Исихазм

Автор Тема: Сотницы Никиты Стифата - перевод непереведенного  (Прочитано 18354 раз)

snusmr

  • Сообщений: 912
    • Просмотр профиля

10) Так же, как у тела есть пять чувств – зрение, слух, вкус, обоняние и осязание, соответственно так же и в душе пять чувств: ум (νου), разум (λογικό), разумное чувство, знание (γνώση) и наука (επιστήμη). Пять чувств объединены в три действа души: ум (νου), разум (λογικό) и разумное чувство (νοερή αίσθηση). С помощью ума мы размышляем (διανοήματα), с помощью разума истолковываем (ερμηνείες), а с помощью разумного чувства мы принимаем фантазии (φαντασίες) божественной науки (επιστήμης) и знания (γνώσεως).

11) Имеющий ум может размышлять благоразумно, и будучи чистым [умом] принимать божественные смыслы (νοήματα); разум (λογικό) может истолковывать естественные движения всего видимого творения, то есть может ясно объяснить причины существования вещей; разумное чувство может воспринимать науку (επιστήμη) небесной мудрости и знания (γνώσεως), осияваемое лучами Солнца Правды. Всякий превосходящий [внешнее] чувство достигает того, что лежит за его пределами, наслаждаясь сладостью невидимых вещей.

12) Главных (роднейших, основных) сил ума четыре: понятливость (σύνεση), проницательность (οξύνοια), восприимчивость (αντίληψη) и живость {искусность} (επιδεξιότητα). Если к ним присовокупить четыре главные добродетели души, связывая целомудрие — с понятливостью ума, рассудительность — с его проницательностью, справедливость — с его восприимчивостью и мужество — с его живостью {искусностью}; то можно двояко построить пламенную и небеснотекущую (ουρανοπόρο) колесницу, для борьбы с тремя главными началами [и силами] ополчающихся страстей: сребролюбием, сластолюбием и славолюбием.]

13) Тот, кто победил сребролюбие восприимчивостью закона правды (έννομη δικαιοσύνη,), которая есть милостыня и сострадание к ближнему; победил сластолюбие благоразумным целомудрием, которое есть тщательное воздержание; и одолел славолюбие проницательностью (прозорливостью) и мудростью (φρόνηση), которая есть ни что иное, как различение вещей человеческих и Божественных,] попирая любовь к славе ногами, как ничего незначащую и бесполезную, одолевая перстное мудрование плоти. [Тот] после того, как закон Духа жизни возобладает над внешним законом плоти, сделавши [его] свободным, может сказать: Благодарю (Ευχαριστώ) Бога, что закон Духа жизни освободил меня от закона рабства (δουλεία) и смерти (ср. Рим. 8:2. Рим. 7:25).]

31) Обычно (т. е. в порядке вещей) внешнему виду лица изменяться соответственно внутреннему настроению души. Ибо какое делание имеет мысленное ее движение, такое расположение являет в себе для стоящих и зрак (взгляд, вид) лица. Сорасполагаясь и соизменяясь сообразно с тем, что приводит в движение помысл, иногда видится он светлым, когда сердце веселится по причине восхождения благих помышлений и размышлений (τη μελέτη) о Боге; а иногда посупленеет и мрачнеет, когда огорчают неуместные помыслы. Почему невозможно утаить движений и чувств, происходящих внутри, от тех (людей), чьи чувства обучены. Обычно это происходит или от правой руки Всевышнего, вследствии чего они возрождаются в духе, становясь солью земли и светом міра (Мф. 5:13-14); либо это происходит от восстания злых сил и смятения (смущения) помыслов, и это тоже очевидно для них, так как они отвергают то́ (сопротивляются этому), отпечаток (начертание) образа Сына Божия носящие светлостно в Божественных дарованиях.
« Последнее редактирование: 11 Октябрь 2016, 10:41:29 от snusmr »

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

воу воу спасибо!!!

snusmr

  • Сообщений: 912
    • Просмотр профиля

elm,
надеюсь продолжить, только медленно идет перевод

snusmr

  • Сообщений: 912
    • Просмотр профиля

39) На разных этапах [духовного пути] не один и тот же подвиг необходим против трех сил и начал лукавого (πονηρού) духа, есть отличие в борьбе против одного и другого. В брани против каждого из трех начал естественным (φυσικό) оружием выступает праведный гнев.

