Исихазм

Автор Тема: Помыслы и мысли, в чем отличие  (Прочитано 52188 раз)

мир

  • Сообщений: 22
    • Просмотр профиля

Re: Помыслы и мысли, в чем отличие
« Ответ #315 : 21 Август 2019, 14:37:48 »
Зацепил-таки :) Продержитесь ли до символических 30 сообщений? Посмотрим...
Что значит продержусь ли?

Опытного видно по умной походке :) А неопытный, если и пытается идти умом, ковыляет на костылях. У вас - костыли. И слава богу, вначале было что-то похожее на инв.коляску. И манипулятор вы, конечно, голимый. Поясняю, заявления по типу "а вам что, такой и такой-то не авторитет" - еще и по придуманной самим проблеме - признак испорченного ума и плохой манипуляции.

Всё что вы знаете и думаете обо мне, это то, что я захотел показать вам и рассказать о себе. Я бы не делал поспешных выводов о человеке из его 20 сообщений, но это я, ковыляющий, как вы говорите, а вы - парящий на высотах духа, - конечно же можете себе такое позволить. Это делание - составление мнения о каждом пользователе, - уже возведено вашим умом в ранг безошибочно-доверительного. Вы уже раб этого делания, по причине работания двум господам... но это не мои проблемы.

Спасайтесь брат!

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Помыслы и мысли, в чем отличие
« Ответ #316 : 21 Август 2019, 14:50:45 »
Всякий помысел есть мысль, но не всякая мысль является помыслом, если исходить из контекста, в котором употребляется это слово в аскетических трудах. ))

Поясню свою мысль.

Вот вы пишете:
Прилог, как отцы говорят, это и есть пришедшая на ум мысль. И тут же, что он голый помысл.
 

Мышление (движение мысли) - это почти постоянное состояние нашего ума (особенно поначалу). Мысли бродят в голове (бытовые, практические, художественные, оценочные, радостно/хвалебные и т.д), но не каждая мысль является помыслом - только те, которые несут особую значимость в контексте аскетики, или в деле духовного продвижения. Во взаимодейтвии с такими мыслями проверяется качество внутреннего, человек испытывается/искушается (в хорошем варианте становясь более искусным).

Пример помыслов - это все обращения сатаны ко Христу в эпизоде искушения в пустыне. А ответы Христа - это добрые мысли, благой плод ума.

Еще пример помысла из художественной литературы ("Преступление и наказание" Достоевского) - мысль, которая постоянно вертится в голове Раскольникова : "Тварь я дрожащая, или право имею". Во взаимодействии с нею постепенно происходят внутренние изменения его души.

Пример из аскетической литературы (преподобный авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания):

"Он очень хорошо постилал больным постели и имел такую свободу в исповедании своих помыслов, что часто, когда постилал постель и видел, что блаженный Дорофей проходит мимо, говорил ему: "Отче, отче, помысл говорит мне: ты хорошо постилаешь". И отвечал ему авва Дорофей: "О диво! Ты стал хорошим рабом, отличным постельничим, а хороший ли ты монах?"

Тут налицо  нейтральная, негреховная, вообще-то, мысль (когда делаешь работу, важно оценивать, насколько хорошо ты ее делаешь, не нужно ли что исправить). В контексте  аскетического делания послушника она становится искусительной (функционируя уже как помысел).

Цитировать
... Если рассматривать мысль, как мышление, а помысл, как простое образное представление, то тогда конечно это разные понятия.

Мне такой подход не близок. Но тут уж нужно учитывать, что каждый собеседник может наделить понятие своим содержанием. В таких случаях можно попытаться увидеть явление его глазами.
« Последнее редактирование: 21 Август 2019, 15:32:05 от Elena »

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Помыслы и мысли, в чем отличие
« Ответ #317 : 21 Август 2019, 16:20:12 »
Вообще, интересно, что в аскетике главенствует установка отсекать помыслы (любыми способами - силовой "бранью", игнором, "молитвенным мечом"). Продумывание мысли оценивается как шаг ко греху.

Но вот в эпизоде в пустыне Христос слушает помыслы, входит в их содержание и дает внятный обоснованный ответ (формулирует ответную благую мысль). Мне кажется, такой способ действий доступен каждому христианину. "А мы имеем ум Христов".

Другое дело, бывают патологические состояния ума. Мысль, с которой вроде уже разумно разобрался, атакует тебя снова и снова, становясь навязчивой. Вот тут полезно понять подход Александра. Вглядываться в сам механизм возникновения помыслов.

Помыслы эксплуатируют какое-то имеющееся страстное внутреннее движение, присасываются к нему. Ну, например, внутренний дух строптивости, или превозношения. Но если в самый исток заглянуть, то течение строптивости или превозношения - это извращение изначального чистого потока. Об этом благом "начале" импульса упоминал Никодим. Если пробраться в эту начальную точку, можно восстановить исходную его направленность к Богу. Тут молитва в помощь...

мир

  • Сообщений: 22
    • Просмотр профиля

Re: Помыслы и мысли, в чем отличие
« Ответ #318 : 22 Август 2019, 13:36:18 »
Вообще, интересно, что в аскетике главенствует установка отсекать помыслы (любыми способами - силовой "бранью", игнором, "молитвенным мечом"). Продумывание мысли оценивается как шаг ко греху.

Кем это так оценивается?

Но вот в эпизоде в пустыне Христос слушает помыслы, входит в их содержание и дает внятный обоснованный ответ (формулирует ответную благую мысль). Мне кажется, такой способ действий доступен каждому христианину. "А мы имеем ум Христов".

Он не слушает там помыслы. Этот пример я вообще бы не принимал в расчёт... У Него там простой разговор.

