Страх это не совсем страсть в святоотеческом понимании, от греховных страстей происходит нечистое удовлетворение, а страх как и боль никакого удовольствия не несет, а скорее дает очищение или подавление страстей
Страх это эмоциональная реакция на неизвестность... например чревоугодник увидит в страхе возможность неурожая и голода, а блудник соответственно проблемы с эрекцией...
Андрей, Ваши мысли, и первая и вторая, вполне логичны и не имеют внутри себя противоречий. Но если эти две мысли сопоставить, то возникает потребность, нет, не отрицать сказанное, а продолжить размышление о страхе, делая новые выводы.
Страх чревоугодника (голод, неурожай) не очищает и не подавляет эту страсть, а скорее сплавляет ее с другими страстями. Например боюсь я голода, построю амбары наполню их зерном: "Ешь, пей и веселись душа моя" - жадность, накопительство. Блудник боится импотенции, страх рождает мнительность, излишнее внимание к своему здоровью и т.д.
Если бы страх был только производным от грехопадения и ранее его не существовал, то не услышал бы первый человек этих слов от Бога:
"А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь."Именно этот страх Божий - страх перед смертью и был той силой, которая, по идее, должна была удержать человека от вкушения запретного плода. Но если это так, то почему страх не сработал? Потому что на арену человеческой истории вступила ложь изливаемая сатаной:
"Нет не умрете, а станете как боги". И действительно, боги на то они и боги, что не умирают. В итоге страх смерти был преодолен ложью о том, что этот страх ложен. Но тогда, в чем вина человека? Он был обманут, введен в заблуждение, Бог мог и простить. Почему не простил? Потому что за словами Бога: "смертью умрешь" скрывался смысл, который подразумевал: "умрешь, потому что сам по своей воле от Меня уйдешь и Меня в себе убьешь."
Слова Господа непреложны, и человек на самом деле умирает, теряя (испуская) Дух его животворящий, он лишается Его светоносной ризы, становясь обнаженным плотским скелетом.
"И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания". Почему нагота прикрывается? Человек стал страстным. Области чрева и пола становятся источником низших страстей, которые наги, дики и необузданны, так как родом они из хаоса ничего.Человек вступает на новое для него поприща бога и начинает творить. Первое его творение опоясание сшитое из смоковных листьев. Оно же определило и направление всех последующих творений человека:
одевание страстей в одежды разума, оправдание разумом своих страстей. Примечательны и первые слова человека Богу после грехопадения:
"Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся". Выделенные слова прямо указывает на то, что человек впервые испытывает страх перед Богом и причина этого, духовная нагота человека перед Богом. Такой же страх испытываем и мы все, когда Господь приближается к нам и спрашивает "где ты?". Мы прячемся от него в зарослях своих мечтаний и мыслей, думая, что Он не увидит нашей наготы. Не смотря на это, мы продолжаем упоенно шить своим страстям смоковные одеяния из чего угодно, в том числе и из гуманистических идей и религиозных взглядов.
Так и блудник, носит сшитые для него модные одежды и пьет упакованную для него Виагру. А фарисей шьет слова своей молитвы, благодаря Господа, что он не такие, как они. Ну, да, Адам же сказал про Еву, что "она дала, а он ел". Адам и есть первый фарисей: "Господи, я не такой как она".
Это о ветхозаветном страхе перед Богом. В каждом из нас есть ветхозаветное. Таковыми были и апостолы. Вспомните слова Петра, который в страхе припав ко Христу говорил: "выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный". Однако после Пятидесятницы, когда в сердце каждого апостола стал действовать Христос в силе Духа Святого, мы уже никогда не услышим подобных слов, потому чтоДух Пятидесятницы, это и Дух истины, Который от Отца исходит и утверждает в сердце Христа. Однако для такого страх Божий не исчезает полностью, но становится преодолимым. Я писал о таком страхе, как о ступени ракеты, которая остается до определенного времени, а потом отпадает за ненадобностью, давая дополнительный разгон ракете, а там следующая ступень и т.д.
Что же касается страха человеческого, то он во многом определен нашими кожаными ризами, которые Бог сшил и одел ими человека, который думал обойтись только одеяниями из смоковных листьев. Тут уж наши страхи прошиты на уровне психики, моторики и физиологии. Страх высоты, собак, замкнутого пространства и т.д. из этой оперы, но это уже другая опера.