Мне кажется, что вопрос гордыни - это вопрос определённого состояния сознания и мышления, порождённых вкушением с древа познания добра и зла. Если вдуматься - древо познания... не чувствования, не ощущения, не желаний, не чего-то ещё, а познания. Т.е., Адам и Ева, вкусившие с этого древа - это всё равно что перешедшие на такой уровень сознания, который соответствует познанию как таковому (т.е. всему, что включает в себя познание - восприятие, мышление, речь) через крайности добра и зла, разделяя мир на добро и зло. Наши понятия содержат в себе ориентиры крайностей, которые мы между собой сравниваем: что такое "красиво"? - как это понять, если мы не станем сравнивать нечто, что большинством людей считается красивым с тем, что большинством считается некрасивым. А как насчёт гамлетовского извечного: "быть или не быть", "убить или простить"... Весь строй нашего мышления - это дихотомия крайностей. И это при том, что Отец Небесный "повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправденых". А мышление чего? Кто мыслит так? Ведь в молитве нам открывается такое состояние сознания, когда мы начинаем всё воспринимать иначе, как будто поднимаемся над плоскостью "добра и зла", когда ты уже не мечешься, подобно Льву Толстому: "надо любить этого негодного человека, знаю, что надо, но не могу..."(из его дневников), потому, что для тебя перестаёт существовать само понятие зла и добра, которые существуют в одной связке. Нет врагов, которых надо любить, есть нечто другое, что словами не опишешь. "Слово изречённое есть ложь"(Тютчев. Это не Евангелие, но прозрел человек). То "добро", о котором говорил Господь, и которое взрывало мозг его соотечественников ("подставь вторую щёку", "кто ближний твой", "кто матерь и братья мои") лично у меня вызывает впечатление чего-то за пределами добра и зла, за пределами крайностей, того, что пришло из другого измерения (мира Духа Святого), которое облекаясь в слова из нашего - падшего, невежественного измерения - сознания прежде всего - вызывают когнитивный диссонанс: ты мне - , а я тебе + "любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас..." и т.д.
Так кто или что в нас мыслит в рамках добра и зла? Как это происходит? Что есть наше мышление? И что в нём нашего? И нужно ли это преобразовывать или искать что на чём паразитирует; или махнуть на него рукой, потому, что это уже не имеет значения. Может быть, имеет значение только одно - научиться слышать голос Пастыря доброго, который выведет из этого заблуждения, невежества, тьмы?