58) Я видел под солнцем (στη γη — на земле), говорит премудрый, человека мудрого в своих глазах (Притч. 26, 12), такого и я видел среди людей, уповающего лишь на свои дела, высокомудрствующего (μεγάλη ιδέα) в человеческой мудрости (σοφία), земной и душевной. Из-за этого он не только смотрел свысока на простых людей, но и даже на учителей христианской веры, которые достигли божественного покоя >их жизни (ζωή)<; вместе с тем, он ругал и посмеивался над ними за необычную (ασυνήθιστο) их форму речи и за то, что не хотели [они] подражать селективной (εκλεκτικό) и отточенной (τορνευτό) лексике (λεξιλόγιό) внешнего разума, и не пытались следить за правильным написанием [своих] письменных учений. Для него, не знающего, что Бог не предпочитает и не любит (αγαπά) отточенные (τορνευτές) слова и красивые фразы, но добро́тное (καλή) значение (σημασία) смысла (νοημάτων) я произнесу следующую поговорку (παροιμία): пес живой лучше, чем лев мертвый (Еккл. 9, 4), и: лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не научился принимать советы (Еккл. 4, 13).

snusmr

  • Сообщений: 912
    • Просмотр профиля

65. Подобно тому, как осквернение плоти наслаждением (ηδονή) имеет предшествующей причиной злое (σατανικό) желание (έρωτα), чтобы исполнить (ολοκληρώσει) злобу (κακία); так и болезненная печаль имеет предшествующей причиной теплоту сердца (καρδιάς), чтобы исполнить печаль и слезы. И это есть смотрение (οικονομία) Божией благости по отношению к нам, чтобы устранять и очищать труд (κόπο) наслаждения (ηδονής) болезненным трудом (κόπους), и постыдный поток плоти потом слез. И исключить из нашего ума (τύπους – типы) злодейства (αχρειοτήτων) и безобразные (τιςάσχημες) образы (εικόνες) из нашей души, чтобы явить (αναδείξομε) блеск (λαμπρότερη) [нашей] природной (φυσικό) красоты (κάλλος).

snusmr

  • Сообщений: 912
    • Просмотр профиля

66. Как тот, кто от действий лукавого духа блудит, получая в качестве награды удовольствие плоти, а в конце концов от злых действий — скверну. Так и тот, кто от действий Святого Духа свыше, получая в качестве награды радость души, в конечном итоге от добрых дел — очищение слезами, возрождение, соединение и единение с Богом.

snusmr

  • Сообщений: 912
    • Просмотр профиля

67. Есть в нас два естественных (φυσικές) потока от нашего существа (ουσία): семя (γονής) и слезы. Посредством первого мы оскверняем хитон (χιτώνας) нашей души, а вторым очищаем. Так что осквернение, происходящее от нашего существа (ουσία), необходимо очистить слезами, происходящими также от него. Потомучто нет другого способа, чтобы очистить осквернение нашей природы (φύσεώς — естества).

snusmr

  • Сообщений: 912
    • Просмотр профиля

68. Всякое устроение (διάθεση) согрешающей души, движимой порочным (φαύλη) образом (φαύλο τρόπο), мимолетным наслаждением разоряет весь труд (προσπάθειά – старание); но всякая душа, очищаемая от порочной (φαύλη) привычки (συνήθεια) и устроения, своим длинным (απλώνει) трудом достигает продолжительного удовольствия, непрерывно (όλο) веселясь (ευφροσύνη). И это чудо, как [второе] удовольствие, сдерживая [первое] наслаждение, совершенно (τελείως) услащает (γλυκαίνει) боль, порожденную удовольствием.

svod

  • Сообщений: 4034
    • Просмотр профиля

68. Всякое устроение (διάθεση) согрешающей души, движимой порочным (φαύλη) образом (φαύλο τρόπο), мимолетным наслаждением разоряет весь труд (προσπάθειά – старание); но всякая душа, очищаемая от порочной (φαύλη) привычки (συνήθεια) и устроения, своим длинным (απλώνει) трудом достигает продолжительного удовольствия, непрерывно (όλο) веселясь (ευφροσύνη). И это чудо, как [второе] удовольствие, сдерживая [первое] наслаждение, совершенно (τελείως) услащает (γλυκαίνει) боль, порожденную удовольствием.

Как хорошо сформулированно то,  что называется бегать от чувственного удовольствия . Очень точно описывается то, что получаешь большее наслаждение от бестрастного, отвращаясь от страстного.
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

snusmr

  • Сообщений: 912
    • Просмотр профиля

Svod,
рад что пригодился перевод.

