Дорогие братья и сестры. Я недавно начала практиковать умное делание, поэтому многого не знаю, особенно писаний святых отцов. Тем не менее, практика шла хорошо, интересно, хоть и очень трудно в отношении переоценки ценностей и борьбы с привычками и инерциями. Изменения были настолько сильны, что это стало заметно для многих, даже не христиан, связи с которыми сохранились. И вот, меня похвалили... а я, как дура, возрадовалась - и капец! Всё пропало, как будто дверь в сердце закрылась. И так хреново стало, как будто форточка со свежим воздухом закрылась и я осталась задыхаться в душном помещении. К чему это я? А к тому, что, читая ваши посты, я искала то, что мне могло бы реально помочь, то, что вызвало бы отклик, такой себе "дзинь" у моей болящей души, то, на что она бы сказала: да, это оно. И вот такими откликами стали следующие ваши слова:
* "тщеславие, разрывает связь с Богом, потому что человек начинает искать славы человеческой (а не Божественной) и теряет союз с Богом" (snusmr)
*"Гордыня это ... Когда срабатывает хваталка. Рефлекс присваивания. ...такая ошибка блокирует развитие и фиксирует ум, а то и снижает его потенциал. Размазывет его по плоскости тварного, причем доступного тварного, оставляя прикровенным большее. Человек закосневает. И так как слеп, продолжает ошибаться, и наматывать клубок ошибок. В этом смысле гордыня просто кладезь, источник ошибок. Или греха.
Да, тщеславие предшествует ему (ИМХО), сперва нужно прославить тщетное и присвоить благо, а не поблагодарить за явленную милость, и воспеть себя, дабы дать толчок гордыне. Извратить благодарность в гордыню. Осознав же тщету и возздав благодарение Достойному его, все ИМХО можно вернуть на место."(Родион)
Не знаю, что там пишут отцы, но именно так со мной и произошло: сначала тщеславие, а потом гордыня, вследствие чего - разрыв связи с Богом, фиксация ума, снижение его потенциала и закостенение. И права Елена, которая напоминала, что и гордыня, и тщеславие есть в нас, а не приходят извне. Очень надеюсь, что всё можно вернуть на место, осознанием тщеты и благодарением.
Были и опасные, на мой взгляд, высказывания, например:
"само тщеславие можно использовать для борьбы со грехом, ну раз оно уже присутствует. Ведь честно говоря многие начинают подвижничество из-за тщеславия, а некоторые из них потом приходят в гавань бесстрастия."(Ian)
По моему небольшому, но всё же опыту, только когда мир перестаёт быть манким (а тщеславие работает только когда мир имеет значение), практика только начинается. Господь говорил притчу о пастыре добром, который жизнь свою положит за своих овец и о наёмнике, который, который боится волков и потому не станет защищать стадо. Если пастырь добрый - Господь, то кто такой наёмник? - не Самость ли, которая смотрит, как человек, например, становится одержим и смирнёхонько где-то пересиживает, а потом возвращается и качает свои права как ни в чём не бывало. Если я права и самость - это и есть наёмник, то кто её нанял, - не Господь же!? Так какой смысл слушать голос наёмника и думать, что он тебя поведёт в нужном тебе направлении? Мне кажется, что практика - это научение слышать голос Пастыря доброго и следовать ему. А вот я сделала ошибку - послушала не тот голос, хотя были оба, сделала неверный выбор, потому, что показалось сладким, вот и сижу теперь в этой сладкой жиже...