Хотелось предложить ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на первые мои письма ему:
Христос Воскресе! (Ответ архимандрита Рафаила (Карелина) на письмо № 2 от 27.05.2006 г.
Дорогой о Господе Виктор! Отвечаю на ваше последнее письмо. В Псалтири написано: «Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им». Со всех сторон пророка Давида окружили скорби и беды, как будто все плотнее и плотнее смыкающееся кольцо. Эти человеческие и демонические искушения почти неизбежное условие для тех, кто нашел в этой жизни Бога и хочет служить Ему. Праведный Соломон пишет: «Имя Божие – неприступная башня; праведник скрывается в ней и безопасен». Имя Иисуса Христа – это и крепость и оружие, и защита и радость. Если вы писали в монастыри и не получили ответа, то это потому что современные духовники не были уверены, что своими советами или благословением помогут вам. Если бы жили старцы прежнего поколения, то они бы кратко и ясно сказали бы вам, что нужно делать, но теперь «оскуде преподобный». «Князь мира сего» в человеческом сердце борется с Царем неба и земли, и мы должны помнить слова Спасителя: «Не любите мира и всего, что в мире» не любите временного, чтобы получить вечное. Кого любит Господь, у того отнимает проходящие блага этой жизни, чтобы дать гораздо большее. Он очищает их скорбями как огнем, чтобы дать возможность благодати – сочетаться с их душой. Поэтому на Страшном суде слезы обратятся в радость, а терпение – в победу. Святой Игнатий Брянчанинов пишет, что все мы находимся в прелести в той или иной степени. Когда вы будете умирать, то станете благодарить Бога за скорби, которые Он посылал вам в жизни. Храни вас, Господь. «Претепевши до конца, тот спасен будет». Призываю на вас Божие благословение, и желаю быть победителем! Прошу ваших молитв. Архимандрит Рафаил.
Ответ архимандрита Рафаила (Карелина) на письмо № 5 от 7.06.2006 г.
Дорогой Виктор! Поздравляю вас с Праздником Пятидесятницы! С интересом прочитал ваши письма. Исихасты уходят не с Афона, а из больших монастырей, стараясь поселиться в одиноких келлиях. Только про схимонаха Паисия можно сказать, что он покинул Афон, где провел многие годы, может быть для того, чтобы основать еще один монастырь. Схиархимандрит Ефрем числится на Афоне, но большей частью живет в Америке, для учреждения там православной монашеской жизни. Это послушание, которое дали ему его наставники. А в больших монастырях духовный уровень не может не измениться, поскольку бедность и скорби – это ферменты, поддерживающие внутреннюю жизнь, но на сегодняшний день Афон, как и прежде, является светочем Православия. Недаром Иерусалим и Афон – это две духовные пристани, куда стремится душа христианина. Рад, что вы имеете возможность жить в послушании, и находиться около храма.
1. Когда вы открываете глаза, то надо сказать: «Слава Тебе, показавшему нам свет», «Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам». Затем начать Иисусову молитву еще в постели. Крещенскую воду следует принимать после утренних молитв. Пресвятую Богородицу нам следует называть Владычицей. Назвать Ее Матерью можно только в состоянии особого умиления или скорби.
2. Правильно делаете. Святой Иоанн Златоуст жил и умер с молитвой «Слава Богу за все».
3-4. В житии преподобного Паисия Величковского на славянском языке есть приложение - рассуждение старца схимонаха Василия о Иисусовой молитве, где вы может быть найдете ответ. На молитве тело должно быть слегка напряжено, так, как если бы вы собрались поднять какой нибудь предмет. Это - состояние мышечной готовности. Но слишком сильно и надолго напрягать тело не следует, так как от скопления крови может появиться боль.
5. За состояние умиления на молитве надо благодарить Бога, но самому не искать его.
6-7. Это ощущение имеет индивидуальный характер. Нужно на молитве больше думать о прощении своих грехов. Надо помнить, что внутренняя Иисусова молитва требует от человека уменьшения внешней информации и посильного молчания. Ум не надо силой вводить в сердце; когда сердце будет подготовлено, ум сам войдет туда.
8. Хорошо, когда молитва идет в ритме дыхания или движения.
9. Когда сердца касается благодать во время молитвы, то оно как бы останавливается и внимает молитве. Но долго такое состояние не продолжается при наших условиях жизни. Поэтому надо к молитве присоединять контроль ума и усилия воли. Надо помнить, что у людей не может быть совершенно одинаковой молитвы.
