часть аскетического пути и умного делания.

Почему-то мне очевидно, что тут второй вариант. И знаете почему? Да потому, что для различения вкуса прелести необходим долгий опыт вкушения того и другого. И только со временем ум начинает замечать и различать последствия того и другого и отделять прелесть от благодати. Прелесть - неправильно употребленная благодать. Дело в тебе. Извращение идет от человека.

Диагноз однако ...  Вам очевидно ... А мне например нет.

Ощущается самомнение и еще ряд моментов. С такого вопроса у меня тоже все начиналось

Андрей.....

  • Сообщений: 186
    • Просмотр профиля

Диагноз однако ...  Вам очевидно ... А мне например нет.

Ощущается самомнение и еще ряд моментов. С такого вопроса у меня тоже все начиналось

Верю вам, милорд. Сам задавался этими вопросами поначалу. Сейчас, оглядываясь назад, понимаешь какой то был детский сад. Потому и написал, что мне очевидно.
Добавлю, однако, что я был в свое время потрясен одному моменту. Благодать учит тебя всему. То, как ты представлял себе всё по прочтении св.Отцов - оказалось совсем другим по вкушении благодати. Очень многое оказалось надуманным.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Диагноз однако ...  Вам очевидно ... А мне например нет.

Ощущается самомнение и еще ряд моментов. С такого вопроса у меня тоже все начиналось

Верю вам, милорд. Сам задавался этими вопросами поначалу. Сейчас, оглядываясь назад, понимаешь какой то был детский сад. Потому и написал, что мне очевидно.
Добавлю, однако, что я был в свое время потрясен одному моменту. Благодать учит тебя всему. То, как ты представлял себе всё по прочтении св.Отцов - оказалось совсем другим по вкушении благодати. Очень многое оказалось надуманным.

Равно как многое и продолжает оставаться надуманным

Peter

  • Сообщений: 15
    • Просмотр профиля

Спасибо за ответы !  ....Вопрос был новоначального и военного инженера по профессии , привык к четким указаниям с ссылкой на авторитеты :)   

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Peter, У Вас хорошая возможность соединить ясность и четкость мышления, диктуемые профессией, со свободой внутреннего поиска.

Peter

  • Сообщений: 15
    • Просмотр профиля

Цитировать

    Признак присутствия Духа Святого в человеке - праведность и мир и радость во Святом Духе. Рим. 14: 17.

 
  :-)
правильно Вас понял ? критерий правильности практики : мир-спокойствие , радость - это можно ощутить , праведность - как это понять касаемо себя..Без учителя не обойтись?

svod

  • Сообщений: 4031
    • Просмотр профиля

Спасибо за ответы !  ....Вопрос был новоначального и военного инженера по профессии , привык к четким указаниям с ссылкой на авторитеты :)

Военные люди в большей степени, относительно общего числа людей,  в  глубине своей души призваны служить Отчизне, и когда человек, имеющий такие природные дарования, начинает служить Богу, выбирая Отчизной Царствие Небесное, и при этом, по словам Александра: "соединяет ясность и четкость мышления, диктуемые профессией, со свободой внутреннего поиска"., такой человек, близ при дверях. "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят". (ЛК 11.9).
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Peter

  • Сообщений: 15
    • Просмотр профиля

Спасибо за ответы !  ....Вопрос был новоначального и военного инженера по профессии , привык к четким указаниям с ссылкой на авторитеты :)

Военные люди в большей степени, относительно общего числа людей,  в  глубине своей души призваны служить Отчизне, и когда человек, имеющий такие природные дарования, начинает служить Богу, выбирая Отчизной Царствие Небесное, и при этом, по словам Александра: "соединяет ясность и четкость мышления, диктуемые профессией, со свободой внутреннего поиска"., такой человек, близ при дверях. "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят". (ЛК 11.9).
Простите . Этот пост написан с сарказмом или с позитивом ?