А насчет покаяния когда-то мне на глаза попался интересный разговор. Я не помню, делилась ли я этим на это форуме. Напишу на всякий случай.
Там автор отталкивается от высказывания Исаака Сирина:
...помыслы, которые возникают в уме...должен познавать человек и отличать в том, что свойственно каждому из них, как говорят Отцы:
покой от
беспокойства,
мир от
смятения,
радость и уверенность от страха и скорби. Названное
первым -- естественно, тогда как
последние -- чуждого происхождения, принадлежат ли они к помыслам и снам, или возникают в чувствах…
прп. Исаак Сирин 2.1.23
Потом идет рассуждение о прожитых "муках совести", опыт которых, с точки зрения автора - явление очень нездоровое, это автор вывел по плодам. Дальше я просто цитирую:
- Обличение своего поступка может вести не к раскаянию, а к самоуничижению и душевной боли не за содеянный грех, а за то, что грех содеян мною. Это тоже "муки", но их источник - гордыня.
- честно сказать, не понимаю, как может состояние мук быть сколь-нибудь длительным иначе, как по причине именно гордыни. Вот, допустим, Вы себя, посредством совести, обличили. испытали какой-то "укол", м.б., поняли, что совершили грех. Если гордыни нет, то Вы сразу принесли плод покаяния. Для "муки",-- как сколь-нибудь длительного состояния,--просто не остается времени. Самообличение, когда оно плодотворно, дает импульс к действию (в т.ч.--к молитве), а не к "мукам".
- говоря математически, при нуЛевой гордости, "муки" длятся мгновенье. Но тогда и "муками" назвать нельзя. Поэтому "муки" как таковые--проявление именно гордости.
- муки совести - это когда есть расхождение между моей реальностью, моим поведением, с одной стороны, и моими иделами, с другой стороны. Отсюда получаем, что для устранения мук совести следует устранить идеалы, забыть их, перевести в разряд иллюзий.
- наличие расхождения--необходимое, но недостаточное условие "мук". "Муки" являются эмоциональной реакцией на это расхождение. Т.е. есть идеал. Есть сознание расхождения с ним. И есть еше неспособность принять со смирением этот факт.
Смирение не исключает стремления. Оно исключает только муки. Стремление не мучительно, само по себе. Это состояние рабочее. А муки, наоборот, парализуют.
Такой тип рассуждений близок моему опыту. Я допускаю возможность, что человек может вообще обойтись без "содроганий". Поэтому специально искать "покаяние с содроганием" не считаю нужным.
Но одновременно допускаю и полезность такого опыта покаяния. Если мне Бог пошлет - приму.