Если бы искались помощь и исцеление, а не ублажение собственными обидами:
В ЖЖ был задан следующий вопрос: как различить (в случае поломок) - по плодам, по ответу человека на вмешательство?
Ответ: Считается, что в случае интенсивных духовных практик могут возникать различные физические боли и даже развиваться болезни. Иногда заболевания носят специфический характер, иногда через практики проявляются слабые места.
Чаще первыми становятся заметными проблемы с психикой, и лишь затем, заменяя или сопровождая, приходят физические недомогания. Физический сосуд достаточно слаб и инертен. Давление духа на него обычно оказывается опосредованно - через влияние ума и страстей. Причем воздействие ума весьма отличается от воздействия страстей.
Воздействие ума. Ум обычного человека шаблонизирован. Через действие ментальных потоков на родовом, общественно-корпоративном и пр. уровнях набор этих шаблонов (шаблонный ум) начинает жить квазиличной жизнью. К примеру, после чтения подвижнической литературы у человека появляется стремление подражать подвигам аскетов прошлого. Пост, бдение, физическое изнурение тела - так ум, схваченный вычитанными правилами по умерщвлению плоти и зараженный ими, начинает давить на физику. И результат достигается на удивление быстро: тело "крякает", причем порой так сильно, что последствия остаются на всю жизнь в виде хронических заболеваний.
Ум, работа которого задана скрытыми для него ментальными схемами, как бы сам формирует и проталкивает (через сопротивление) правила нового функционирования тела: последнее руководствуется законом, заданным умом, обычно в ущерб, поскольку в классическом варианте спасения через аскезу тело воспринимается мешающим фактором.
Сильный и организованный ум может дисциплинировать тело. Силу, способную вылепить тело, не так уж и сложно подхватить из мощных общественно-корпоративных потоков. Женщина, следящая за своей фигурой, - вот настоящий аскет нашего времени
Страсти воздействуют иначе - они пользуют тело, реализуя заложенную силу желания. Сила желания, если не сдерживается ментальным законом, превышает возможности физического сосуда. Посему и тело легко разрушается под воздействием неорганизованных страстей. Однако страсти могут быть организованы и направлены на физическое развитие тела и достижение долголетия.
Итак, мысленные (ментальные) духи ломают тело либо организуют и дисциплинируют его через навязывание правил работы. Человек, зараженный ментальным вмешательством, будет вести себя в рамках закона, как проводник законов и творец схем. К примеру, поломка тела, свершившаяся в случае неумеренного поста или веганства, будет четко свидетельствовать о насилии умственного духа.
Духи, стоящие за страстями, воздействуют на тело разрушительно через их разгульную реализацию. В некоторых случаях, будучи в союзе с умными сущностями, страстные силы могут поддерживать работу тела.
Далее о непосредственном воздействии духов.
"Вопрос: ...должно ли телу испытывать давление Духа? Ведь все вещи так или иначе связанные с Духом происходят при "выходе" из тела (когда не понятно в теле ли или нет). Когда дух уже как бы не стесняет ничего. И с телом кстати работать получается из такого состояния, а не когда ощущаешь его (тело).
Ответ:
Это важный практический вопрос. Я уже напоминал раньше, что особенностью исихастской практики - в свете святоотеческого учения - является молитвенная работа над собой, осуществляемая в теле - без выхода из него, без потери с ним связи. За исключением, пожалуй, некоторых высот созерцания. Исихастская практика (Иисусовой) молитвы - приземленная - в хорошем смысле этого слова: она не оторвана от физического тела, она не является витанием в райских облаках.
Классическая схема молитвы совершенно не случайна, она отражает универсальный закон вселения Святого Духа в человека. Это вселение обычно осуществляется сверху вниз, и первым воздействие силы Духа испытывает ум человека. Ум, успокоившийся и очистившийся, нисходит (через горло - такая вот привязка к телу) в духовное сердце (и здесь опять привязка к физическому сердцу). Эти привязки нельзя абсолютизировать, но не следует их и игнорировать. В этом снисхождении ум движим силой Духа. Причем прямого воздействия Духа ум обычно не испытывает. И да, порой случаются имитации и насильственное вталкивание ума в область сердца, но к хорошему это не приводит. На этом этапе тело если и испытывает давления Духа, то через головную боль. Повторю, тело инертно, оно склонно к игнорированию, неприятию и сопротивлению. Порой ум подвижника обходится с телом жестоко, страсти мучают и пользуют тело, пока оно не истощится. Посему тело еще и беззащитно.
Примерно начиная с района горла (говорю с долей условности), прорабатывается та часть душевного пространства человека, которая связана с его эмоциями и страстями. Токи страстных сил уже намного ближе к физическому телу, они легче пробуждают физиологические процессы. На этапе проработки страстной натуры человека тело испытывает воздействие Духа опосредовано - эмоции, страсти, животные силы, пробуждаемые силою Духа, в свою очередь влияют на тело. Различные боли, спазмы, приятные и неприятные телесные ощущения, кровяное разгорячение, теплота, слезы, сердечный жар, энергетические подвижки и пр. - эти (тварные) реакции тела часто сопровождают молитвенную практику при вхождении ума в область груди и ниже.
Когда Дух нисходит в нижнюю часть, Он не останавливается внизу живота, а проходит дальше через ноги в землю. Тело испытывает это движение подобно трубе, по которой идет мощный поток. Иногда поток бывает таким сильным, что возникает ощущение: тело вот-вот взорвется. Оно как бы внутренне пульсирует, наполняется, расширяется, растворяется, испытывает то, что можно назвать чувством единения... И при этом с внешней стороны тело остается прежним и подчиняется внешним законам: страдает, болеет, стареет.
И никаких медитативных витаний в облаках