Продолжаю... вернее возвращаюсь к 12-ой главе первой сотницы. Еще раз пересмотрел все... вызывает сомнение одно слово — επιδεξιότητα, у Паисия переведено "твердомыслие", но по греческому переводу: "искусность, ловкость, мастерство". В английском переводе "perspicacity", что можно перевести: "зоркость, проницательность, прозорливость" - синоним слова "sagacity", которое уже стоит вторым в списке — проницательность. У Паисия это выглядит "остроумие"/"твердомыслие". Но если посмотреть внимательнее, то противоречие стирается, русский перевод может быть следующим:: "зоркость, прозорливость"/"здравый рассудок, основательность ума". если учесть что "здравый рассудок" = "искусности, мастерству", то противоречие не сильно заметно.
P.S: Однако в переводе трактата о душе Шленова (Дионисия), 50 глава соответствует 12-ой главе 1-ой сотницы... там перевод стоит "живость"... уж даже и не знаю как переводить, но будем следовать Паисиевскому переводу, ибо мужество как-то гармоничнее сочетается с "твердостью ума".

Думаю, что стоило об этом написать.
Итак, глава немного откорректирована:
12) Главных (роднейших, основных) сил ума четыре: понятливость (σύνεση), проницательность {зоркость ума} (οξύνοια), восприимчивость (αντίληψη) и твердость ума {мастерство, искусство, ловкость} (επιδεξιότητα, у Паисия «твердомыслие»). Если к ним присовокупить четыре главные добродетели души, связывая целомудрие — с понятливостью ума, рассудительность — с его проницательностью, справедливость — с его восприимчивостью и мужество — с его твердостью ума {мастерством}; то можно построить пламенную и небеснотекущую (ουρανοπόρο) двоякую колесницу, для борьбы с тремя главными началами и силами (δυνάμεων) ополчающихся страстей: сребролюбием, сластолюбием и славолюбием.
« Последнее редактирование: 14 Октябрь 2016, 09:44:18 от snusmr »

svod

  • Сообщений: 4034
    • Просмотр профиля

4 силы ума сложно охватить своим умом  без привязки к силам души. Распределим попарно.

1. Понятливость (ум) - целомудрие (душа)
2. Проницательность (ум) - рассудительность (душа)  тут непонятно, есть ли другой вариант перевода? Рассудительность - это скорее сила ума, чем души.
3. Восприимчивость (ум) - справедливость (душа)    если далее указывается мужество души, то куда делась ее женственность (есть ли иной перевод?), восприимчивости ума более соответствует женственность, чем справедливость ИМХО
4. Твердость (мастерство)  (ум) - мужество (душа)  твердость и мастерство несколько разные понятия, скорее тут твердость ума поддерживается мужеством души ИМХО
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

snusmr

  • Сообщений: 912
    • Просмотр профиля

Svod,
Я не уверен что могу перевести лучше. Вообще это в порядке вещей, что перевод не будет точным, слово очень плоско отражает картину, НО — я стараюсь вставлять греческие термины и каждый может сам посмотреть их значения, только врядли это сильно прояснит картину, здесь нужна еще и интуиция....
Кроме того, я перевожу недостающие главы, чтобы скомпилировать 4-ую часть славянского Добротолюбия, тогда появятся 2 состыкованных перевода, русский и славянский, возможно картина обрисуется более широко и удастся ухватить неухватимое.
P,.S: трудно сверять славянский, греческий и даже английский переводы, пусть кто-то другой, используя сей труд, пытается перевести лучше, ибо еще очень много непереведенного и терпения и времени на это не хватает ((((
но не переживай Svod, даже переведенное очень точно не гарантирует что мы это поймем  :-D

Цитировать
Рассудительность - это скорее сила ума, чем души.
ум владычественная сила души :) Читай главу 68-70 - Каллиста и игнатия Ксанфопулов, в моем переводе, там этоподробно рассматривается, то есть отличие сущности ума и ума как силы души.
Цитировать
если далее указывается мужество души, то куда делась ее женственность (есть ли иной перевод?), восприимчивости ума более соответствует женственность, чем справедливость ИМХО
женственность не главнейшая (роднейшая, первейшая) добродетель, в отличии от мужества, поэтому отцы, видимо ничег оне говорят о женственности, а домысливать можно многое, но Никита Стифат об этом не говорит.
Цитировать
твердость и мастерство несколько разные понятия, скорее тут твердость ума поддерживается мужеством души ИМХО
я тоже к этому склоняюсь, что все-таки тут твердость ума

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

По современным представлениям, страсть схемотворчества, а им в большой степени страдает ум Никиты Стифата, не лучшая сила.

snusmr

  • Сообщений: 912
    • Просмотр профиля

По современным представлениям, страсть схемотворчества, а им в большой степени страдает ум Никиты Стифата, не лучшая сила.
Это не мне судить, тем более что Никита Стифат сейчас не в болоте сидит, в отличии от нас

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

snusmr, Вы весь такой противоречивый, как та девушка из пьесы Зорина "Покровские ворота" :) Отсюда и проблемы неведения...