Другое дело, бывают патологические состояния ума. Мысль, с которой вроде уже разумно разобрался, атакует тебя снова и снова, становясь навязчивой. Вот тут полезно понять подход Александра. Вглядываться в сам механизм возникновения помыслов.

И каким образом "вглядывание" в механизм возникновения помыслов может помочь брани? Полезно Бога звать, а не в рассматривание механизмов возникновения вдаваться. Это всё бесовские хитрости. Если Александра бесы этим запутали, то почему мы тоже должны также заблуждаться?

svod

  • Сообщений: 4034
    • Просмотр профиля

Re: Помыслы и мысли, в чем отличие
« Ответ #319 : 22 Август 2019, 13:45:48 »
И каким образом "вглядывание" в механизм возникновения помыслов может помочь брани? Полезно Бога звать, а не в рассматривание механизмов возникновения вдаваться. Это всё бесовские хитрости. Если Александра бесы этим запутали, то почему мы тоже должны также заблуждаться?

Миру Мир.

Главной добродетелью СО считали рассудительность. По поводу полезно Бога звать - это да. Но полезно и рассуждать, что с тобой происходит, когда Он пришел, или не он.
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Помыслы и мысли, в чем отличие
« Ответ #320 : 22 Август 2019, 13:56:29 »
И каким образом "вглядывание" в механизм возникновения помыслов может помочь брани? Полезно Бога звать, а не в рассматривание механизмов возникновения вдаваться. Это всё бесовские хитрости.

Если найдешь страстный движок, который поставляет энергию помыслам, заставляя их беспрерывно вертеться, тогда имеешь возможность и Бога призвать не "вообще", а обратиться с конкретной просьбой исцелить от определенной болезни.

Иногда "движителем" мыслей бывает вроде бы праведное негодование (а за ним прячется уязвленное самолюбие). Навязчивость мыслей - это признак страсти. Если ты просто отметил неправильность ситуации, или слов - это нормально. Но когда от этой неправильности впадаешь в состояние одержимости мыслями - это признак наличия страсти, задел для внутренней работы

мир

  • Сообщений: 22
    • Просмотр профиля

Re: Помыслы и мысли, в чем отличие
« Ответ #321 : 23 Август 2019, 04:24:24 »
Миру Мир.

И Богу нашему слава!

Главной добродетелью СО считали рассудительность. По поводу полезно Бога звать - это да. Но полезно и рассуждать, что с тобой происходит, когда Он пришел, или не он.

По поводу полезно рассуждать что происходит, это да. Но рассуждать о том, кто пришёл; Он или не Он... На это у нас нет ни заповеди, ни нужды. Отцы говорят, что когда Он захочет придти, то ты и сделать ничего не сможешь, а все остальные такие "приходы" надо просто отвергать, и опять же, нет нужды о них размышлять и беспокоиться.

"Хотя бы по некоторым явным признакам подумалось тебе, что видишь истинные видения, Богом тебе данные, и в таком случае не спеши верить им, а скорее погрузись в сознание своего недостоинства и ничтожества. Не бойся, что оскорбишь тем Бога, потому что Ему никогда не бывают неприятны наши смиренные чувства. Если такие видения нужны для тебя, то Бог знает, как сделать, чтобы ты не закрывал от них очей своих, оправдав твою косность в веровании, что они от Бога."

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Помыслы и мысли, в чем отличие
« Ответ #322 : 23 Август 2019, 06:15:02 »
мир, ***Полезно Бога звать, а не в рассматривание механизмов возникновения вдаваться. ***

Бога полезно звать. А вот вторая часть... Взял "мир" сей и одним мирским росчерком отменил все святоотеческое наследие. Это что: ересь, война на святых отцов или элементарное невежество?..

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Помыслы и мысли, в чем отличие
« Ответ #323 : 23 Август 2019, 06:30:08 »
Подумал. И закрыл этого персонажа, поскольку он отрицает святоотеческие принципы умного делания, самые азы.

Сергий Исихаст

  • Пусть воля будет Твоя Господи
  • Сообщений: 11
  • Древлеправославный
    • Просмотр профиля

Re: Помыслы и мысли, в чем отличие
« Ответ #324 : 29 Март 2021, 04:57:43 »
 Три вида помыслов: помыслы ангельские, человеческие и бесовские

Путем долгого наблюдения мы познали различие между помыслами ангельскими, человеческими и бесовскими; а именно: мы познали, что ангельские [помыслы] прежде всего усердно взыскуют естество вещей и отыскивают их духовные смыслы. Например, они взыскуют, ради чего создано золото и почему оно рассеяно в виде песка где-то в недрах земли, отыскиваемое здесь с большим усилием и трудом? Почему, найденное, оно промывается водой и предается огню, а потому уже попадает в руки мастеров, делающих из него для скинии светильник, кадильницу, возливальники и чашу (Исх. 25, 29, 31), из которых, по благодати Спасителя нашего, не пьет уже царь Вавилонский (Дан. 5, 1-30), но Клеопа, который приносит пылающее от этих таинств сердце (Лк. 24, 13-32)'. Бесовский же помысел не ведает и не знает этого, но только лишь бесстыдно внушает (желание] обладать чувственным золотом, предсказывая, что [подобное обладание] принесет роскошь и [земную] славу. А человеческий помысел ни стяжания золота не ищет и не исследует символом чего является оно, но только вносит в мысль простой образ золота, вне всякой связи со страстью корыстолюбия. То же самое рассуждение можно распространить и на другие вещи, тайнозрительно упражняя [ум свой] соответственно этому правилу. (Евагрий Понтийский)
Господи Исусе Христе Сыне Божии помилуй мя грешного!