Исихазм

Автор Тема: Страх.  (Прочитано 9758 раз)

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Страх.
« Ответ #15 : 03 Июль 2016, 07:34:36 »
Страх - он индикатор веры в Благой промысел Божий.

Если человек боится но делает, то наверно есть в этом вера в благой промысел, а если страх парализует и превращает в растение то веры нет, может быть даже в страхе который человек преодолевает по вере в промысел, есть уже страх Божий, то есть именно вера преображает страх, и делает его стимулом к действию, более осмысленному чем действие без страха. То есть, мирской страх парализует, а божественный наоборот мобилизует.

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Re: Страх.
« Ответ #16 : 03 Июль 2016, 09:22:44 »
Страх - он индикатор веры в Благой промысел Божий.

Если человек боится но делает, то наверно есть в этом вера в благой промысел, а если страх парализует и превращает в растение то веры нет, может быть даже в страхе который человек преодолевает по вере в промысел, есть уже страх Божий, то есть именно вера преображает страх, и делает его стимулом к действию, более осмысленному чем действие без страха. То есть, мирской страх парализует, а божественный наоборот мобилизует.
Согласен..добавлю может...если человек боится и делает - то это точка волевого выбора человека. Господь подвел его к этой черте, через которую необходимо перешагнуть выбором воли.Усилие это и есть проявление выбора.Выявление готовности идти за Богом до конца. И заметьте - страх это чувственное ощущение, а не ума...Ум лишь способен или накрутить страх, чувства или успокоить их и его. Ум инструмент воли,самоопределения человека.Ум отражает в каком состоянии находится человек.Сделал он свой выбор или нет.
Храни вас Бог!

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Страх.
« Ответ #17 : 03 Июль 2016, 12:37:01 »
Raisa, ветхий то живет до телесной смерти. Лествичник говорил телу нельзя верить до гроба, хотя бы ты и преображался в огонь целиком. Отмирание необходимо. Господь и божия матерь умирали телом, хотя Христу до этого вероятно и не было необходимости, он был и так безстрастен с зачатия.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Страх.
« Ответ #18 : 03 Июль 2016, 21:14:28 »
Raisa, ветхий то живет до телесной смерти. Лествичник говорил телу нельзя верить до гроба, хотя бы ты и преображался в огонь целиком. Отмирание необходимо. Господь и божия матерь умирали телом, хотя Христу до этого вероятно и не было необходимости, он был и так безстрастен с зачатия.

Св. Иоанн Лествичник пишет что страх может быть от бесов, и побеждается плачем, то есть сильные эмоции плача могут отогнать страхование наводимые бесами, получается что страх возникает из слабости эмоциональной сферы и побеждается укреплением этой сферы посредством стяжания сильных благодатных эмоций.

Получается мирской страх это страх слабого сердца, а божественный страх это страх сердца сильного.

svod

  • Сообщений: 4031
    • Просмотр профиля

Re: Страх.
« Ответ #19 : 04 Июль 2016, 11:05:00 »
Ну, да, в Боге отношение к страстям очищается по мере преображения человека, воздействуя на него по новому, побуждая воспринимать страсти чисто, не пачкаясь об них, не следуя указаниям страстей, а, обретать над ними власть, когда они и сами без принуждения, готовы подчинить себя этой благой и для них власти. Страсти, как ступени ракеты, отлетают от нее, давая возможность ракете, выйти на заданную Духом орбиту (позицию).
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Страх.
« Ответ #20 : 04 Июль 2016, 15:23:03 »
Ну, да, в Боге отношение к страстям очищается по мере преображения человека, воздействуя на него по новому, побуждая воспринимать страсти чисто, не пачкаясь об них, не следуя указаниям страстей, а, обретать над ними власть, когда они и сами без принуждения, готовы подчинить себя этой благой и для них власти. Страсти, как ступени ракеты, отлетают от нее, давая возможность ракете, выйти на заданную Духом орбиту (позицию).

Страх это не совсем страсть в святоотеческом понимании, от греховных страстей происходит нечистое удовлетворение, а страх как и боль никакого удовольствия не несет, а скорее дает очищение или подавление страстей, испуганный человек или ощущающий боль, мало преклонен ко греху, поэтому к страху отношение особое, даже мирской страх во многом полезен если он настолько интенсивен что может подавлять страсти, а божественный страх очень нужен.

Колхозник

  • Сообщений: 3111
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Страх.
« Ответ #21 : 04 Июль 2016, 16:06:54 »
Raisa, ветхий то живет до телесной смерти. Лествичник говорил телу нельзя верить до гроба, хотя бы ты и преображался в огонь целиком. Отмирание необходимо. Господь и божия матерь умирали телом, хотя Христу до этого вероятно и не было необходимости, он был и так безстрастен с зачатия.

Св. Иоанн Лествичник пишет что страх может быть от бесов, и побеждается плачем, то есть сильные эмоции плача могут отогнать страхование наводимые бесами, получается что страх возникает из слабости эмоциональной сферы и побеждается укреплением этой сферы посредством стяжания сильных благодатных эмоций.

