Проблема согласования внутреннего и внешнего планов жизни - одна из основных. Она становится заметной по мере пробуждения внутреннего человека. Внешний человек с ней мало знаком, он живет иллюзией матричного мироустройства и озабочен лишь тем, как удачнее встроиться в производственный процесс рождения, потребления и смерти.
На этом этапе внешний человек общается с внутренним миром посредством символов, через мистерию религиозных обрядов и магию (прежде всего, скрытую магию повседневной жизни). Он делает это по созданным ранее и закрепленных традициями лекалам, плохо понимая их смысл.
Пробуждение внутреннего существа вводит человека в новое состояние: внешняя капсула, в которую он был заключен, начинает коррозировать и разламываться. Процесс может быть долгим и болезненным, и завершается он выходом внутреннего мира наружу. Начинается новый этап, связанный с экспансией внутреннего и умалением внешнего. Этот этап вряд ли назовешь уравновешенным, обычно он протекает через перекосы и потрясения.
В начале идет освоение внутренних умственно-душевных пространств, близких к поверхности, с их освящением и преображением. Степень освоения зависит от развитости и масштабности фигуры внутреннего человека. По мере углубления работы диссонанс между внешним и внутренним накапливается и требует совершить выбор. Возможны три варианта. Первый - самый распространенный. Это выбор внешнего образа жизни, поскольку внутренний путь оказывается слишком дестабилизирующим. Обычно такой выбор сопровождается самообманом и полусознательной заменой внутреннего внешним - правилами, ритуалами, всевозможными ограничениями и прочим набором инструментов, позволяющими угасить (подменить) сокровенный огонь устремления.
Второй вариант - куда более редкий - выбор внутреннего в ущерб внешнему. Этот выбор в некоторых случаях позволяет значительно продвинуться в своем духовном поиске за счет отрицания нужд внешнего человека. Если усилия направлены на развитие тонких умственных способностей, внутренний человек входит в область гнозиса. Если развиваются чувственно-душевные силы, получает некие чудесные дары. Если умерщвляет не только тело, но и ум, и страсти - имеем сухой пень. Через эти достижения и потери может пробиваться мощный духовный огонь. Поскольку согласования внутреннего и внешнего нет, остается спасение через развоплощение. Проповедь такого спасения проходит красной нитью через традиционное аскетическое монашество. Его мем: бегай от человеков - и спасешься.
Третий вариант - самый редкий - в согласии внутреннего и внешнего мира.
Продолжение следует...