10. Хорошо засыпать с Иисусовой молитвой. Если чем нибудь огорчены и не спится, то попробуйте добавлять "Богородицею помилуй нас", подразумевая себя, своих близких и тех, кто обидел вас.
Помоги вам, Господи. Прошу ваших молитв. Архимандрит Рафаил.
Ответ архимандрита Рафаила (Карелина) на письмо № 6 от 16.06.2006 г.
Дорогой Виктор!
Если во время чтения правила ко причащению, сердце ваше само собой, без усилия вашей воли, начнет совершать Иисусову молитву, то отложите книгу в сторону и внимайте ей до сих пор, пока она не иссякнет, а затем снова продолжайте правило. В случае если Иисусова молитва не прекратится в сердце, то спокойно идите и причащайтесь. Сознательно заменять правило ко причащению определенным числом Иисусовых молитв я не считаю полезным, так как в молитве ко причащению содержится покаянный плач сердца и благоговение перед таинством Причащения, которое надо возобновлять в своей душе. Чтобы прочно держалась кровля, надо укреплять стены.
Помоги вам, Господи. Прошу ваших молитв. Архимандрит Рафаил.
Батюшка Рафаил Рафаил ! ПИСЬМО № 9 от( 19.06 2006 г. )
Поздравляю Вас в этот воскресный день всех святых - с днем ангела и желаю многая и благая лета и крепкого здоровья. Вчера в субботу после утренних молитв решил почитать " Беседы слова и наставления афонского старца Иосифа Ватопедского ". И вот читаю " Собирать ум и придерживать в сердце и говорить медленно молитву. С вдыханием ум спустится в сердце. Затем с дыханием молитва входит и исходит, а ум пребывает внутри. Понуждай сдерживать. Да не будет исход частым ( ума из сердца )." Прочитав это место – я как то сразу все понял. До того момента, как Вы меня не подкорректировали, молился умной молитвой, а думал, что ум молится в сердце, а этот бедолага все время бился об сердце. Спасибо Вам батюшка за все.
Если можно, то я задам вам некоторые вопросы :
1/ путь души после смерти ( 9 , 40 , 1 год ) и когда она проходи мытарства и на какой отрезок времени она там застревает ;
2/ сколько раз мне можно собороваться в году ?
3/ я причащаюсь один раз в неделю, в воскресенье, и на Господские и Богородичные праздники - нормально ли это ?
4/ что должно быть важным на исповеди , на что делать упор. В прошлом году ( на Великий пост ) я исповедовался за себя и свой род за преступление отречения от царя. Когда отошел от исповеди, то ощутил, как из меня как бы вытащили огромный клин ( который находился наискось от сердца до правой почки ) и мне стало свободно и легко. Для меня этот вопрос очень важен, совершая повседневные грехи и исповедываясь в них, можно пропустить основое.
5/ ложусь в 23 - 24 ч. ночи, а встаю в 5 утра, правильный ли режим ?
6/ питаюсь когда захочу. Св. отцы говорят что это чревоугодие и лучше переходить на двухразовое как в монастырях ? С Увжением Виктор. г. Воронеж
Дорогой Виктор! Взаимно поздравляю вас с праздником Всех Святых и началом поста Святых Апостолов!
Рад, что Иисусова молитва идет хорошо. Есть много способов соединять молитву с дыханием, но надо выбрать свой способ, при котором свободно бы шла молитва.
1. В загробном мире внутренние емкости времени другие, чем на земле. Представьте два концентрических круга, из центра которого проведены радиусы. Отрезки окружностей между радиусами не одинаковы по длине, но симметричны; подобно этому время, в котором находится душа, расставшись с телом, связано с земным временем и, в тоже время, не равно ему. Душа проходит мытарства после 3-го дня, затем в 40-ой день определяется ее место до Страшного Суда. Год не имеет отношения к пути души. Поминовение души совершается в 3, 9, и 40-ой дни.
2. Здоровым можно собороваться 1 раз в год, а больным по мере надобности.
3. Причащение 1 раз в неделю и в Праздники - нормально.
4. На исповеди надо стремиться обнаружить свою главную страсть и покаяться в ней. Но повседневные грехи также нельзя игнорировать.
5. Нормальный сон в наше время 7-8 часов.
6. Лучше питаться 2 раза в день, если позволяет здоровье. Но условия нашей жизни таковы, что брать это как неизменное правило нельзя . Мясо можно употреблять, но не часто и в меру.
Храни вас Господь! Архимандрит Рафаил.