Получается мирской страх это страх слабого сердца, а божественный страх это страх сердца сильного.

Андрей, мне в свое время Лествичник очень помог, в том числе и в отношении страха.

"Боязливость есть младенчественный нрав в старой тщеславной душе. Боязливость есть уклонение от веры, в ожидании нечаянных бед.
Страх есть предвоображаемая беда; или иначе, страх есть трепетное чувство сердца. тревожимое и сетующее от представления неведомых злоключений. Страх есть лишение твердой надежды.
Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самых теней.
"

Оброти внимание на выделенное. На мой взгляд, там суть. Во всяком случае, когда я в себе это откопал, увидел и осознал, то о чем хотел сказать Иоанн Лествичник, во многом проблема со страхами ушла. Так как стала понятна его природа, место его рождения. Опять же имхо, побеждать страх эмоцией или психологическими приемами конечно можно, это работает, но гораздо эффективнее все же открыть в себе суть этого явления. Через это подрубаются как бы корни, а не обламываются верхушки.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Страх.
« Ответ #22 : 04 Июль 2016, 22:32:16 »
Страх это эмоциональная реакция на неизвестность, и эмоциональная реакция может быть на что угодно, конечно гордые и тщеславные люди как св. Иоанн Лествичник везде видят гордость и тщеславие, а например чревоугодник увидит в страхе возможность неурожая и голода, а блудник соответственно проблемы с эрекцией,
Не согласен вообщем что страх от гордости, это у кого что.

svod

  • Сообщений: 4031
    • Просмотр профиля

Re: Страх.
« Ответ #23 : 05 Июль 2016, 17:13:24 »
Страх это не совсем страсть в святоотеческом понимании, от греховных страстей происходит нечистое удовлетворение, а страх как и боль никакого удовольствия не несет, а скорее дает очищение или подавление страстей

Страх это эмоциональная реакция на неизвестность... например чревоугодник увидит в страхе возможность неурожая и голода, а блудник соответственно проблемы с эрекцией...

Андрей,  Ваши мысли, и первая и вторая, вполне логичны и не имеют внутри себя противоречий. Но если эти две мысли сопоставить, то возникает потребность, нет, не отрицать сказанное, а продолжить размышление о страхе, делая новые выводы.

Страх чревоугодника (голод, неурожай) не очищает и не подавляет эту страсть, а скорее сплавляет ее с другими страстями. Например боюсь я голода, построю амбары наполню их зерном: "Ешь, пей и веселись душа моя" - жадность, накопительство. Блудник боится импотенции, страх рождает мнительность, излишнее внимание к своему здоровью и т.д.

Если бы страх был только производным от грехопадения и ранее его не существовал, то не услышал бы первый человек этих слов от Бога:  "А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь."

Именно этот страх Божий -  страх перед смертью и был той силой, которая, по идее, должна была удержать человека от вкушения запретного плода. Но если это так, то почему страх не сработал? Потому что на арену человеческой истории вступила ложь изливаемая сатаной: "Нет не умрете, а станете как боги". И действительно, боги на то они и боги, что не умирают. В итоге страх смерти был преодолен ложью о том, что этот страх ложен. Но тогда, в чем вина человека? Он был обманут, введен в заблуждение, Бог мог и простить. Почему не простил? Потому что за словами Бога: "смертью умрешь" скрывался смысл, который подразумевал: "умрешь, потому что  сам по своей воле от Меня уйдешь и Меня в себе убьешь."

Слова Господа непреложны, и человек на самом деле умирает, теряя (испуская)  Дух его животворящий, он лишается Его светоносной ризы, становясь обнаженным плотским скелетом. "И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания". Почему нагота прикрывается? Человек стал страстным. Области чрева и пола становятся источником низших страстей, которые наги, дики и необузданны, так как родом они из хаоса ничего.Человек вступает на новое для него поприща бога и начинает творить. Первое его творение опоясание сшитое из смоковных листьев. Оно же  определило и направление всех последующих творений человека: одевание страстей в  одежды разума, оправдание разумом своих страстей.

Примечательны и первые слова человека Богу после грехопадения: "Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся". Выделенные слова прямо указывает на то, что человек впервые испытывает страх перед Богом и причина этого, духовная нагота человека перед Богом. Такой же страх испытываем и мы все, когда Господь приближается к нам и спрашивает "где ты?". Мы прячемся от него в зарослях своих мечтаний и мыслей, думая, что Он не увидит нашей наготы. Не смотря на это, мы продолжаем упоенно шить  своим страстям смоковные одеяния из чего угодно, в том числе и  из гуманистических идей и религиозных взглядов.

Так и блудник, носит сшитые для него модные одежды и пьет упакованную для него Виагру. А фарисей шьет слова своей молитвы, благодаря Господа, что он не такие, как они. Ну, да, Адам же сказал про Еву, что "она дала, а он ел". Адам и есть первый фарисей: "Господи, я не такой как она".

