10) Так же, как у тела есть пять чувств – зрение, слух, вкус, обоняние и осязание, соответственно так же и в душе пять чувств: ум (νου), разум (λογικό), разумное чувство, знание (γνώση) и наука (επιστήμη). Пять чувств объединены в три действа души: ум (νου), разум (λογικό) и разумное чувство (νοερή αίσθηση). С помощью ума мы размышляем (διανοήματα), с помощью разума истолковываем (ερμηνείες), а с помощью разумного чувства мы принимаем фантазии (φαντασίες) божественной науки (επιστήμης) и знания (γνώσεως).
11) Имеющий ум может размышлять благоразумно, и будучи чистым [умом] принимать божественные смыслы (νοήματα); разум (λογικό) может истолковывать естественные движения всего видимого творения, то есть может ясно объяснить причины существования вещей; разумное чувство может воспринимать науку (επιστήμη) небесной мудрости и знания (γνώσεως), осияваемое лучами Солнца Правды. Всякий превосходящий [внешнее] чувство достигает того, что лежит за его пределами, наслаждаясь сладостью невидимых вещей.
12) Главных (роднейших, основных) сил ума четыре: понятливость (σύνεση), проницательность (οξύνοια), восприимчивость (αντίληψη) и живость {искусность} (επιδεξιότητα). Если к ним присовокупить четыре главные добродетели души, связывая целомудрие — с понятливостью ума, рассудительность — с его проницательностью, справедливость — с его восприимчивостью и мужество — с его живостью {искусностью}; то можно двояко построить пламенную и небеснотекущую (ουρανοπόρο) колесницу, для борьбы с тремя главными началами [и силами] ополчающихся страстей: сребролюбием, сластолюбием и славолюбием.]
13) Тот, кто победил сребролюбие восприимчивостью закона правды (έννομη δικαιοσύνη,), которая есть милостыня и сострадание к ближнему; победил сластолюбие благоразумным целомудрием, которое есть тщательное воздержание; и одолел славолюбие проницательностью (прозорливостью) и мудростью (φρόνηση), которая есть ни что иное, как различение вещей человеческих и Божественных,] попирая любовь к славе ногами, как ничего незначащую и бесполезную, одолевая перстное мудрование плоти. [Тот] после того, как закон Духа жизни возобладает над внешним законом плоти, сделавши [его] свободным, может сказать: Благодарю (Ευχαριστώ) Бога, что закон Духа жизни освободил меня от закона рабства (δουλεία) и смерти (ср. Рим. 8:2. Рим. 7:25).]
31) Обычно (т. е. в порядке вещей) внешнему виду лица изменяться соответственно внутреннему настроению души. Ибо какое делание имеет мысленное ее движение, такое расположение являет в себе для стоящих и зрак (взгляд, вид) лица. Сорасполагаясь и соизменяясь сообразно с тем, что приводит в движение помысл, иногда видится он светлым, когда сердце веселится по причине восхождения благих помышлений и размышлений (τη μελέτη) о Боге; а иногда посупленеет и мрачнеет, когда огорчают неуместные помыслы. Почему невозможно утаить движений и чувств, происходящих внутри, от тех (людей), чьи чувства обучены. Обычно это происходит или от правой руки Всевышнего, вследствии чего они возрождаются в духе, становясь солью земли и светом міра (Мф. 5:13-14); либо это происходит от восстания злых сил и смятения (смущения) помыслов, и это тоже очевидно для них, так как они отвергают то́ (сопротивляются этому), отпечаток (начертание) образа Сына Божия носящие светлостно в Божественных дарованиях.