Это о ветхозаветном страхе перед Богом. В каждом из нас есть ветхозаветное. Таковыми были и апостолы. Вспомните слова Петра, который в страхе припав ко Христу говорил: "выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный". Однако после Пятидесятницы, когда в сердце каждого апостола стал действовать Христос в силе Духа Святого, мы уже никогда не услышим подобных слов, потому чтоДух Пятидесятницы, это и  Дух истины, Который от Отца исходит и утверждает в сердце Христа. Однако для такого страх Божий не исчезает полностью, но становится преодолимым. Я писал о таком страхе, как о ступени ракеты, которая остается до определенного времени, а потом отпадает за ненадобностью, давая дополнительный разгон ракете, а там следующая ступень и т.д.

Что же касается страха человеческого, то он во многом определен нашими кожаными ризами, которые Бог сшил и одел ими человека, который думал обойтись только одеяниями из смоковных листьев. Тут уж наши страхи прошиты на уровне психики, моторики и физиологии. Страх высоты, собак, замкнутого пространства и т.д. из этой оперы, но это уже другая опера.
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Страх.
« Ответ #24 : 05 Июль 2016, 18:59:32 »
конечно гордые и тщеславные люди как св. Иоанн Лествичник везде видят гордость и тщеславие.

Хотелось бы поправить эту мысль, теоретически до поступления на поприще душеспасения, св. Иоан Лествичник недуговал страстями гордости и тщеславия, по причине своего высокого происхождения, как родовыми грехами.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Страх.
« Ответ #25 : 05 Июль 2016, 22:12:55 »

Это о ветхозаветном страхе перед Богом. В каждом из нас есть ветхозаветное. Таковыми были и апостолы. Вспомните слова Петра, который в страхе припав ко Христу говорил: "выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный". Однако после Пятидесятницы, когда в сердце каждого апостола стал действовать Христос в силе Духа Святого, мы уже никогда не услышим подобных слов, потому чтоДух Пятидесятницы, это и  Дух истины, Который от Отца исходит и утверждает в сердце Христа. Однако для такого страх Божий не исчезает полностью, но становится преодолимым. Я писал о таком страхе, как о ступени ракеты, которая остается до определенного времени, а потом отпадает за ненадобностью, давая дополнительный разгон ракете, а там следующая ступень и т.д.

Что же касается страха человеческого, то он во многом определен нашими кожаными ризами, которые Бог сшил и одел ими человека, который думал обойтись только одеяниями из смоковных листьев. Тут уж наши страхи прошиты на уровне психики, моторики и физиологии. Страх высоты, собак, замкнутого пространства и т.д. из этой оперы, но это уже другая опера.

 Согласен Дух Истины делает страх преодолимым, как страх не получить удовлетворения, толкающий ко греху, так и страх перед Богом отталкивающий от спасения, то есть страх это не сама страсть а ложное состояние ума, и Дух Истины исправляет ложное состояние ума, но как же тогда страх начало премудрости, а если страх это осознание умом своего ложного состояния, тоесть ум пребывает в самомнении о своем совершенстве, но столкнувшись с осознанием своего несовершенства впадает в состояние страха, как в мифе о древе познания добра и зла, изначально Адам считал себя совершенным, но Слово Бога о наличии дерева познания вмеляет в ум Адама мысль о незнании им добра и зла что умом воспринимается как страх, и под давлением страха Адам соглашается на предложение Евы.

Получается что осознание своего несовершенства это начало премудрости.
А достижение совершенства это премудрость, и достижение премудрости умаляет страх, но страх необходим для начала поиска.

Колхозник

  • Сообщений: 3111
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Страх.
« Ответ #26 : 05 Июль 2016, 23:15:56 »
конечно гордые и тщеславные люди как св. Иоанн Лествичник везде видят гордость и тщеславие,

что то новенькое))) с каких это пор Лествичник стал гордым и тщеславным? но с другой стороны, кто же нам может запретить его таким считать!! ))) :-D хотя бы теоретически)))

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Страх.
« Ответ #27 : 05 Июль 2016, 23:22:36 »
конечно гордые и тщеславные люди как св. Иоанн Лествичник везде видят гордость и тщеславие,

что то новенькое))) с каких это пор Лествичник стал гордым и тщеславным? но с другой стороны, кто же нам может запретить его таким считать!! ))) :-D

Конечно Вы Владимир правы, есть в этом поиске чужих грехов ложный логоцентризм, то есть понятийные категории страстей затмевают человеческую личность которая вне любых понятий, смыслов и греховно-добродетельного дуализма.

Колхозник

  • Сообщений: 3111
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Страх.
« Ответ #28 : 05 Июль 2016, 23:26:29 »
Согласен Дух Истины делает страх преодолимым

Знаю многих, которые и близко не знакомы с Духом Истины, но они нифига не боятся.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Страх.
« Ответ #29 : 05 Июль 2016, 23:26:46 »
Говоря об эмоциях, отцы пишут, что Спас на кресте смерти боялся... как человек, которому это не свойственно. Точнее не боялся, а страшился неестественного состояния смерти тела.